Автозаводы начали «плодиться»
Согласно Закону Украины «О стимулировании производства автомобилей в Украине», предприятия, привлекшие определенное количество инвестиций, получают от государства ряд налоговых льгот (на уплату НДС, пошлины, налогов на землю и прибыль). Если предприятие собирается выпускать легковые автомобили, необходимо привлечь 150 млн. долл. США, для льготного производства грузовиков и автобусов — 30 млн., автозапчастей и комплектующих — 10 млн. долл. Условием получения налоговых льгот, кроме внесения инвестиций в деньгах, является утверждение Кабинетом министров программы развития предприятия.
С 1998 по 2003 годы записанными в законе льготами пользовался только один национальный производитель — Запорожский автозавод (ныне — ЗАО «ЗАЗ», ранее — СП «АвтоЗАЗ-Daewoo»). Во второй половине 2003 года заметно активизировались другие отечественные автопроизводители. В августе 2003 года зарегистрировал свою инвестиционную программу Львовский автомобильный завод (совместное предприятие с ЛАЗом), а в сентябре прошел процесс одобрения и инвестпроект Луцкого автозавода. В автомобильной среде ходят слухи, что подобные программы инвестирования разработали еще два сборочных завода, а также несколько компаний по производству комплектующих для автомобильных предприятий. Таким образом, если бы Закон «О стимулировании...» выполнялся и далее, уже в 2003—2004 годах в Украине начали бы работу еще несколько автопроизводителей, которые получили бы ряд налоговых льгот.
Стоп машина…
Но безоблачное будущее самой автомобильной страны Восточной Европы развеял… Президент Украины. Своим указом он отменил постановление Кабмина, утверждающее инвестиционную программу ЛуАЗа, а также поручил правительству разработать законопроект по лишению льгот остальных автопроизводителей (как не соответствующих нормам ГАТТ/ВТО). Европейская комиссия (ЕК) уже давно обеспокоена значительными льготами, которыми пользуется отечественный автопроизводитель. Особенно не нравится европейцам льгота по уплате НДС.
Переговоры по поводу льготников с еврокомиссией велись несколько лет подряд. В результате украинская сторона подписала несколько соглашений с ЕК, в которых говорится о возможных преференциях украинскому автопроизводителю. В частности, европейцы согласны на временное увеличение пошлин на импортные автомобили, благодаря чему отечественный производитель окажется в более выгодных рыночных условиях. Скорее всего, именно сейчас пришла пора реализовывать подписанные решения.
Но почему-то Президент пока отменил льготы только Луцкому автозаводу, который собирался выпускать грузовики и автобусы. Львовский автозавод (специализация — автобусы и грузовики) и Запорожский автозавод (легковушки) остались в правовом поле Закона «О стимулировании...», то есть налоговые льготы для них остались. Более того, специалисты утверждают, что даже в случае отмены этого закона указанные предприятия смогут в судебном порядке вернуть «свои» льготы. Ведь закон защищает внесенные инвестиции. Так что указом лишить ЗАЗ и ЛАЗ льгот не удастся, что не вполне согласуется с обещаниями украинской стороны Европейской комиссии.
Не совсем понятна аргументация по отмене льгот ЛуАЗу: заместитель главы администрации Президента Павел Гайдуцкий заявил журналистам, что ЛуАЗ производит в год около 1500 автомобилей. Это менее 2% от того, на что был фактически рассчитан закон». Но в законе ничего не сказано об объемах производства, зато четко определены объемы инвестиций. Заявленные инвестиции (не менее 30 млн. долл.) ЛуАЗ обязался привлечь — в инвестиционной программе завода, утвержденной Кабмином, фигурировала сумма в 496 млн. грн., из которых 165 млн. грн. — инвестиции для производства грузовиков. Глава наблюдательного совета ЛуАЗа Олег Свинарчук предполагает: «люди, которые комментировали президенту инвестиционную программу, не владеют ситуацией на предприятии. На самом деле такие грузовые автомобили и автобусы, которые предусмотрены инвестиционной программой завода до 2007 года, в Украине еще не выпускаются, а то, что мы выпустили, составляет не 2%, а 100%».
Дороги, которые мы не выбираем
Тем не менее Президент обязал Кабинет министров в двухмесячный срок разработать и подать на рассмотрение в парламент законопроект, предусматривающий отмену льгот автопроизводителям согласно договоренностям Украины и Еврокомиссии в рамках действий по вступлению страны в ВТО. Напомним, что в парламенте уже находятся на рассмотрении два законопроекта подобного рода. Одним из них, №3677, предполагается оставить льготы за существующими производителями, которые ими пользуются, и существенно повысить пошлины на готовые импортные автомобили и машинокомплекты для их сборки. Другой проект, №3677-1, предполагает отмену большинства налоговых льгот и небольшое повышение импортных пошлин. Правда, после вступления в силу президентского указа проект №3677 существенно переделали. В частности, в нем предлагается значительно снизить пошлины на импорт автомобилей (по сравнению с предыдущим проектом) — до 20% на новые легковушки. Впрочем, в обновленном проекте импортные пошлины все равно намного выше, чем ныне действующие (от 2% в зависимости от объема двигателя).
Теперь очередь Кабмина представить собственный законопроект, в котором должны быть отменены льготы автопроизводителям, а взамен указаны реальные пути защиты отечественного автопрома перед импортом. Исходя из договоренностей с ЕК, льготы автозаводам правительство предложит уменьшить, а пошлины на иномарки — увеличить. Так что для потенциальных покупателей новых автомобилей принятие подобного закона будет означать одно — повышение цен на автомобили. Насколько это повышение будет существенным, во многом зависит от народных избранников.
Мнения экспертов
Олег Назаренко,
генеральный директор Всеукраинской ассоциации
автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД)
— Позиция автомобильных импортеров была сформирована на заседании ВААИД: наша организация выступает за сохранение «статуса-кво» на авторынке. Сегодняшняя ситуация на украинском авторынке позволяет развиваться как производителям, так и импортерам автомобилей. Но, согласно указу Президента, законодательство, регулирующее налогообложение на авторынке, будет изменено в части ликвидации льгот автопроизводителям. Мы понимаем, что это затронет и импортеров, многие из которых становятся производителями. Поэтому ВААИД готова вместе с правительством выработать и экономически обосновать такие преференции национальным производителям, которые бы соответствовали нормам ВТО и Еврокомиссии. В то же время мы выступаем против существенного повышения импортных пошлин, которое в первую очередь ударит по кошелькам украинских потребителей, а в перспективе — к тенизации отечественного авторынка.
Богдан Нечаев, заместитель министра промышленной политики
— Мы постепенно изменяем законодательство таким образом, чтобы оно соответствовало стандартам Всемирной торговой организации. И сегодня наступил момент, когда государству следует действовать в соответствии с международными договорами в автомобильной отрасли. В то же время задача правительства — защищать интересы отечественного производителя. И в договоренностях между Украиной и Европейским Содружеством существуют пункты о преференциях для наших производителей. В первую очередь — защита национального рынка от импортной продукции. Этого можно добиться различными мерами, в том числе — за счет увеличения импортных пошлин на автомобили.
Тариэл Васадзе, председатель наблюдательного совета ЗАО «ЗАЗ»
— Указ касается в первую очередь ОАО «ЛуАЗ» и на данном этапе к ЗАЗу прямого отношения не имеет. Статьей 4 Закона «О стимулировании производства автомобилей в Украине» установлено: «Законодательные акты, принятые после вступления в силу этого закона, которые отменяют или сокращают льготы, определенные им, не распространяются на предприятия по производству автомобилей… которые имеют инвестицию исключительно в денежной форме, зарегистрированную в установленном законодательством порядке». Действие закона можно приостановить, но с обязательным введением должного компенсационного механизма регулирования рынка, то есть с поднятием пошлины.
Европейская комиссия настаивает на отмене льгот по уплате НДС, при этом комиссией было согласовано повышение ставок ввозных пошлин до 30%, которое дало бы возможность создать равные конкурентные возможности для всех автопроизводителей и обеспечило бы надежную защиту рынка на переходный период, что полностью соответствует условиям вступления страны в ГАТТ/ВТО.