Одной из новостей прошлой недели стала инициатива депутатов от БЮТ. Как всегда, пламенно, звучно, с пионерским задором блок заявил о крайней необходимости реформирования рынка государственных лотерей. И это после июньского запрета азартного бизнеса по инициативе того же БЮТ.
И что мы видим через полгода после запрета азартного бизнеса? Сеть мнимых интеренет-клубов и подпольных букмекерских контор, ставших еще более доступными для игроманов. Как защищены права игрока, который идет в такое заведение, автоматически становясь вне закона после первой ставки? Кто ответит за прямой вред, причиненный государственному бюджету вследствие недополучения дохода от этого вида бизнеса? И кто ответственен за невыполнение законодательной нормы о разработке и принятии на протяжении трех месяцев закона, регулирующего азартный бизнес?
Наверное, авторы новых законодательных инициатив мало задумываются над ответами на эти вопросы. Например, народный депутат А.Яценко внес в Верховную Раду законопроект «О введении монополии государства на осуществление лотерейной деятельности», которым предлагает возложить проведение лотерей непосредственно на государство. Идея, хоть и не бесспорная, но имеющая право на существование, более того, проверенная практикой некоторых европейских государств. Но как предлагают ее реализовать в Украине?
Даже поверхностное изучение свидетельствует о несостоятельности документа. Так, лотерея в законопроекте — это не игра, а хозяйственная операция. Проводить лотерею от имени государства будет, по Яценко, «центральный орган государственной власти» (обратите внимание — не исполнительной, а государственной, т.е. теоретически и Верховная Рада, и Верховный суд, и даже Генеральная прокуратура), который определяется Кабинетом министров. Каким образом государственный орган может осуществлять хозяйственную деятельность, как это соотносится с его статутом и полномочиями?
Дальше еще интереснее. По инициативе депутата вводится новый налог в форме изъятия
100-процентной прибыли от проведения лотерей в государственный бюджет. Конечно, та маловажная деталь, что такой налог не введен Законом «О системе налогообложения», не имеет ни малейшего значения в масштабе тотального реформирования азартного рынка. Но о том, как указанное нововведение соотносится со всей системой бюджетного и налогового законодательства, авторы задуматься могли бы.
В законопроекте отсутствуют нормы, устанавливающие технологические, финансово-экономические требования к проведению лотерей, построению сети, организатору и его должностным лицам. Депутаты не предлагают каких-либо бюджетных источников для организации государственной лотереи. Документ изобилует алогизмами, внутренними противоречиями и несоответствиями действующему законодательству.
Почему такая мощная политическая сила экономит на юристах, допуская появление подобных законопроектов? Разве руководство не понимает, что инициативы, подобные описанной выше, дискредитируют не только партию, но и власть в целом? Над ответами на эти вопросы уже давно подошло время задуматься всерьез.