Уровень сегодняшнего потребления, на который равняется пивной рынок нашей державы, равен 140—150 млн. декалитров в год. Разумеется, это куда скромнее, нежели в «пивных» странах — Китае, США, Чехии, Германии, Великобритании. Емкость отечественного пивного рынка ежегодно увеличивается примерно на 20%. По мнению экспертов, этот процесс продолжится до тех пор, пока не будет достигнут исторически обусловленный уровень потребления пива. У нас максимум равен 200 млн. декалитров в год — именно столько пива выпила УССР в 1989 году.
Украинский пивной рынок практически контролируют четыре компании. Среди них по темпам развития и внедрению новейшей технологии выделяется «ВВН—Украина», куда входят запорожский «Славутич», Львовский пивоваренный завод и открытый в этом году уникальный киевский пивоваренный завод «Славутич».
Наступила осень. Все чаще дует пронзительный холодный ветер... А нам все еще так хочется чего-то теплого, душевного. А куда тянется страждущая душа? Конечно, на пивзавод. Какой посетить? Конечно, лучший — киевский «Славутич».
У производителей пива бытует поговорка: «Чтобы сварить хорошее пиво, необходимы пять компонентов: вода, ячмень, хмель, пивные дрожжи и… совесть пивовара». Каждый, кто посещает киевский пивоваренный завод «Славутич» и знакомится с производством, не может не восторгаться высочайшим уровнем автоматизации технологических процессов на этом предприятии. Здесь установлено только самое новое, самое передовое оборудование, произведенное лидерами мировой пивоваренной промышленности. Вот почему качество пива «Славутич» (помните — «совесть пивовара»?) отвечает самым взыскательным вкусам и мировым стандартам.
Киевский «Славутич» — единственный завод в Украине, построенный с нуля. Все другие отечественные пивзаводы за последние 20 лет только ремонтировались или реконструировались. Здесь же 15 декабря 2002 года был забит первый колышек, а через 14 месяцев, т. е. 16 февраля 2004 года уже проведена первая варка пива. Площадь завода невелика — 8,9 гектара. Все службы, собственно, весь завод находится под одной крышей: это как бы очень большой цех, в одном конце которого поступает сырье, а в другом — готовая продукция грузится в машины.
Предлагаем читателям совершить вместе с нами, журналистами «ЗН», экскурсию по заводу и воочию увидеть: как именно готовится пиво «Славутич»?
Итак… Пиво без воды не сваришь, а воды в пиве почти 96%, и именно поэтому она играет важную роль. Известно: чем вода мягче, тем пиво «душевнее». На киевском пивзаводе «Славутич» (впрочем, как и на пивзаводах ВВН в Запорожье и Львове) вода проходит полную четырехступенчатую очистку и становится идеально чистой. И очень вкусной, как считают специалисты.
Пивоваренный ячмень, прежде чем стать пивом, проходит стадию соложения, т.е. превращения в солод. Именно соложение позволяет накопить максимальное количество ферментов, которые играют решающую роль во вкусовых характеристиках пива. Итак, ячмень, превращенный уже в солод, поступает на завод в специальных вагонах. Но во время выгрузки солода вы не увидите грузчиков — все процессы перекачки его в чаны автоматизированы, нет даже намека на ручной труд.
Солод дробят на специальной молотковой дробилке, причем само дробление производится исключительно в углекислом газе. Оказывается, это необходимо для того, чтобы ни солод, ни сусло не контактировали с кислородом. Ведь кислород — сильный окислитель и может весьма отрицательно повлиять на вкусовые качества пива. И вообще, на протяжении всей технологической цепочки весьма внимательно следят, чтобы кислород нигде не имел доступа к пиву.
После дробления солод смешивается с водой — этот процесс называют затиранием. Именно в это время закладывается сорт пива, его качественные характеристики.
В результате тщательной первичной фильтрации образуется сусло (жидкая часть) и дробина (густая часть). Дробина идет на корм скоту, а в отфильтрованное сусло добавляют хмель и кипятят его… Во время кипячения сусло приобретает особый, хмелевой аромат, так высоко ценимый в готовом пиве. Кроме того, именно хмель предопределяет горечь будущего пива. Но в противовес бытующему мнению, никакого отношения к содержанию алкоголя хмель не имеет!
Затем сусло охлаждают, после чего начинается едва ли не главный технологический процесс становления пива — его брожение. К слову, здесь тщательно следят за процессом брожения, более того, у «Славутича» есть собственное дрожжевое отделение и собственная линия разведения чистой культуры, когда из маленькой дрожжевой клеточки выращивают дрожжи в необходимых количествах.
Бродит пиво в огромных цилиндроконических чанах (так называемых танках), объем которых — по 300 тыс. тонн в каждом. Брожение длится около 12 суток в зависимости от сорта пива.
Пиво после брожения необходимо отделить от взвесей, для чего используются самые разные фильтры. Есть и особый фильтр (сотрудники называют его фильтр-полицейский), с помощью которого улавливают мельчайшие частицы, «не замеченные» всеми предыдущими фильтрами.
Разумеется, на этом технологическая цепочка не заканчивается, нужен еще ряд процессов, после которых готовое и вкусное пиво поступит в отдел разлива.
«Славутич» разливает пиво в разную тару. Это и фирменная стеклянная бутылка, которая полностью защищает пиво от губительных солнечных лучей, что позволяет ему сохранять свои замечательные свойства достаточно длительное время. Снаружи бутылка покрыта специальным составом, оберегающим ее от царапин и потертостей, а значит, дольше сохраняет товарный вид. Мощность линии разлива пива в стеклянную тару — 650 тыс. бутылок в час.
Разливается пиво и в литровую ПЭТ-бутылку (23 тыс. бутылок в час). Важно, что эта тара производится на месте, специальной машиной, которая из маленьких пресс-форм выдувает бутылку нужной формы. Это гарантирует идеальную чистоту такой тары.
Есть на заводе и линия, разливающая пиво в жестяные банки (мощность — 22 тыс. банок в час) и линия разлива пива в кеги емкостью 30 и 50 литров. Кстати, на разливе мы увидели систему, которая остро и вполне по-человечески реагировала на «некондицию». «Эта бутылка мне не нравится» (по цвету ли, по размеру ли?). И бутылка отправлялась в отдельную корзину. «А эта мне не нравится по толщине стекла». Бутылку постигала та же участь…
Перед отправкой потребителям каждый сорт пива оценивает дегустационная комиссия. Причем оценивают, как это ни покажется странным, не вкус, а чистоту запаха. Дело в том, что вкусовые рецепторы являются наиболее бедным из органов восприятия человека. Существует всего четыре основных разновидностей вкуса: сладкий, горький, соленый и кислый. Обоняние гораздо богаче и передает более полную гамму качественных характеристик напитка. А что делать неспециалистам? Им рекомендуется оценивать запах пива, температура которого приближается к комнатной (т.е. не сразу после откупоривания бутылки, а по мере опустошения бокала). Ведь именно в таком напитке проявляются все его плюсы и минусы.
Часто пиво называют «жидким хлебом». И не случайно. Ведь в нем содержится очень много ценных продуктов: белки, витамины (особенно группы В), причем в той пропорции и количестве, в котором они не встречаются ни в одном другом природном продукте. И вообще, медицина все чаще обращается к пиву как к эффективному средству очистки организма от ионов тяжелых металлов, которые могут стать причиной целого «букета» заболеваний.
После изучения различных лекарств, помогающих выведению токсинов, медики остановились на пиве. По их мнению, его по праву можно назвать благородным напитком. Во-первых, это продукт переработки сырья высокого качества. Во-вторых, производится с помощью биотехнологии, то есть является продуктом жизнедеятельности дрожжей. В-третьих, требует для приготовления особо чистой воды. В конце концов, это один из немногих на Земле напитков, который может похвалиться историей в 8000 лет!
Заканчивая экскурсию по киевскому пивоваренному заводу «Славутич» и отведав его пенную и золотистую продукцию, можно с полным правом воскликнуть: «Да здравствует вечно свежее, вечно холодное, вечно хмельное, вечно искрящееся, вечно вкусное и просто приятное в любую погоду — пиво «Славутич»!»