В рейтинге легкости ведения бизнеса Dоing Business-2019 Украина поднялась на пять позиций и заняла 71-е место.
В этом списке из 190 стран мы действительно существенно прогрессируем: с 152-го места в 2012 г. переместились на 71-ю позицию. Однако если посмотрим на оценки простоты ведения предпринимательской деятельности по десяти показателям, то там мы увидим почти равенство между позитивом и негативом.
Плюсы поставлены в номинациях относительно защиты инвесторов, выполнения контрактов, регистрации собственности и получения разрешений на строительство. А вот минусы - в таких архиважных сферах, как налогообложение, кредитование, регистрация предприятий, подключение к электросетям.
И это при том что, скажем, в категории "налогообложение" с 2014 г. мы добавили аж 110 пунктов. Но это, скорее, свидетельствует не о благоприятном микроклимате для ведения бизнеса, а о том, в какой яме Украина находилась, да и до сих пор находится. Потому что, например, когда можно порадоваться, что мы немножко опередили такие страны, как Греция и Индонезия, то перед нами не только Кыргызстан, Вьетнам, Перу, но и с большим отрывом Молдова, Россия, Беларусь (44-е, 31-е, 37-е места соответственно).
Так что работать есть над чем. Недаром повышение позиции Украины в рейтинге Всемирного банка Doing Business является одним из ключевых индикаторов реализации Стратегии постоянного развития "Украина-2020", утвержденной еще в начале 2015 г.
И, наверное, значительно более важны рутинные повседневные меры власти по улучшению бизнес-среды и дерегуляции, которые прежде всего должны оценить украинское общество, а потом уже и международное сообщество. Перечень того, что следует сделать, немалый. И называется он Планом мероприятий по дерегуляции хозяйственной деятельности. Кабинет министров утвердил его летом 2016 г.
Однако, если посмотреть на сроки выполнения запланированного (конечная дата - II квартал 2017-го) и проанализировать, что сделано, а что нет, то похоже, что план был слишком амбициозным и непосильным. Потому что как иначе расценить распоряжение правительства от 16 января 2019 г. N 15-р о внесении изменений в пункт 51 плана мероприятий по дерегуляции хозяйственной деятельности. Речь идет о перенесении сроков выполнения со II квартала 2017 г. на I квартал 2019-го.
Так что же конкретно предусматривал план, что было выполнено, а что зависло и заставило правительство переносить срок реализации?
Документ насчитывает 112 пунктов, касающихся послабления регуляторного давления как в отдельных отраслях, так и в предпринимательской деятельности вообще. В частности, запланированы меры по упрощению условий для бизнеса в аграрной и строительной отраслях, энергетике, телекоммуникации и в пищевой промышленности. Речь идет и об уменьшении количества органов государственного надзора (контроля), об открытии доступа к предоставлению публичных услуг, упрощении процедур таможенного и налогового регулирования и т.п.
Все это, надеются в правительстве, улучшит инвестиционный климат в Украине, будет способствовать созданию новых рабочих мест и улучшит наши позиции в международных бизнес-рейтингах. Кивают и на парламент. Дескать, решение многих вопросов также зависит от эффективной деятельности Верховной Рады. Хотя и признают, что большая часть работы - за соответствующими центральными органами исполнительной власти.
Таким образом, на конец марта 2019 г. план мероприятий по дерегуляции хозяйственной деятельности имел такой вид: из 112 пунктов не выполнены 41. В списке воплощенного в жизнь - как незначительные меры, так и весьма весомые. Вот лишь некоторые из них: отмена лицензирования видов деятельности в сфере телекоммуникации и применения заявительского принципа проведения такой деятельности, отказ от получения разрешений на проведение таможенной брокерской деятельности, предоставление юридическим лицам-нерезидентам права открывать счета в банках Украины, упрощение процедуры трудоустройства иностранцев и лиц без гражданства, принятие новых, гармонизированных с нормами ЕС, правил разработки нефтегазовых месторождений.
А еще отменены предельная торговая надбавка (наценка), требования по заключению договоров и срокам получения выручки, упрощены и адаптированы системы регулирования безопасности и качества кормов к требованиям законодательства ЕС, упрощен доступ к аренде государственного и коммунального имущества и введен рыночный механизм ценообразования, упразднена отчетность по декларированию валютных ценностей, упразднено государственное регулирование цен на продовольственные товары…
Перечень невыполненного хотя и втрое меньший, но по важностью влияния на предпринимательскую среду весьма существенный. Так что на нем следует остановиться подробнее и перечислить хотя бы половину списка. Итак, не упрощена выдача одноразовых разрешений на заход в речные порты Украины судов под иностранными флагами. Не усовершенствованы Государственные санитарные правила и нормы и не гармонизованы с нормами ЕС. Не устранено дублирование требований Государственных санитарных правил и норм и Государственных строительных норм. Такую же процедуру не провели относительно Государственных строительных норм.
Не оптимизированы разрешительные процедуры введением декларативного (регистрационного, заявительского) принципа ведения хозяйственной деятельности. Не сокращен перечень документов, которые субъект хозяйствования должен представить для получения разрешения. Не определен четкий порядок обращения с отходами как со вторичным сырьем, с учетом принципа расширенной ответственности производителя и в соответствии с Соглашением об ассоциации. Не сокращены виды деятельности, подлежащие лицензированию. Не пересмотрены действующие и не разработаны новые критерии, по которым оценивается степень риска от проведения хозяйственной деятельности. Не внедрена система стимулирующего тарифообразования. Не принят в новой редакции Кодекс о недрах. И едва ли не самое главное - не сокращено количество государственных контролирующих органов и их функций, хотя по плану это должны были сделать еще в 2016 г.
Удастся ли воплотить план в жизнь полностью - ответить трудно, ведь и предыдущий выполнили менее чем на 60%. А в обновленном добавилось задач, с учетом предложений, поступавших в Минэкономразвития при обсуждении от представителей объединений и ассоциаций, общественных организаций, министерств и ведомств.
Конечно, в необходимости дерегуляции сомнений нет. Ведь она предусматривает отмену чрезмерных регуляторных ограничений и неэффективных процедур контроля, отказ от избыточного лицензирования, сертификации, мониторинг, осуществление экспертиз и других ограничений для, устаревших систем бизнеса. Этим не только уменьшается административное давление на бизнес и ведется борьба с коррупцией, но и создается для бизнеса возможность сконцентрироваться на своей основной деятельности.
Итак, по инициативе Минэкономразвития, правительство проводит "дерегуляционные кабмины", цель которых - оперативное рассмотрение крайне необходимых проектов нормативно-правовых актов, уменьшающих регуляторное давление на бизнес и улучшающих бизнес-климат.
Таких заседаний правительства, посвященных вопросам дерегуляции, премьер-министр насчитал восемь. По их результатам изменили либо упразднили более 1200 документов, которые обременяли бизнес и создавали неблагоприятные условия для его развития.
Уже в марте нынешнего года Кабмин одним махом отменил почти полторы сотни устаревших нормативных документов ради облегчения жизни бизнесу. Если где-то и переборщили, то позже пообещали проанализировать изменения и отказываться от неэффективных мер.
Дескать, и перед принятием этого решения провели очередной аудит регулятивно-нормативных документов и уже на его основе отменяли либо же меняли те из них, которые усложняют деловую активность бизнеса.
- Мы системно, каждый квартал-два, делаем аудит всех регуляций, находим еще до сих пор нормативные документы УССР и другие решения, которые усложняли жизнь. Раньше система была какая? Ты только задумал бизнес, а уже что-то нарушил. Мы начали внедрять разумные регуляции, - объяснял необходимость изменений Владимир Гройсман.
Результаты уже есть. По подсчетам членов правительства, лишь прошлогодние дерегуляционные действия правительства упростили ведение бизнеса примерно для ста тысяч субъектов розничной торговли, одной тысячи компаний и более 10 тысяч ФЛП, осуществляющих ремонт бытовых изделий, для 6300 компаний, которые проводят инженерно-поисковые работы, и свыше 6,7 тысячи строительных компаний,.
Перечислять все нормативно-правовые акты, упраздненные правительством в марте, наверное, нет смысла. А вот назвать несколько из них, чтобы понять, какие сферы затронет очередной виток дерегуляции, следует. Это как маленькие единичные новации, так и системные: от отмены книги жалоб и предложений, уменьшающей финансовые затраты всех предприятий на 125 млн грн ежегодно, до отмены ограничений на максимальную надбавку на цены медицинских изделий (в том числе оборудования), которые покупают за средства государственного бюджета.
Что касается надбавки, то раньше она не могла превышать 10% закупочной цены. В странах ЕС нет никаких инструментов государственного ценового регулирования на медицинские изделия, приобретенные за бюджетные средства. Так что, отменив надбавку, в правительстве надеются, что сработают рыночные механизмы ценообразования на медицинское оборудование и будет ликвидирован дефицит качественного медоборудования.
А еще в последнем заделе Кабмина по дерегуляции - упрощение процедуры получения долгосрочных виз иностранными гражданами ради трудоустройства на территории Украины. Согласно новым правилам, иностранцы, которые уже работают у нас, смогут подавать свои документы для продления виз непосредственно в департамент консульской службы МИД, не выезжая за пределы Украины. Это якобы должно усилить привлекательность нашей страны для зарубежных высококвалифицированных работников.
Параллельно с отменой устаревших и неэффективных нормативных актов меняется и система контроля и надзора. Отныне контролирующие органы будут проверять хозяйствующие субъекты, заведомо зная, на чем именно сосредоточить внимание и по каким критериями это делать. На руках у них будут чек-письма, где все подробно расписано. То есть специалисты будут иметь перечень того, что именно будут проверять, и отступить от этих норм они не смогут.
А будут проверять прежде всего те предприятия и производства, на которых существует вероятная угроза здоровью людей или окружающей среде. В конце 2018 г. правительство утвердило критерии оценивания степени риска от проведения хозяйственной деятельности для санитарного и эпидемиологического благополучия населения, а также периодичность мероприятий контроля.
Разработана новая концепция проверок, по которой предприятиям, продающим товары или услуги, будут присваивать баллы. Именно по ним определяют уровень риска и саму частоту проверок. Госпотребслужба во время проверок предприятий будет присваивать баллы по тем или иным критериям, а некоторые предприятия баллы получат автоматически за саму сферу их деятельности.
Чем выше баллы, тем больше степень риска и чаще проверки. Например, по наивысшей шкале (по 41 баллу) будут оцениваться дошкольные и общеобразовательные учебные заведения, оздоровительные детские заведения, которым такое количество насчитают лишь за сферу их деятельности. Если предприятие поставляет питьевую воду более чем для 100 тыс. человек, оно тоже сразу получит наивысшее количество баллов - 41, а если обслуживает лишь до 20 тыс. человек, то - 10 баллов.
В общем, степеней риска три: высокая (от 41 до 100 баллов), средняя (от 21 до 40), незначительная (от 0 до 20). Высокая степень риска побуждает к плановым проверкам не чаще одного раза в два года; средняя - не чаще одного раза в три года; незначительная - не чаще одного раза в пять лет.
Для тех, кто уже успел разочароваться в эффективности наведения порядка в среде злостных нарушителей, есть обнадеживающая информация. Госпотребслужба может проводить внеплановые проверки, если на то есть веские основания.
Насколько совершенна такая система контроля, сейчас судить рано. Однако уже сейчас есть много критиков такого механизма. Одни опасаются еще большего хаоса в среде малого бизнеса, который и так почти не контролируется. Другие нарекают, что у Госпотребслужбы мало полномочий и ресурсов, чтобы работать эффективно. Да и практика, когда контролеры должны предупреждать о проверках не позднее чем за 10 дней до их начала, не на пользу делу. Новый закон, согласно которому предупреждать не надо, ничего не меняет (такая информация есть на сайте Госпотребслужбы).
Раскрученный маховик дерегуляционных изменений члены правительства останавливать не планируют. Ради облегчения ведения бизнеса Минэкономразвития предлагает отменить еще 150 устаревших нормативных документов, которые создают правовые коллизии и дополнительную нагрузку на предпринимательство.
В ведомстве подготовили законопроект, предусматривающий масштабное реформирование системы лицензирования хозяйственной деятельности. В нем речь идет об отмене устаревших лицензий, предусмотренных не профильными, а отраслевыми законами, и введение адекватных механизмов обжалования решений лицензионных органов, если предприниматели чувствуют свою правоту. Это не только расчистит регуляторное поле, но и устранит расхождения между разными законодательными актами. А самое главное - позволит уменьшить затраты украинского бизнеса ориентировочно на 960 млн грн.
Насколько благоприятным будет бизнес-среда нынешнего года, можно лишь гадать. И не только из-за выборов, но и из-за немалого количества изменений в этой сфере. Хочется верить, что все они продуманные и будут способствовать развитию предпринимательства. Однако несколько настораживает поспешность правительства и профильного министерства, с которым в последнее время проводится дерегуляция.
Дело в том, что Кабмин поставил целью поднять страну, по меньшей мере, на 10 пунктов в рейтинге Doing Business-2020. Ради этого хочет до 1 мая одобрить максимальное количество дерегуляционных решений, которые упрощают ведение бизнеса, чтобы их успели учесть эксперты Всемирного банка. Данные по рейтингу Doing Business на следующий год готовятся по состоянию на 1 мая, а публикуются в конце октября текущего года.