"Круги ада"

4 сентября, 2015, 00:00 Распечатать Выпуск №32, 4 сентября-11 сентября

Жалобы бизнеса на сложность присоединения новых объектов к сетям и нехватку мощностей уступают своим количеством разве что нареканиям на налоговую систему и работу фискальных органов.

 

Бесплатное подключение к сетям электро-, газо-,  водоснабжения выливается в 30% стоимости объекта

Жалобы бизнеса на сложность присоединения новых объектов к сетям и нехватку мощностей уступают своим количеством разве что нареканиям на налоговую систему и работу фискальных органов. 

Об этом свидетельствуют, например, многочисленные жалобы по этому поводу в адрес украинского омбудсмена. А стыдливо названный в законе "О принципах функционирования рынка электроэнергии Украины" от 24.10.2013 г. принцип "перекрестного финансирования", похоже, получил новую жизнь. И действует он не только в электроэнергетике.

Такие проблемы у бизнеса в Украине были всегда. Единственное — когда нынешние частные структуры облгазы и облэнерго еще оставались государственными предприятиями, это преимущественно было затягивание времени. Чтобы получить технические условия и подключиться к сетям, предприятиям иногда приходилось ждать по несколько месяцев. После приватизации монополисты не только перевели на потребителей все затраты, связанные с подключением к сетям, но и зачастую принуждают их оплачивать работы, непосредственно не касающиеся их объектов. Зато потом все сети и объекты, возведенные на средства потребителей, согласно техническим условиям, передаются на баланс монополистов бесплатно, и в дальнейшем это никак не влияет на тарифы. О каких-либо скидках речь даже не идет.

Дефицитный товар

Напомним, что, согласно действующему законодательству, подключение к воде, электроэнергии, газу и другим благам цивилизации те, кто предоставляет эти услуги, должны осуществлять бесплатно. На практике все происходит наоборот.

Недавно владелица небольшой кофейни, размещенной в центральной части Львова, решила установить печи для выпечки кондитерских изделий. Для этого надо было увеличить мощность электропотребления с имеющихся 6 до 20 кВт. Однако когда городская структура ПАО "Львовоблэнерго" посчитала стоимость затрат — 200 тыс. грн, женщине пришлось отказаться от своих планов. Для нее такая инвестиция нерентабельна.

У другого предпринимателя возникла потребность перенести торговый киоск. Однако лишь подключение к электросети стоило ему почти три месяца нервов. Кроме того, пришлось выложить 20 тыс. грн.

Злоупотребляют положением не только облэнерго, но и облгазы. Одно из газодобывающих предприятий год назад нашло на Львовщине месторождение газа. Но когда его руководство обратилось к львовскому филиалу ПАО "Укртрансгаз" с просьбой подключить месторождение к своим сетям, возникли проблемы. На словах между руководителями как будто царило понимание, но на деле монополист был не против того, чтобы решить этот вопрос за счет своего потребителя.

"При подключении к сетям нет четких критериев оценки стоимости работ, — говорит глава ассоциации строителей Львовщины Ростислав Вороновский. — По словам строителей, работники предприятий-монополистов иногда определяют на глаз, столько можно взять с потребителя. Здесь все настолько конфиденциально, что узнать четкие условия и прайс (цену) на услуги невозможно. Тот, кто определяет цену, имеет рычаги влияния и возможность получать взятки от застройщиков и предпринимателей. В результате, чтобы подключиться к сетям, нужно выложить не менее 20–30% от стоимости объекта. Если же сюда добавить цену на землю и прочие "сопутствующие вещи", то накрутки достигают 30–40%.

Кроме того, застройщиков нередко обязывают проложить сотни метров, а то и километры сетей, которые их напрямую не касаются. В результате, эти затраты ложатся, например, на стоимость жилья и влияют на его качество, ведь застройщикам приходится экономить на стоимости строительных материалов".

Три месяца и… три дня

Первое, чего требует действующий порядок подключения к городским электросетям, — сделать выкопировку будущего местоположения объекта с генерального плана города, чтобы потом согласовать его с районным архитектором. (Для непосвященных скажем, что с 2012 г. во Львове действует запрет на установление любых новых МАФов, но они все же появляются). Одно из оснований — перенесение в другое место. Сама выкопировка места стоит 430 грн, еще 1,5 тыс. — привязка к месту. А дальше это место нужно согласовать в городских инстанциях. Это, в частности, Управление градостроительства и архитектуры, Центр технической эксплуатации радиофикации Львовского филиала ОАО "Укртелеком", ЛКП "Львовэлектротранс", "Львовские городские электрические сети", "Львовсвет" и т.п. Всего около двух десятков.

Если киоск находился в пределах "красных линий", то до недавних пор согласовывать место нужно было дополнительно в городской ГАИ. За услугу требовали 500 грн. Потом с этим документом нужно идти в архитектурное бюро и изготовить паспорт привязки объекта. Предварительно нужно заплатить
1,5 тыс. грн. Дальше ваш путь будет лежать в управление коммунальной собственности, где получите договор аренды конструктивных элементов. Затем идете во Львовские городские электрические сети (структурное подразделение ОАО "Львовоблэнерго") и делаете технические условия на присоединение. Перед этим заполняете специальный опросник, в котором сообщаете, что будет в том киоске: свет, счетчик, кассовый аппарат, кондиционер и т.п. В городских сетях вам дадут 15 дней и попросят уплатить 1200 грн.

И только после этого на место выезжают специалисты, которые определят, откуда лучше подсоединить ток. А также предоставят перечень первоочередных работ, которые нужно выполнить. Прежде всего — спроектировать линию. Это требует отдельного проекта — еще 2 тыс. грн. Когда проект наконец будет готов и согласован со всеми инстанциями, готовится смета на выполнение работ. Она включает в себя выезд машины, затратные материалы, счетчики, работы и т.п. В этом перечне затрат есть даже "дополнительные затраты", "общепроизводственные затраты", "средства на возведение и разработку временных зданий и сооружений" и "средства на покрытие рисков" (?!) Всего набегает 13 тыс. грн. Скорректировать эти затраты или нанять кого-то, кто выполнит перечисленные услуги за меньшую плату, у вас не получится, потому что "Львовские электрические сети" — монополист. Именно его специалисты принимают сети в эксплуатацию, а значит лучше не рисковать. После этого через две недели к вам прибудут рабочие, которые за несколько часов подсоединят сеть. Однако питание вы получите лишь после того, как работы примет специальная комиссия, о чем составит соответствующий акт. И, наконец, ваши последние затраты — 400 грн за подачу электроэнергии. Лишь после этого диспетчер дает разрешение на включение электрического тока. Таким образом, от начала вашего обращения проходит почти три месяца. Такой же срок на подключение действует и в облгазе. Как сообщила менеджер по связям с общественностью ПАО "Львовгаз", "после написания заявления в срок до 15 рабочих дней заказчику выдаются технические условия, схема присоединения и проект договора на присоединение к газовым сетям, а также счет на оплату услуги "Стандартного подсоединения". Срок выполнения подсоединения — 90 дней с момента оплаты заказчиком счета".

Аналогичная процедура в соседней Польше забирает от силы… три дня. Однако там действует конкуренция за право предоставлять услуги потребителям. Как только те, кто предоставляет услуги в Польше или Австрии, узнают, что кто-то планирует соорудить какой-нибудь объект, к застройщику являются несколько компаний, которые стараются предложить ему выгодные условия подключения.

С монополистами не спорят

Проблемы с подключением к коммуникациям есть и у города. В частности, сейчас Львов строит жилой дом для участников АТО в микрорайоне Пидголоско. Поскольку там не хватает электрических мощностей, городу пришлось дополнительно выложить около 60 млн грн на возведение электроподстанции. Как пояснил директор Департамента градостроительства Львовского горсовета Андрей Павлив, еще 25 млн грн нужно для подведения воды, канализации и газа. В самом доме будет
10 секций, каждая из которых обойдется городу в 30 млн грн. А это означает, что треть стоимости строительства составят инженерные сети. "Частные структуры заинтересованы работать исключительно на прибыль. Хотя, согласно закону, именно они должны подвести инженерные сети к строительной площадке за свои средства. То же касается газовой компании. Но они монополисты, поэтому с ними очень трудно спорить".

Космические штрафы

Проблемы возникают не только во время подключения предпринимателей к сетям монополистов, но и в процессе пользования услугами. В частности это касается неправомерных и довольно неадекватных штрафов.

"У нас был пример с одним из членов нашего комитета, — говорит член совета Комитета предпринимателей Львовщины Ярослав Кохалевич, — когда на одном из швейных предприятий неизвестно кто сорвал пломбу счетчика на воду. Пришел инспектор "Львовводоканала", взял диаметр трубы и посчитал затраты воды по максимуму. Вышло более 90 тыс. грн. По аналогичному принципу действуют и в облэнерго. И избежать оплаты счета не поможет никакой суд.

Доходит до курьезов. Несколько лет назад в договоре поставки электроэнергии содержался пункт, согласно которому "Львовоблэнерго" при несвоевременной уплате за потребленную электроэнергию начисляло штраф в пятикратном размере! О таком ценовом рае для частной структуры нечего и мечтать.

Бесправие потребителей начинается с того момента, когда их принуждают подписывать договора, в которых они не могут ничего изменить".

Законодательство и правовой хаос

Еще одна важная проблема — раскоординированность действий участников процесса из-за отсутствия целостного законодательства. Каждый закон охватывает какой-то один аспект проблемы. В результате каждый монополист качает свои права. Нет закона, который бы свел все это в одну цепочку в интересах потребителя. Лицензии, сертификаты, платные услуги — все это лишь инструмент для эксплуатирования заказчиков.

Один из примеров привел Ярослав Кохалевич. Строители и проектировщики жилых домов, зданий и промышленных сооружений руководствуются нормативами, которые часто противоречат друг другу, в частности это — Государственные строительные нормы Украины (ГСН) и Правила устроения электроустановок (ПУЭ). За разработку первого документа отвечает Министерство регионального развития и строительства, второго — Минтопливэнерго. Разногласия в нормативной базе для строительства дают возможность чиновникам и монополистам произвольно, с выгодой для себя использовать действующее законодательство. Соответственно, есть основания для коррупции. Если выгодно — можем ссылаться на один документ, невыгодно — на другой.

По его словам, стандартные подключения сейчас довольно легко перевести в нестандартные, а значит, их стоимость сразу возрастет. Доказать свою правоту потенциальный пользователь не может, поскольку указанная процедура недостаточно публична. Помочь этому мог бы открытый реестр подключений.

До недавних пор координатором действий монополистов во Львове выступал Львовский горсовет. Однако, как объяснил Андрей Павлив, законом Украины от 17.02.2011 г. "О регулировании градостроительной деятельности" местные органы самоуправления полностью отстранены от принятия решений о развитии инфраструктуры. Теперь вопрос полностью зависит от доброй воли частных компаний, которые предоставляют эти услуги. Закон, который якобы был написан для ослабления давления чиновников на предпринимателей, лишь ухудшил общую ситуацию. В результате все это приводит к хаосу и самочинному строительству.

По мнению представителей ассоциации строителей "Стройиндустрия", проблема возникает потому, что Львов не имеет плана генеральной застройки. "Генерального плана развития города во Львове никто не соблюдает, — убежден Ростислав Вороновский. — Потому всерьез говорить о развитии сетей не приходится. Сейчас вся жилая застройка происходит хаотично, поэтому если в городе возникает какая-то ситуативная проблема, ее решение полностью ложится на застройщиков и бизнес".

По мнению Р.Вороновского, в Украине нужно ввести стандарты подключений, подкрепленные экспертными заключениями на всех этапах: получения технических условий (ТУ), разработки технической документации, сдачи объектов в эксплуатацию и т.п. На всех "кругах ада" должны функционировать наблюдательный совет, представители которого будут контролировать процесс подключения бизнеса ко всем сетям. В свою очередь, ассоциация строителей "Стройиндустрия" инициирует собственные предложения по ограничению монополизма и недопущению недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности.

Комментарии

Владимир РОМАНИШИН, технический директор ПАО "Львовоблэнерго":

Стандартное присоединение — это присоединение электроустановок заказчика к действующим сетям электропередающей организации на расстояние, не превышающее 300 м по прямой линии от места обеспечения мощности до места присоединения, которое дифференцируется по степени мощности объекта заказчика: первая степень — до
16 кВт; вторая — от 16 кВт до 50 кВт; третья — от 50 кВт до 160 кВт включительно. Третья степень планируется к введению в действие с 1 января 2017 г. Срок предоставления услуги по присоединению для электроустановок первой степени мощности составляет 15 рабочих дней со дня оплаты заказчиком электропередающей организации стоимости присоединения. Для электроустановок второй и третьей степени мощности этот срок составляет, соответственно,
30 и 45 рабочих дней.

В частных случаях существуют некоторые проблемы, из-за которых мы не укладываемся в эти сроки, которые в обязательном порядке согласовываются с потребителями. Они могут быть связаны с отводом земельного участка под электрические сети, получением разрешения на раскопки и т.п. Мы в основном стараемся соблюдать сроки, определенные законодательством и правилами подсоединения. Все остальные подсоединения считаются нестандартными, и для них выписана отдельная процедура.

Очень болезненным является вопрос имеющихся мощностей в отдельных городах области. В частности, большой дефицит мощностей есть во Львове, Трускавце, Червонограде, частично — в Бориславе и Дрогобыче. Договорные мощности с нашими потребителями в г. Львове таковы, что их резерва на львовских подстанциях сегодня практически нет. Сейчас мы проводим ряд работ и мероприятий в этом направлении, однако рост потребностей в электроэнергии происходит быстрее, чем мы способны их обеспечить.

Правилами предусматривается, что при формировании Программы развития электрических сетей следует учитывать перспективу развития инфраструктуры, предусмотренную генеральными планами развития территорий. Но за все время моей работы я еще ни разу не видел такого генерального плана. Заказчика мы уже видим тогда, когда он приходит к нам за мощностью. Тогда буквально с колес мы начинаем решать его проблему.

 

Тарас ФЕДАК, глава постоянной комиссии Львовского областного совета по вопросам топлива и энергетики:

Согласно действующему законодательству, монополисты должны беспрепятственно подключать потребителей к своим сетям. Поскольку же эти работы регламентируются внутренними положениями Минэнергетики — по электроснабжению, по воде — внутренними положениями городских советов и исполкомов, они выписывают такие технические условия, которые часто неподъемны для бизнеса.

Единственный выход в этой ситуации — изменить внутренние отраслевые положения монополистов, которых сегодня никто не отслеживает. Они, как и решения городских советов и исполкомов, должны проходить серьезную экспертизу антимонопольного комитета. Это могло бы обезопасить бизнес от диктата монополистов. Ведь сегодня монополисты перекладывают решение большинства своих проблем на потребителей.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно