Использованные автошины: почему государство игнорирует мощный ресурс?

20 сентября, 18:36 Распечатать Выпуск №35, 21 сентября-27 сентября

Судя по первым 100 дням при власти президента Владимира Зеленского, его команда уделяет особое внимание отечественной инфраструктуре (дороги, аэропорты, мосты и т.п.) как потенциальному драйверу экономики.

© Pixabay

Впрочем, в Украине есть хотя и специфические, однако весьма важные ресурсы, рациональное использование которых могло бы качественно помочь в дорожном строительстве, топливно-энергетическом комплексе и других сферах. Речь идет о переработке отходов шинной промышленности, которую предыдущая власть практически игнорировала. Смогут ли новые руководители использовать все преимущества ценного сырья, являющегося сейчас тем "золотом, которое лежит под ногами"?

Убийца природы или суперполезный материал?

Начну с цифр, наглядно иллюстрирующих полный упадок в сфере обращения с отходами шинных изделий в Украине. В основном, по экспертным данным, масса неутилизированных шин в нашей стране превышает 10 млн тонн. Вместе с тем ежегодно у нас накапливается до 400 тыс. тонн отходов, которые подлежат переработке или утилизации. Впрочем, поддается правильному сбору и переработке только 10% автомобильных шин.

Что же происходит с остальными? В основном эти отходы накапливаются на мусорных полигонах и стихийных свалках. В таком "формате" они представляют повышенную опасность IV класса: контактируя с водой, шины выделяют токсичные органические соединения, под землей же — начинают разлагаться (период полного распада — 100 лет), отравляя землю, грунтовые воды, всю окружающую среду. Именно поэтому нынешние попытки, например, столичной власти рекультивировать мусорные полигоны похожи на "борьбу с ветряными мельницами".

Около 20% использованных автошин "утилизируются" еще одним воистину варварским способом: ряд производств, нарушая действующее законодательство (пламенный привет Государственной экологической инспекции, Нацполиции и Генпрокуратуре!), сжигают покрышки в мощных печах. Излишне говорить, насколько эти ядовитые выбросы загрязняют атмосферу: так, при сжигании одной тонны использованных шин в окружающую среду попадает более 250 кг копоти и 450 кг токсичных газов. И этим смертоносным воздухом постоянно дышат украинцы и их дети! Вот просто интересно: хоть кто-нибудь из "ответственных" чиновников Минэкологии или Госэкоинспекции всерьез занимался решением этой проблемы? Било ли в набат Министерство здравоохранения? И планирует ли Кабмин разработать отдельный алгоритм обращения с этим опасным "трэшем", в противоположность абстрактным положениям в Национальной стратегии обращения с отходами?

Тем временем вряд ли кто-то из отечественных топ-чиновников серьезно задумывается над тем, как не только решить опасную и неотложную экологическую проблему, но и обернуть ее в огромную пользу украинской экономике. Ведь автошины являются просто-таки бесценным сырьем для ряда отраслей экономики.

Например, из отработанных автомобильных покрышек, обработанных методом пиролиза (с помощью высокотемпературного режима), можно получить печное (пиролизное) топливо и технический углерод для твердотопливных котлов (т.н. альтернативный полукокс), которые к тому же являются экологичными. Более того, ученые Черновицкого госуниверситета уже разработали оборудование для переработки автошин в жидкое и газообразное топливо. Чем не альтернативы сверхдорогому голубому топливу — тогда как отечественные "нефтегазовые" чиновники стонут, что с 2020 г. Украина может не получить газ от северного соседа? Правда, для массового внедрения этих технологий сейчас необходимы немалые инвестиции и целенаправленная государственная поддержка.

Далее: измельченные озоновым или другим способом отработанные шины (резиновую крошку) можно успешно использовать в строительстве дорог. Порошковую или гранулированную резину добавляют в битум и асфальтобетонную смесь. Построенная по такой технологии дорога намного устойчивее к деформации при низких и высоких температурах. Следовательно, эта технология существенным образом снижает затраты на дальнейший ремонт и содержание дорог, кроме того — способствует уменьшению шума (на 3–6 децибел). А срок эксплуатации дорожного полотна продлевается вдвое! Например, добавление 15% резиновой крошки в состав асфальта увеличивает долговечность покрытия на 15–20 лет. И здесь невольно вспоминается несчастный украинский "Укравтодор", который перманентно занимается ямочными ремонтами на отечественных трассах — даже сравнительно новых. Конечно, покрытие с резиновой крошкой дороже, но если убрать вероятные "откаты" на строительстве дорог, то денег на новую технологию хватит полностью. Зато в долгосрочной перспективе госбюджет получит значительную экономию, поскольку дороги будут служить несравнимо дольше.

Резиновую крошку также можно успешно использовать для строительства вело- и беговых дорожек, безопасного покрытия детских и спортивных площадок и т.п. Она характеризуется высокой износоустойчивостью, имеет повышенную упругость и устойчивость, водонепроницаема, а главное — абсолютно безопасная. Но в Украине опять-таки сложилась парадоксальная ситуация. Сырья для производства резиновой крошки у нас более чем достаточно. Однако этот материал, наряду с искусственными газонами для спорта, мы в основном импортируем (из Италии, Бельгии, Турции, Китая), при этом тратя драгоценную валюту. И только треть рынка покрывается отечественной продукцией. Вот это и есть то "золото", растрачиваемое под ногами, наглядная иллюстрация того, как государство "содействует" национальному товаропроизводителю и экспорту отечественной продукции! 

Кроме вышеназванных сфер, порошковая резина  используется для изготовления композиционных кровельных материалов (рулонная кровля и резиновый шифер), подкладок под рельсы, гидроизоляционных материалов. Шинная же крошка — еще и на производство массивных резиновых плит для комплектации трамвайных и железнодорожных переездов и т.п. К сожалению, в Украине львиная доля этих без преувеличения бесценных отходов оседает на официальных и стихийных мусорных свалках или сжигается, загрязняя едкими выбросами атмосферу. Цивилизованные же страны имеют кардинально противоположный опыт.

 Например, в ЕС ответственность за утилизацию отработанных шин возлагается на их производителей и импортеров, компании платят специальный налог или сбор на утилизацию, который потом идет в специализированный фонд. Эта структура финансирует прежде всего сбор покрышек, а также выплачивает дотации переработчикам. Благодаря такому цивилизованному подходу европейские страны эффективно ликвидируют катастрофические экологические последствия. Кроме того, переработка шин в ЕС является важным сектором экономики.

Как преодолеть "шинную" бесхозяйственность в Украине

На сегодняшний день отечественное законодательство никак не решает проблему комплексной переработки отработанных автошин в ценное сырье, которое можно успешно использовать во многих отраслях и инфраструктурных проектах. Так, довольно размытые положения Закона Украины "Об отходах" и постановление Кабмина еще от 27 июля 2011 г. "Некоторые вопросы сбора, заготовки и утилизации изношенных шин" обязуют производителей, импортеров этой продукции и другие предприятия "самостоятельно обеспечить дальнейший сбор, заготовку и утилизацию изношенных шин или заключить договора о выполнении работ по организации сбора, заготовки и утилизации изношенных шин".

Но выполняются ли эти обязательства всеми "причастными" предпринимателями, существуют ли действенные механизмы контроля и адекватная ответственность за нарушение закона? Отнюдь. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что только 10% предприятий платят за утилизацию и переработку автошин.

Тем временем даже то небольшое количество предприятий, рискнувших в нашей стране перерабатывать изношенные автошины, подвергаются атакам со всех сторон — от общественности до силовых структур,  которые часто немотивированно требуют закрытия таких производств. И это — вместо того, чтобы помочь профильному бизнесу с землеотводом и всесторонне поддерживать проекты! В основном в Украине и без зарубежных инвесторов хватает желающих перерабатывать опасные отходы, однако архисложная и коррупционная система разрешений и согласований просто уничтожает желание инвестировать в эту отрасль.

Собственно, такая тотальная бесхозяйственность вызвана еще и тем, что государство до сих пор не выработало механизм утилизационного сбора, который работает в развитых странах. У нас годами нет государственной программы стимулирования компаний, перерабатывающих шинные отходы в топливо или резиновую крошку как сырье для дорог или строительства. Отсюда — нехватка зарубежных технологий и сверхсовременного оборудования для переработки автошин. К сожалению, бизнесу сегодня практически нерентабельно этим заниматься. Более того, на местном уровне нет сети приемных пунктов сырья, — так стоит ли удивляться горам старых шин на мусорных свалках? С другой стороны, практически царит бесконтрольность со стороны Минэкологии и Госэкоинспекции за утилизацией отходов.

Так что в этой перспективной для экономики отрасли сейчас — полный хаос. Перед страной стоит задача — наконец преодолеть его европейским способом.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно