ИНТЕРНЕТ ОПТОМ И В РОЗНИЦУ ПРИХОД «УКРТЕЛЕКОМА» НА РЫНОК ПРОВАЙДИНГА СУЩЕСТВЕННО ПОМЕНЯЛ ПРАВИЛА ИГРЫ НА НЕМ

Поделиться
До недавнего времени рынок доступа в Интернет, или Интернет-сервис-провайдинга, считался хоть и не самым сверхприбыльным, но одним из самых свободных рынков в нашей стране...

До недавнего времени рынок доступа в Интернет, или Интернет-сервис-провайдинга, считался хоть и не самым сверхприбыльным, но одним из самых свободных рынков в нашей стране. Для оказания провайдерских услуг не требовалось лицензии, оборудование не сертифицировалось, существовал устойчивый спрос и достаточное количество подготовленных специалистов. Все было тихо и спокойно. Однако рынок этот по сравнению с аналогичными рынками западных стран можно было назвать кустарным: объем оказанных услуг в 1999 году, когда в Украине наблюдался пик интереса к информационным технологиям, не превышал пары миллионов долларов. Но грянул гром, и на рынок Интернет-провайдинга обратило внимание государство. Органы управления — Госкомсвязи и СБУ — озаботились его регулированием, а государственый монополист «Укртелеком» — просто вышел на него. Приход «Укртелекома» на этот рынок не мог не поменять правила игры. Хотя бы потому, что никакой другой его оператор не мог позволить себе сколько-нибудь значительных вложений в национальном масштабе.

Свобода, сменившаяся необходимостью

Историю Интернета писали часто, но каждый раз она устаревала, еще не будучи дописанной до конца. В нашей стране ее можно разделить на три этапа. Первый — виртуальный. Домен .ua использовался для маршрутизации электронной почты в релкомовских сетях, по свидетельствам аксакалов, уже с 1990—1991 года (тогда еще действовал советский домен .su). В декабре 1992 года домен .ua был официально зарегистрирован в NIC — так наша страна появилась в Интернете.

В 1992—93 годах начали свою работу первые украинские Интернет-провайдеры: «Глобал Юкрейн», «Эльвисти», «Релком», чуть позже, в 94-м — «Лаки Нет». Так начался мелкопровайдерский период развития сети. Мелко — потому что до 1999 года количество клиентов даже в Киеве не превышало 10 тысяч, а обслуживали их почти 50 провайдеров. До 2000 года провайдерский рынок рос медленно и естественно: получаемые прибыли позволяли провайдерам небольшими темпами увеличивать количество линий доступа и немного расширять внешние каналы. И то и другое тормозилось отсталой инфраструктурой телефонной связи, подведомственной «Укртелекому». При этом строительство сколько-нибудь значительной инфраструктуры (магистральных каналов, международных коммутаторов) большинство провайдеров не замышляли, да и не потянули бы. Были и исключения — «Голден Телеком», «Фарлеп» и некоторые другие, которые все же строили оптиковолоконные линии между своими узлами в различных городах. Однако это существенно сказывалось на стоимости их услуг (пользоваться Интернетом от «Голдена» традиционно могли себе позволить лишь хорошо стоящие на ногах предприятия, в основном с иностранным капиталом).

Третий этап начался с приходом на рынок «Укртелекома». Факт налицо — буквально за два-три года «Укртелеком» создал инфраструктуру, которой нет и в ближайшее время не будет ни у одного из его конкурентов. Таким образом, основной тенденцией рынка на данный момент является массовый переход провайдеров на каналы «Укртелекома»: компания позиционирует себя как «провайдер провайдеров». Возростает контролируемость провайдеров «Телекомом»: мелкие фирмы фактически превращаются в розничных реализаторов укртелекомовского Интернета.

Этапы большого пути

Напору, с каким «Укртелеком» вошел на рынок, можно поучиться, но не у всех получится его повторить.

1997 год. Создан первый Интернет-узел «Укртелеком» в столице. Это был транзитный узел, соединенный 2-мегабитной волоконно-оптической линией с узлом компании UUNET в Лондоне. В ближайшие три года узлы доступа в Интернет открылись и в некоторых областных дирекциях. Однако программа внедрения Интернет-услуг в масштабах страны начала реализовываться компанией лишь в 2000 году. Тогда за год узлы доступа были созданы во всех областных и нескольких районных центрах. Все эти узлы были связаны между собой двухмегабитными каналами и представляли собой мощнейшую на тот момент в Украине сеть передачи данных.

Конец 90-х годов. Узлы доступа в Интернет «Укртелекома» предоставляют услуги соединения по выделенным линиям. Для этого могут использоваться двух- или четырехпроводные соединения, цифровые каналы n*64 кбит/с или виртуальные каналы Frame Relay. В течение 2001 года пропускная способность внешних каналов «Укртелекома» — в направлениях: Европа, США и Россия — была доведена до 82 МБит/с — каналов такой ширины нет ни у одного из отечественных провайдеров. Центральный узел в Киеве подключен также к точке обмена трафиком между украинскими повайдерами UA-IX, в создании которого также принимала участие компания. Клиентами «Укртелекома» являются многие провайдеры, покупающие у него широкополосный доступ по выделенным каналам. Среди них даже один зарубежный — «АрменТел», национальный телефонный оператор Армении.

2000 год. «Укртелеком» начаинает предоставлять услуги коммутированного доступа индивидуальным пользователям. В 2001 году, по данным компании UMG, «Укртелеком» стал лидером среди украинских провайдеров по количеству клиентов. Сегодня он владеет более чем 200 узлами доступа в Интернет во всех областных и более чем в ста районных центрах страны. В некоторых регионах «Укртелекому» принадлежит 15—30% рынка услуг доступа в Интернет.

2001 год. «Укртелеком» предлагает услугу доступа в Интернет по абонентским цифровым линиям (технология DSL). Эта технология обеспечивает высокоскоростной Интернет (до 115 кбит/с) и возможность одновременного использования телефонной линии для передачи данных и голосовой связи. До конца 2002 года «Укртелеком» планирует ввести 6000 DSL-подключений. Потенциальный же спрос на широкополосный доступ в Интернет оценивается в сто тысяч абонентов в ближайшие год-полтора. Стоимость первого этапа проекта, который предусматривает установку систем доступа к DSL общей емкостью 10 тысяч линий на ста АТС во всех областных центрах, составляет 11 миллионов долларов — вряд ли сегодня хоть один провайдер способен вложить такую сумму в модернизацию своей сети.

2002 год. Планируется запуск в мультисервисной АТМ-сети, которая объединит областные центры Украины цифровыми каналами пропускной способностью 155 Мбит/с. Первое АТМ-соединение введено в октябре 2001 года на участке Киев—Львов. Такая пропускная способность сети позволяет передавать по ней и данные, и голосовой трафик, и видеоинформацию. В рамках проекта проводится модернизация Интернет-узла в Киеве, после чего маршрутизация трафика будет проходить на нем на гигабитных скоростях. Будет увеличена пропускная способность узлов в Одессе, Харькове, Львове, Днепропетровске и Донецке, которые и будут подключены к АТМ-магистрали со скоростью 155 Мбит/с. Узлы в остальных областных центрах будут подключены к шести модернизированным узлам со скоростями от 2 до 8 Мбит/с. На модернизированных узлах устанавливаются резервные процессоры (а на Киевском узле сооружается резервный маршрутизатор). На каждом из модернизированных узлов будет установлено оборудование для подключения десятков провайдеров со скоростями 2—10 Мбит/с. Стоимость проекта — 9 млн. грн.

2002 год. Количество пользователей коммутированного доступа «Укртелеком» намерен довести до ста тысяч. Для этого до конца года в узлах доступа будут дополнительно установлены 3500 цифровых линий (стоимость проекта — 15 млн. долл.). В Киеве их станет 1500 (это больше, чем у двух крупнейших конкурентов — «Голден Телекома» и «IP-Телекома» вместе взятых). В Одессе, Харькове, Днепропетровске, Львове и Донецке станет по 300 линий, в Запорожье и Луганске — по 180, в других областных центрах — по 60.

2002—2003 годы. Возможно, «Укртелеком» наконец выпустит на рынок свой «бесплатный Интернет». По сути, это тот же коммутированный доступ посредством телефонной линии, однако пользователь платит лишь за использование телефона во время доступа — подключение и Интернет ничего ему не стоит. Реализовать такую схему способен лишь мощный оператор электросвязи, предоставляющий одновременно все ее виды и имеющий достаточно прибыли, чтобы дотировать одну из предоставляемых услуг. Готовится маркетинговая программа, предусматривающая предоставление бесплатных модемов и компьютеров тем, кто пользуется Интернетом большое количество времени.

2002—2003 годы. «Укртелеком» планирует выход на рынок онлайновых услуг. На основе создаваемой инфраструктуры — магистральной АТМ-сети и узлов высокоскоростного абонентского доступа — можно реализовывать услуги Интернет-хостинга, расширенной электронной почты, доступа к прикладным программным продуктам и так далее. Доступ к программным продуктам (ASP) по схемам аренды или «по требованию» (software on demand) может, например, поддерживать различные системы электронных платежей, игровые серверы, Интернет-магазины и другие решения для электронного бизнеса, аудио- и видеотрансляции в сети, системы для дистанционного образования.

Пастух провайдеров

Итак, на данный момент «Укртелеком» как провайдер является владельцем самой мощной в стране магистральной сети передачи данных, а также имеет немалую долю рынка коммутированного доступа и доступа по выделенным линиям. Очевидно, что ему, как и любому поставщику услуг, выгоднее продавать их оптом. В данном случае компании выгоднее всего продавать широкополосный доступ именно Интернет-провайдерам — не нужно тратиться на продвижение своей услуги в жесткой конкурентной среде, да и прибыль стабильнее. Складывается ситуация, когда все большее количество провайдеров становятся пользователями укртелекомовских каналов. В конце 90-х таких было единицы, и то каналы использовались в качестве резервных. Сегодня же наоборот — в качестве резервных используются капризные спутниковые каналы, а мощные «укртелекомовские» становятся основными. Таким образом, «Телеком» получает контроль над провайдерами. Ведь любое отключение канала сразу приносит им значительные убытки. По некоторым данным, контроль этот иногда бывает не только теоретический, но и практический: чтобы обеспечить регулярность платежей в состав руководства провайдеров вводятся лояльные «Укртелекому» менеджеры.

Отметим, что в западных, особенно европейских странах, телефонные компании также традиционно оказывают услуги доступа в Интернет. И коммутированный доступ они предоставляют в основном бесплатный (плата взимается лишь за использование телефонной линии). Однако ни в одной из развитых стран нет монополии одной компании на магистральную сеть передачи данных. Даже в США, где население проживает не столь компактно, как в Европе. В любом, даже небольшом городке, за редким исключением, есть выбор, к сетям какой компании подключиться местному провайдеру-оператору или индивидуальному пользователю. Конечно, на данном этапе проведенные «Укртелекомом» в райцентры двухмегабитные каналы — бесспорное благо. И монополист, который обеспечил Интернетом сельские школы (больше это было сделать некому), заслуживает благодарности. Однако известно, что свободная конкуренция — гораздо лучший двигатель прогресса, чем монополизм, особенно государственный. Поэтому хочется надеяться, что на рынок Интернета в Украине все же придут инвестиции, и другие компании также позволят себе построить мощную инфраструктуру. Граждане от этого только выиграют.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме