Чтобы разглядеть главное, иногда нелишне посмотреть со стороны. Вот и я решила взглянуть на отечественный рынок гостиничных услуг глазами зарубежного гостя. Их в нашу страну приезжает по-прежнему много, а к Евро-2012 ожидается еще больше…
Взгляд первый: в глубинку по бездорожью
По утверждению украинских операторов рынка гостиничных услуг, Украина продолжает оставаться для большинства иностранцев «белым пятном». По привычке отождествляя нашу страну с Россией, среднестатистический гость продолжает думать, что на украинских дорогах бродят медведи, а украинцы играют на ложках и балалайках…
— Нашей главной бедой остается государственная политика в области туризма и продвижения страны, — рассказывает генеральный директор компании Premier International LTD Ирина Сидлецкая. — Два-три последних года эта непосильная ноша лежит на плечах самих операторов рынка гостиничных услуг. Так, мы недавно приняли участие в крупных туристических выставках в Милане, Берлине и Москве. Государство ничего не вкладывает в международную рекламу, которая бы транслировалась по спутниковым программам, не продвигает туристический и, как следствие, гостиничный рынок. О нас просто никто не знает. Именно поэтому все операторы рынка возлагают большие надежды на чемпионат Европы по футболу в 2012 году — после этого массового заезда в страну появится хоть какая-то реклама, передающаяся от человека к человеку…
Собираясь к нам в гости, в том числе и на Евро-2012, иностранный турист, естественно, задумается над средством передвижения. Несмотря на высокую стоимость авиабилетов, иностранцы до сих пор предпочитают к нам летать, поскольку состояние наших вагонов и качество сервиса на железной дороге несовместимо с их представлением о безопасной езде…
Сегодня основной акцент нужно делать не на качество гостиничных услуг, а на инфраструктуру, утверждают эксперты. В регионах остро не хватает
аэропортов, потому иностранцы не в полной мере могут воспользоваться услугами авиации. Учитывая наше уникальное расположение в центре Европы, к нам могли бы добираться на автомобилях, но к таким «автобанам» за рубежом не привыкли. В регионах ощущается недостаток ориентации на иностранных языках (указателей на латинице), туристы ходят со словарями и пытаются переводить с кириллицы, это просто какой-то «каменный век»…
Взгляд второй: из тысячи киевлян в гостиницу могут прописаться только шестеро
Добравшись с грехом пополам в Украину, иностранный гость приходит в состояние шока — в стране дефицит гостиниц. Дело в том, что большинство ныне существующих украинских отелей построены тридцать и более лет назад (последний всплеск интенсивного строительства гостиниц отмечался в уже далеких 1980-х) и не соответствуют понятиям о международных стандартах.
Позже, в 1990-х, из запланированных 11 новых международных гостиниц не была построена ни одна. Отечественных застройщиков мало интересовал гостиничный бизнес и не было желания делиться прибылью с западными партнерами. Земельные участки были перепроданы, началось строительство жилья и офисных помещений, которые окупались гораздо быстрее…
В середине 2000-х ситуация оживилась: в 2005 году в Киеве было построено 11 крохотных частных гостиниц общей вместимостью 200 мест, в течение 2006 года планировалось строительство еще 10 небольших отелей.
По данным компании Ernst & Young, на начало 2005 года в Украине было официально зарегистрировано 1218 гостиниц. Активно пополнялся гостиничный фонд в Одессе, Харькове, Львове, Днепропетровске и Запорожье.
В 2007—2008 гг. на украинцев вдруг обрушился звездный дождь в виде заявлений о намерениях в сфере гостиничного строительства. Так, например, в столице был заявлен план гостиничного строительства до 2010 года, согласно которому намечалось построить порядка 40 гостиниц на 4,3 тыс. мест. Пять из них должны были быть четырех-пятизвездочными.
Российская компания «РосИнвестОтель» рассматривала возможность строительства трех-четырехзвездочных отелей в Киеве, Харькове, Одессе и Черновцах. Кувейтская компания Sovereign Hospitality Holdings намеревалась инвестировать около 1 млрд. долл. в строительство гостиничных объектов категории luxury. Французский гостиничный оператор Accor запланировал к 2012 году обслуживать в Украине сеть из 25 бюджетных гостиниц. О целях своего появления на украинском рынке заявили такие международные операторы как Crown Plaza, Fairmont, Hilton, Intercontinental, Kempinski, Le Meridien и Sheraton.
Трудно сказать, что из намеченного осуществилось, поскольку финансовый кризис перечеркнул многие планы…
— Большинство украинских отелей имеют устаревшую материальную базу, т.е. требуют инвестиций для реконструкции, улучшения общественных зон и других обновлений, — комментирует Ирина Сидлецкая. — Мы, например, постоянно обновляем и переоборудуем гостиницу «Русь», которой недавно исполнилось 30 лет. Несмотря на то, что это — трехзвездочный отель, мы стараемся держать планку четырех звездочек, поэтому он весьма востребован.
За последние годы в Киеве введены в строй четыре новых объекта, например, гостиница «Золотые Купола» на Большой Житомирской. К Евро-2012 в столице будут введены в эксплуатацию как минимум еще четыре-пять отелей. В регионах дело обстоит хуже, это связано с большими инвестициями и медленной окупаемостью.
Кризис способствовал сокращению гостиниц в Украине: если к 2007 году в стране насчитывалось около 1230 отелей, то на сегодня — менее 900. Это значит, что более 300 гостиниц были переформатированы в другие объекты недвижимости, что является тревожным симптомом…
В Киеве сейчас около 80 гостиниц, из них в международные сети входят всего четыре, национальная гостиничная сеть всего одна, а пятизвездочных отелей в Украине всего семь.
По количеству гостиничных номеров на душу населения Украина намного отстает от Европы. В Киеве, например на тысячу жителей приходится всего шесть-семь гостиничных мест, в то время как в других европейских городах их намного больше: в Париже — 36, а в Вене — 25. Среди стран СНГ мы находимся по этому показателю на девятом месте, а по развитию гостиниц мирового уровня Киев занимает 13-е место среди 15 столиц стран СНГ.
Гостиничное хозяйство планеты насчитывает около 350 тыс. гостиниц общей составляющей 15 млн. номеров, ежегодно прирастая на 3—4%. Доля Украины не дотягивает даже до полпроцента европейских показателей…
Взглянув на эти цифры со стороны, иностранному туристу впору испугаться: при таком дефиците гостиничных номеров не остаться бы на улице.
Однако не так все плохо…
Взгляд третий: апарт-отели в Украине не в моде
Не числом единым. Главным индикатором востребованности гостиниц все-таки является их средняя годовая загрузка. А загрузка украинских гостиниц, как отмечают операторы рынка, последние годы стабильно росла. Например, в Киеве за последнее десятилетие она увеличилась на 30—40%.
Кризис снизил эти показатели. Ни в одном из регионов максимальной загрузки гостиничного фонда сегодня нет. Операторы с большим опытом работы на рынке, держатся за счет постоянных клиентов (средняя загрузка по гостиницам, входящим в сети, сегодня составляет 65%). Небольшие же отели, которым труднее себя продвигать на рынке, испытывают серьезные трудности от недостатка постояльцев.
Кроме того, значительный «кусок пирога» отхватывают владельцы съемных квартир, где нынче все поставлено на широкую ногу — существуют даже специализированные агентства и заказы по Интернету. Цена за проживание в квартирах, аналогичных гостиничным номерам, обычно на 40% дешевле. В центре столицы — на 20%. Уязвимое место подобных услуг — отсутствие системы безопасности, которую высоко ценят иностранные гости…
Выбирая отель, гость ориентируется прежде всего на свои доходы и ценовой порог. Сегодня специалисты отмечают трансформацию спроса потребителей гостиничных услуг класса «люкс» в пользу трехзвездочных отелей.
Естественно, важное значение имеет месторасположение отеля и цель, с которой едет гость. Например, бизнесмену необходима удобная инфраструктура, центр города, доступ к Интернету. Для отдыхающих важны скорее общественные зоны и парковки, бассейн, фитнес-центр и сфера развлечений…
В Киеве и крупных городах спрос на гостиничные услуги выглядит таким образом: 65—80% — бизнес-туристы, 35—20% — групповой и индивидуальный туризм. В курортных зонах совсем иная статистика: 85—90% — групповой и индивидуальный туризм, 10—15% — бизнес.
В преддверии Евро-2012 в Украине существует дефицит так называемых конгресс-отелей, т.е. гостиниц, большую часть доходов которых обеспечивают поступления от проведения мероприятий: конференций, конгрессов, съездов.
Еще более дефицитными у нас в стране являются апарт-отели. В привычном понимании это комфортабельные апартаменты с гостиничным обслуживанием (уборка, стирка, ресторанная кухня по специальным ценам и пр.), т.е. часть этажей (обычно верхние) сдают на длительный срок или продают частным лицам. Аналога такого распространенного на Западе вида сервиса у нас пока нет. Хотя большинство новых
инвест-проектов предусматривает наличие таких апартаментов. Но пока VIP-гостям Евро-2012 придется довольствоваться президентскими апартаментами и люксами, срок проживания в которых не ограничен…
Взгляд четвертый: каков сервис за ваши евро в дни проведения нашего «Евро»?
Начиная с 1998 года, в Украине установилась единая цена за проживание в гостиницах — будь то украинец или иностранный гость. В условиях финансового кризиса в Европе уже началось падение тарифов, а в нашей стране цены держатся на стабильном уровне.
Сегодня у нас стоимость проживания в трехзвездочном отеле на 10—15% выше, чем в среднем по Европе. Это объясняется повышенным спросом на качественные номера в этом эконом-сегменте, который у нас еще не так насыщен, как в Европейском Союзе.
Что касается пятизвездочных отелей, то Россия, и особенно Москва, опережает нас в цене, европейские отели такого уровня тоже имеют более высокую ценовую планку.
Вряд ли подобный аргумент утешителен — пятизвездочными гостиницами пользуются далеко не все, тем более что у нас их можно пересчитать на пальцах…
В течение последних двух лет активно идет подписание договоров с агентством по размещению гостей Евро-2012. Практически каждая киевская гостиница уже подписала такой договор, а каждый строящийся отель подтвердил свою готовность к приему определенной квоты гостей. Потребности в размещении участников этого мероприятия очень большие.
Возникает вопрос: какого уровня сервис предоставят наши операторы гостиничного бизнеса гостям такого масштабного мероприятия?
В связи с экономическим кризисом в гостиничном хозяйстве идет процесс «более эффективного распределения функций между его сотрудниками». Звучит красиво, а на самом деле те же номера будет обслуживать вдвое меньше персонала…
Более того, сегодня существует острый дефицит работников гостиничного хозяйства. Причем не количественный, а качественный: выпускников по этой специальности дипломируется много, но отсутствие практики делает их профнепригодными на этом рынке услуг. За рубежом студенты подобных высших и средних учебных заведений половину курса изучают теорию, а половину — практику. У нас в программе учебных заведений только теория…
Готовясь принять удар «цунами» гостей Евро-2012, украинские гостиницы наращивают «бицепсы» — лихорадочно работают над инвестиционными проектами расширения сферы дополнительных услуг. Кто-то оборудует конференц-залы и бизнес-комнаты для переговоров, кто-то отдает предпочтение созданию спа-центров, тренажорных залов и бассейнов. Кстати, по требованию Госстандарта во всех четырех-пятизвездочных гостиницах должны предоставляться услуги по релаксации и физическому восстановлению, а основные услуги должны входить в стоимость проживания…
Хотелось бы верить, что все эти приготовления не «потемкинская деревня», а действительный переход обслуживания на более качественный уровень.