Инвестиции на рейде

25 апреля, 17:00 Распечатать Выпуск №16, 26 апреля-10 мая

Одесский порт, который стремительно теряет показатели в последние три года, блокировал вход иностранной буксирной компании. В борьбе за собственный буксирный бизнес руководство одесского филиала АМПУ пренебрегло отношениями с турецкой контейнерной линией и теперь может потерять очередной источник грузопотока.

© Европейская правда

На днях начальник Одесского филиала АМПУ Игорь Ткачук и его заместитель Александр Зубик заблокировали первую буксирную операцию мирового гиганта P&O Maritime Ukraine. Это произошло во время пробного судозахода в Одессу турецкой контейнерной линии TurkonLine. Скажется ли этот инцидент на доверии турецкого оператора к украинским гаваням, станет понятно со временем. 

P&O Maritime Ukraine появилась на буксирном рынке Украины в январе 2018 года. Она принадлежит компании DP World Group (ОАЭ) – одному из крупнейших глобальных операторов морских перевозок. P&O Maritime Ukraine работает в портах "Южный" и "Черноморск".

В среду, 24 апреля, компания намеревалась провести первую швартовку в акватории Одесского порта. Два буксира P&O Maritime Ukraine должны были обслуживать контейнеровоз SEDEF турецкой контейнерной линии TurkonLine, который она проводила с помощью судоходной компании Турции Kalkavan. Но почти шесть часов буксиры и контейнеровоз без видимых причин дрейфовали у входа в акваторию порта. При этом контейнерный терминал был свободен и готов в любой момент приступить к погрузочно-разгрузочным работам. Турецкий капитан неоднократно общался с диспетчерской порта, но безуспешно.

SEDEF – фидерное судно, которое перевозит грузы на короткие расстояния между большим количеством портов. Для такого судна вопрос расписания – второй по важности после безопасности. В рамках фидерного сервиса простой даже в 1--2 часа является критичным опозданием и сбивает график заходов в другие порты.

Игорь Ткачук и Александр Зубик держали суда на рейде столько времени не просто так. Они, фактически, вынудили агента передать заявку на швартовку другой буксирной компании – ООО "Прайм Эдженси". Тут же, словно по мгновению волшебной палочки, SEDEF зашел в акваторию порта. Волшебство объясняется просто: 35% в компании "Прайм Эдженси" принадлежит Олегу Красных из Винницы, давнему соратнику Игоря Ткачука.

Руководство Одесского порта в портовых кругах давно называют "винницкими почтальонами": Ткачук – выходец из Винницы, где был депутатом городского совета, а до прихода в Одесский порт возглавлял "Укрпочту". При них финансовые показатели порта резко пошли вниз. С 2016 по 2018 годы годовой грузооборот Одесского порта снизился с 25,2 до 21,6 млн тонн, а доходы от портофлота – с 477 млн грн до 265 млн грн.

одесский порт диаграмма
ZN.UA

Именно портофлот – основной предмет махинаций Ткачука и компании. Сомнительные с точки зрения закона схемы с государственными буксирами он реализует вместе с Андреем Марисовым – российским криминальным авторитетом из солнцевской группировки. Компании-прокладки, арендующие государственные буксиры по заниженным тарифам, – фирменный почерк Марисова. Кроме уже упомянутого ООО "Прайм Эдженси", по подобным схемам работают ООО "Экофлот", ООО "Навир Сервис", ООО "Таг Сервис", ООО "Трастмарин", ООО "Одесса Портофлот" и другие "прокладки".

Андрей Марисов фигурирует в уголовном деле: СБУ подозревает его "в организации терактов и массовых беспорядков в Украине" ("Факты", 15 февраля 2019 г.). В его офисах проводились обыски, которые подтвердили факты крупных взяток агентским компаниям. Кроме того, сотрудники портофлота Одесского порта в феврале этого года провели митинг под офисом АМПУ с требованиями остановить криминальный беспредел. Но все напрасно: Марисов и Ткачук спокойно продолжают свой незаконный бизнес.

Стоит подчеркнуть, что инцидент вредит не только Одесскому порту и компании P&O Maritime Ukraine. В свое время приход DP World на украинский рынок стал важным сигналом для других международных инвесторов: в Украине можно развивать бизнес, несмотря на войну и сложную политическую ситуацию. Сейчас на государственном уровне обсуждаются более широкие возможности привлечения инвестиций от DP World. Если не остановить беспредел с блокированием работы международного гиганта – потери для портовой отрасли будут ощутимыми.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно