Осень-2003 — горячая пора на рынке мобильной связи. Шквал новых предложений от операторов, свалившиеся наконец всем на голову «бесплатные входящие» и связанные с ними изменения тарифов, амбициозные планы некоторых компаний по развертыванию третьей национальной сети мобильной связи — вот далеко не полный перечень последних событий, обостряющих конкуренцию в этой сфере. Конкуренция, как известно, идет на пользу в первую очередь клиентам, а от операторов требует быстрых, решительных и в то же время выверенных и безошибочных действий. В результате выигрывает сильнейший. Кто им окажется — солидная и обстоятельная «УМС», динамичный и массовый «Киевстар» или пока мифический «третий», готовящийся в одночасье отвоевать значительную часть рынка? Попробуем трезво взвесить шансы каждой из сторон.
На начало сентября наибольшее число абонентов — почти 2,5 миллиона — было у «Киевстар Дж.Эс.Эм.». Это более половины от общего числа пользователей мобильных телефонов в стране. Таков вклад компании в достижение Украиной минимального для цивилизованных стран значения mobile penetration в 10% от населения. При этом количество пользователей предоплаченных услуг мобильной связи (pre-paid) от «Киевстар» — Ace&Base — превысило два миллиона человек. Таким образом, компания по-прежнему уверенно удерживает звание «самого популярного мобильного оператора Украины».
Для сравнения: у ближайшего конкурента — «Украинской Мобильной Связи», несмотря на 200-миллионодолларовое вливание со стороны новых хозяев, на начало сентября было 2,3 миллиона абонентов. Интересно сопоставить также августовские темпы прироста абонентской базы: у «Киевстара» — 8,7%, у «УМС» — 6,1%. И хотя с начала года количество абонентов обеих компаний выросло примерно в одинаковом соотношении — на 35%, это показывает, что отставание «УМС» по этому показателю только закрепляется, ведь обещанных опережающих темпов компания не демонстрирует. Ситуация у аутсайдеров рынка более сложная — на начало сентября количество абонентов WellCOM осталось на уровне 38 тысяч человек, а у «Голден Телекома» и вовсе упало на 7,3% (с 42 до 38 тысяч). Куда ушли эти семь и три десятых процента абонентов, вполне очевидно.
Отдельно скажем о новинке на мобильном рынке Украины — виртуальном операторе «Джинс». Его «отцы» отрапортовали о том, что за месяц работы к нему подключилось 100 тысяч абонентов. Правда, неизвестно, какая часть из этого количества «разошлась» в виде «Джинс-шары» — бесплатно раздававшихся на промоакциях стартовых пакетов с пятью гривнями на счету. Для сравнения: абонентами услуги Ace&Base от «Киевстара» за это время стало свыше 120 тысяч человек. И для компании это норма, не нуждающаяся в отдельной рекламе. Всего же с начала года к киевстаровскому препейду уже подключилось почти 600 тысяч, и темпы продаж стартовых пакетов «Ace&Base» продолжают расти, несмотря на то что все медийное и эфирное пространство буквально «залито» рекламой «Джинса».
Во многом это происходит благодаря новым условиям подключения и обслуживания абонентов Ace&Base. Так, многих пользователей очень порадовало продление срока, в течение которого можно бесплатно возобновить пользование «просроченным» номером — теперь он составляет 90 дней. Это действительно очень удобно, ведь Ace&Base — услуга, рассчитанная на массового пользователя. А доходы и расходы среднестатистического гражданина Украины в наше нелегкое время подвержены колебаниям, и бывает, что в момент, когда срок действия услуги истекает и номер блокируется, свободных средств у него в наличии нет. Но это не значит, что он должен отказывать себе в пользовании услугами мобильной связи или платить за новый стартовый пакет — на приведение своих финансов в порядок у него теперь есть целых три месяца. Причем все это время телефон может принимать SMS-сообщения, то есть фактически работать в режиме пейджера! Впрочем, возобновить пользование номером можно и в течение еще трех месяцев, но уже за дополнительную плату.
Таким образом, на владение киевстаровским номером абонент Ace&Base может тратить всего 50 гривен в 155 дней (65 дней — срок действия 50-гривневой карточки и 90 дней — период бесплатного восстановления), то есть менее чем 10 гривен в месяц — сумма, доступная для ЛЮБОГО. А если не доводить дело до блокирования номера, то экономное пользование мобильной связью обойдется абоненту в 77 копеек в сутки. Вот и выходит, что благодаря «Киевстару» мобильная связь стала дешевле хлеба!
Опять же для сравнения: пользование пакетами Sim-Sim в максимально экономном режиме обойдется абоненту более чем в гривню в день, «Джинс» — чуть меньше гривни. Однако сроки бесплатного возобновления пользования заблокированным номером у обоих пакетов поджимают сильнее — соответственно 30 и 15 дней. У малоразвитой pre-paid-услуги UNI такой период вообще отсутствует: не заплатил вовремя — сгорел так рекламируемый компанией городской номер.
Еще одно немаловажное преимущество Ace&Base — это уменьшение стоимости стартового пакета до 99 гривен. На сегодня это едва ли не самый дешевый на рынке «мобильный старт» (Sim-Sim — 149 гривен, «Джинс» — 100 гривен, про UNI с 75 гривнями не говорим — все-таки довольно специфическая услуга). При этом карточки пополнения счета можно круглосуточно купить в более чем 8,5 тысячах торговых точек: в магазинах и ресторанах, в киосках и на автозаправках и т.д. А действует связь на территории, где проживает три четверти населения страны!
Ну и в-третьих, конечно, тарифы. Хотя введение с 19 сентября бесплатных входящих звонков сделало выгоднее для абонентов мобильную связь всех операторов, даже на этом фоне тарифы Ace&Base выглядят очень привлекательно. Подробнее — в таблице. Минута звонка на внешнюю сеть в пакете Ace все время, а в пакете Base — в бизнес-время, стоит 48 центов (у «Джинс» — столько же, у Sim-Sim — 50—56 центов). В вечернее и ночное время минута «внешнего» звонка с пакета Base стоит, соответственно, 24 и 15 центов — вполне на уровне конкурентов. Минута звонка на «родную» сеть для пакета Ace — 18 центов (у Sim-Sim — 19). С учетом того, что, по статистике, каждый второй собеседник киевстаровского абонента — также киевстаровец, экономия налицо.
Нельзя не упомянуть также об услуге «Любимый номер» — 50-процентной скидке на звонки по номеру телефона, на который абонент звонит чаще всего. При этом, в отличие от «Sim-Sim-Семьи», этот номер может быть не только внутрисетевым, но и любым стационарным номером в любой точке Украины. Введенная в августе, эта услуга также внесла свой вклад в рост количества новых подключений к сети «Киевстар Дж.Эс.Эм.».
К тому же Ace&Base в отличие от того же «Джинс» — это не только телефонные разговоры с мобильного, но и широкий набор дополнительных услуг — от SMS и голосовой почты до WAP и мобильного Интернета.
Может показаться, что в погоне за абонентами «Киевстар» не обращает внимания на другие показатели своей деятельности. Это отнюдь не так. Чистая прибыль компании в первом полугодии составила 34,3 млн. долл., а доход — 153,4 млн. долл., что заметно превышает прошлогодние показатели. Вырос и среднемесячный доход в пересчете на одного абонента — ARPU: во втором квартале он составил 12 долларов против 11 в первом. При этом ARPU абонентов предоплаченного сервиса вырос с 8 до 9 долларов, контрактных — с 23 до 25.
Ace&Base действует на всей территории страны, которая покрыта сетью «Киевстар Дж.Эс.Эм.», а это более 700 городов и населенных пунктов, включая все областные центры, а также все основные автотрассы как национального, так и регионального значения. Антенны базовых станций оператора можно увидеть даже в горах Крыма и Карпат — многие туристы предпочитают брать с собой в походы именно телефоны «Киевстар Дж.Эс.Эм.», оставаясь на связи даже в самых глухих местах. Резюмируя вышесказанное, нужно отметить, что выход на рынок «Джинс» не поколебал, как прогнозировали некоторые эксперты, позиций «Киевстара» по числу абонентов. Жители Украины, которые хотят пользоваться мобильной связью, по-прежнему выбирают стабильность и надежность. В результате сегодня каждый двадцатый человек в Украине, — а это практически два из каждых пяти абонентов сотовой связи в стране, — говорит по Ace&Base.