Латание госбюджета служит причиной "аварий"

04 октября, 2013, 19:20 Распечатать Выпуск № 36, 4 октября-11 октября 2013г.
Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы
Отправить
Отправить

В спровоцированной государством автомобильной "аварии" больше всего пострадал среднестатистический украинский покупатель: он будет платить за иномарку на 19% больше

Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы

Латание госбюджета  служит причиной "аварий"

На протяжении двух последних лет в законодательство Украины было внесено много изменений, связанных с куплей-продажей автомобилей. Особенно повлияли на поведение украинских покупателей такие новшества, как спецпошлина и утилизационный сбор. Они же существенно сказались и на автомобильном рынке.

На первый взгляд, ситуация на рынке стабильна. Например, за последние 8 месяцев, по словам директора информационно-аналитической группы "Авто-консалтинг" Олега Омельницкого, были проданы почти 142 тыс. новых легковушек. Это всего на 0,12% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Однако, объясняет эксперт, большинство авто клиенты покупали, как только узнавали о намерениях власти ввести спецпошлину и утилизационный налог. Сбор на утилизацию автомобилей вступил в силу в сентябре. Поэтому в августе в автосалонах царил бум. Тогда было продано более 26 тыс. авто. При том, что всего месяцем ранее, в июле, в связи с введенной накануне спецпошлиной, клиентов в автосалонах было негусто - около 14 тыс. Т.е. за 30 дней уровень продаж подскочил на 46%. Вот так административными мерами руководство государства регулирует ситуацию на авторынке. "Это в стиле стран третьего мира", - раздраженно посмеиваются эксперты.

Что впереди? Следует ли поспешить украинскому клиенту с решением купить автомобиль?

Разумеется, дело в кошельке. В том, что цена на автомобили возрастет, не сомневается никто. Однако, как рассказывает директор департамента маркетинга группы компаний "НИКО" Ярослав Вовк, пока есть возможность приобрести автомобиль приблизительно по цене хотя бы прошлого года. В частности, у автомобильных компаний, сумевших оперативно пополнить свои склады перед законодательными нововведениями. Но уже ощутима нехватка самых популярных модификаций и цветов. Запасов может хватить примерно до середины декабря. Со временем импортеры должны будут ввозить машины по новым ставкам. Т.е. реально ценообразование может начать меняться в ноябре-декабре. Что касается ситуации на рынке, Олег Омельницкий прогнозирует падение приблизительно на 40%.

ZN.UA решило подвести итоги правовых новшеств при купле-продаже автомобилей за последние два года и оценить изменение стоимости легковушек.

Имеем дело с математикой, причем не высшей, а властной. Потому давайте наберемся терпения.

Итак, сейчас цена приобретения легковой иномарки для украинского покупателя состоит из: цены производителя, ввозной пошлины, акцизного налога, НДС, спецпошлины, утилизационного сбора и стоимости обязательного государственного пенсионного страхования.

Ставка ввозной пошлины на большинство ввезенных транспортных средств сегодня составляет 10% от суммарной таможенной стоимости. Важное уточнение: с января 2012 г. действует Закон "О внесении изменений в Таможенный тариф Украины, утвержденный Законом Украины "О Таможенном тарифе Украины" и другими законами Украины относительно описания и ставок ввозной пошлины на некоторые товары". Верховная Рада, выполняя обязательство перед ВТО, снизила пошлину на легковые автомобили с объемом двигателя больше 3 л с 7 до 6%.

Что интересно: одновременно вступил в силу еще один Закон - "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно пересмотра ставок некоторых налогов и сборов". В связи с инфляционными процессами в экономике, законодательным решением был увеличен акцизный сбор. Тем не менее, налог ощутимо увеличился только на бывшие в употреблении автомобили.

20% НДС берется из суммы, состоящей из цены производителя, ввозной пошлины и акцизного налога.

Теперь что касается спецпошлины: соответствующее решение Межведомственной комиссии по международной торговле от 14 марта 2013 г. должно способствовать восстановлению количества продаж машин отечественного производства, а также сделать автомобилестроение в Украине инвестиционно привлекательным. За чей счет? Напомним, что специальная пошлина составляет 6,46% от таможенной стоимости. Это на автомобили с объемом двигателя до 1,5 л. За легковушки с объемом двигателя до 2,2 л приходится платить 12,95% от таможенной стоимости. Что касается больших двигателей роскошных авто, то о специальной пошлине нет ни слова. Поэтому настроенных приобрести машины класса люкс эта правовая норма не касается. А вот если вы собрались купить ходовой автомобиль, то, по словам экспертов, спецпошлина в размере 12,95% не оставит никаких шансов на поставки в Украину почти всех моделей АвтоВАЗа, коснется бензиновых версий Peugeot, Renault Logan, Volkswagen, Hyundai, Kia...

На этом новшества не закончились. С 1 сентября, как известно, вступил в силу Закон "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно уплаты экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств". Утилизационный сбор для импортных авто рассчитывается согласно базовой ставке 5,5 тыс. грн и специальному коэффициенту. Величина множителя зависит от объема двигателя. Для малолитражек он составляет 0,86 (5500 грн х 0,86 = 4700 грн). Для авто с объемом двигателя от 1 до 2 л - коэффициент 1,34, от 2 до 3 л - 2,56, от 3 до 3,5 л - 3,47. Коэффициент для "железных коней" с мотором более 3,5 л - 5,5. Следовательно, нужно заплатить в казну свыше 30 тыс. грн.

Конечно, все эти сборы платит импортер, а потом их компенсирует покупатель в автосалоне. Кроме того, 1 сентября вступило в силу постановление Нацбанка. В соответствии с ним, расчеты, превышающие 150 тыс. грн, должны осуществляться в безналичной форме. Однако, по словам генерального директора Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олега Назаренко, с Нацбанком удалось прийти к соглашению, что клиентам нет необходимости открывать личные счета, а средства будут переводиться непосредственно на баланс автосалона. Таким образом, покупатель не теряет на комиссионных, т.е. на него не ложатся дополнительные затраты. Хоть что-то положительное.

От суммы всех этих стоимостей будет зависеть и цена сбора на обязательное государственное пенсионное страхование. Его платят в случае первой регистрации. Ранее размер этого налога на все автомобили составлял 3%. Теперь, согласно постановлению Кабинета министров Украины от 16 января 2013 г., 3% платят только те покупатели, стоимость авто которых не превышает 165 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на 1 января отчетного года (прожиточный минимум - 1108 грн.). Если цена легкового автомобиля выше, то необходимо уплатить 4%. Если она превышает 290 размеров прожиточного минимума, то - 5%.

Что касается стоимости отечественных автомобилей, на ней сказались только законодательные изменения относительно акцизного налога (следовательно, увеличилась и сумма НДС) и сбора на государственное пенсионное страхование. Что касается утилизационного сбора - согласно закону, компании, собирающие транспортные средства на территории Украины, обязаны создавать перерабатывающие мощности и утилизировать машины самостоятельно.

Подведем итоги. Принимаем во внимание: самые ходовые - импортные автомобили с объемом двигателя 1,5–2,2 л, авто с мотором свыше 3 л, открывающие категорию дорогих машин, и роскошные авто стоимостью около 800 тыс. грн. Итак, ввозная пошлина на ходовые автомобили составляет 10%, тогда как на авто класса люкс она снижена до 6%. Нововведенная спецпошлина для первой категории составляет 12,95% от таможенной стоимости. Роскошные авто спецпошлиной не облагаются. Утилизационный сбор достигает 7370 грн и 19085 грн, соответственно. И в пенсионный фонд владельцам ходовых машин придется внести сумму на 1% больше, чем еще год назад, а владельцу дорогого автомобиля - на 2%.

Если все эти цифры перевести в проценты, то получается, что стоимость автомобилей среднего класса возросла приблизительно на 19%. Что касается автомобилей высшего класса, цена на те, которые начинают эту категорию, увеличилась оценочно на 7%, а на дорогие, но не самые дорогие, - на 3,4%.

Следовательно, в автомобильной "аварии", спровоцированной руководством государства, больше всего пострадал среднестатистический украинский покупатель.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК