Через несколько месяцев из отечественных автосалонов исчезнут новые карбюраторные легковые автомобили, поскольку они не отвечают экологическим нормам Евро2. Согласно Закону «О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины транспортных средств» с 1 июля 2006 года их нельзя будет зарегистрировать в ГАИ. Кроме того, указанным нормам не отвечают некоторые инжекторные легковушки, в конструкции выхлопных систем которых отсутствует каталитический нейтрализатор выхлопных газов (в народе — катализатор).
Моделей мало, но все в «тельняшках»
Сегодня в нашей стране выпускается всего несколько моделей автомобилей с карбюраторными двигателями, но доля их продаж на отечественном рынке довольно велика. По оценкам экспертов, продажи ВАЗ-2107, ВАЗ-2104, «Нивы», «Таврии» и «Славуты» (все — с карбюраторами) составляет около 25% от всего рынка. Это наиболее доступные по цене легковушки (от 3800 до 7700 долл. США). Они давно уже присутствуют на рынке, поэтому их ремонт и техническое обслуживание не представляет труда в любых условиях, включая малоквалифицированный сервис в гаражах.
Это преимущество делало покупку недорогих машин привлекательными прежде всего для жителей небольших населенных пунктов, где уровень автосервиса довольно слабый. Кроме того, покупатели подобных авто не привыкли их обслуживать на СТО, и даже новые автомобили на гарантии часто обслуживали самостоятельно. С 1 июля 2006 года они лишатся такой возможности.
Взамен карбюраторным версиям придут аналогичные машины с инжекторной системой питания двигателя. Процессом подачи и регулировки топлива в таких автомобилях управляет электроника, которую обслужить в домашних или гаражных условиях невозможно. Для диагностики, регулировки и ремонта инжекторных двигателей с катализаторами, отвечающих нормам выхлопа Евро2, необходимо специальное компьютерное оборудование, а главное — специалисты, которые умеют им пользоваться. Ни специалистов, ни спецоборудования в достаточном количестве в большинстве небольших украинских городов и сел пока нет. Для того чтобы продолжать продавать указанные автомобили с инжекторными двигателями жителям этих населенных пунктов, продавцам придется создавать в глубинке сервисные станции с современным оборудованием и квалифицированным персоналом. Такие СТО смогут обслуживать сначала российские и украинские машины, а со временем и современные иномарки. Таким образом, дилеры российских автомарок подготовят основу для наступления на отечественную глубинку иномарок, в первую очередь собираемых в нашей стране Daewoo, Chevrolet, Skoda, Hyundai и Kia.
Подорожание — шаг в небытие
Кроме изменения технических характеристик, самые дешевые на рынке ЗАЗы и ВАЗы существенно изменятся в цене. Модернизация систем питания и выхлопа повлечет за собой замену многих узлов и деталей. Комплектующие инжекторных систем значительно дороже карбюраторов, поэтому стоимость автомобилей увеличится в среднем на 500 долл. Например, популярная среди молодых украинских семей «Славута» может стоить чуть меньше 5000 долл., а проверенная временем и любимая водителями с большим стажем ВАЗ-2107 — около 6500 долл. Такие цены могут оказаться слишком высокими для основных потребителей этих машин, которые рассчитывают не только купить недорогую машину, но и впоследствии мало тратить на ее обслуживание.
Впрочем, у продавцов есть немало методов привлечения покупателей — от предложения выгодных кредитов с небольшим первоначальным взносом до комплектования машины дополнительным оборудованием. Тем не менее у любителей карбюраторных машин есть еще время успеть обзавестись подобным анахронизмом XX века…
Если говорить о производственном цикле «классических» ВАЗов и «Таврий», то очередное их подорожание может стать для покупателей роковым. Руководство предприятий, выпускающих эти машины, уже неоднократно заявляло о намерении прекратить выпуск этих морально устаревших машин, не отвечающих современным требованием безопасности и комфорта. Но низкие цены на них порождали довольно значительный и устойчивый спрос, и в угоду покупателям эти машины выпускаются и поныне. Приближение цены этих автомашин к семитысячной отметке (7 тыс. долл. США. — Ред.) резко снизит спрос на них. Ведь за такие деньги можно купить более современные ВАЗовские «девятки», а чуть добавив денег — Daewoo Sens. И если через год-два выпуск ВАЗ-2107, ВАЗ-2104, «Таврий» и «Славут» прекратится, на украинском рынке не останется новых автомобилей стоимостью менее 7 тыс. долл.