…Читая в университете авторский курс лекций по Public Relations, я неизменно собирала полные аудитории студентов, когда темой занятий был Интернет. Думаю, что интерес молодежи к Интернету, как явлению нашей действительности, неслучаен — ведь «Всемирная паутина» интегрирует в себе более 100 тысяч сетей разных размеров и типов, начиная с сетей научно-исследовательских организаций, мировых корпораций и компаний — и до интернет-клубов…
В Украине лидером в этой сфере развлечений стала Кировоградская область — здесь количество интернет-клубов на душу населения побило даже киевский рекорд. Чтобы развеять несколько легенд об этой индустрии досуга, я погрузилась в таинственный мир местного «паутинного» бизнеса…
Легенда первая: смертельные игры
С момента появления у нас интернет-клубов (а они начали массово открываться в Украине 5—7 лет назад), у рядового обывателя сложилось настороженное отношение к загадочным полуподвальчикам, где, прильнув к экранам мониторов, сидят «зомбированные» люди…
Возможно, отношение к этим заведениям, как к «обители зла», вызвано непрезентабельным видом многих офисов, которые зачастую расположены в темных подворотнях. Высокая арендная плата за помещение (в центре Кировограда она сейчас составляет около 50 долларов за квадратный метр) загнала клубы в нелегкие условия обитания.
Есть и другая причина загадочного имиджа, казалось бы, вполне невинной сферы развлечений — фантастические фильмы, которыми усердно потчует нас телевидение, неустанно внушая обывателю, что на Западе уже созданы «смертоносные» компьютерные игры и программы, разрушающие психику человека.
Исполнительный директор кировоградского интернет-клуба «Дискавери» Виталий Пушкарев работает в этой сфере уже три года:
— Никакой экспансии опасных программ и компьютерных игр с Запада нет, это всего лишь миф. Есть достаточно «кровожадные» детские игры, но это не опасней, чем ассортимент передач, который транслирует нам ТВ. Да и вообще — Запад предлагает что-то новое только для себя, а не для нас. Например, сейчас входят в моду онлайновые игры, для разработки которых иностранные фирмы активно используют наших программистов. Эти игры позволяют общаться в реальном времени в игровой форме с любой точкой мира. Жаль, что существующие у нас интернет-каналы просто не могут их сегодня поддержать. Наши специалисты пытались сделать на базе украинского Интернета что-то подобное, но пока не удается. Мы стараемся постоянно обновлять свой ассортимент игровых программ: самые большие финансовые затраты в интернет-клубах связаны именно с этим. Но пока очень отстаем от европейских стран, где люди уже начали пользоваться на улицах вместо таксофонов интернет-связью. Сегодня в Лондоне можно, стоя на тротуаре, общаться в интернете с Токио или Москвой…
Отставание украинских интернет-услуг от той же Европы или Штатов наши компьютерщики связывают с монополией «Укртелекома», который не развивает это направление в достаточной мере — то, что делалось в других странах еще в 1998—2000 гг., только начинает появляться у нас. Развивать новые технологии монополист не торопится….
Легенда вторая: «наркозависимые» дети
Несмотря на бесчисленные истории о малолетних «жертвах» пристрастия к Интернету, на памяти работников интернет-клубов нет ребят, которых отчаявшиеся родители не могут вырвать из объятий компьютеров. Есть только прогульщики уроков (из числа самой младшей возрастной категории посетителей).
Все клиенты четко привязаны ко времени и деньгам, поэтому никакие «виртуальные» исчезновения детей в недрах интернет-клубов просто невозможны. Бывают всплески активности, когда человек посещает клуб каждый день на протяжении двух-трех недель, но чаще всего это объясняется объективными причинами.
Основной контингент посетителей таких заведений — дети и молодежь, школьники общаются здесь со сверстниками, иногда приходится усмирять разбушевавшихся во время игры подростков. Ребята постарше предпочитают виртуальное общение — в чате или с помощью электронной почты. А студенты являются основными пользователями ресурсов Интернета, где они зачастую заимствуют контрольные или курсовые работы.
Есть в клубах и более солидная категория посетителей — это люди, которые приходят узнавать новости, поскольку рассчитывают на объективную, не контролируемую никакими службами информацию.
Легенда третья: опасная радиация
Существует еще один устойчивый стереотип, который наносит ощутимый вред интернет-клубам — это страх перед вредным излучением мониторов.
Виталий Пушкарев уверен, что и опасения родителей, и перестраховка санитарных служб совершенно беспочвенны:
—Сегодня прибыльность этой сферы развлекательного бизнеса напрямую зависит от жестких требований санитарных служб, которые достались нам еще с брежневских времен. В 70-х годах были приняты ГОСТы, согласно которым на один компьютер необходимо иметь 6 кв. м помещения, иначе санстанция не даст «добро» на открытие клуба. Эти требования благополучно дошли до нашего времени, хотя техника кардинально изменилась — сегодня уже не найдешь компьютеров, занимающих огромные площади. Даже компьютеры трехлетней давности мы называем «большими калькуляторами». Сегодняшние мониторы менее опасны для здоровья, чем телевизор, единственное, что вредно для организма — это нагрузка на зрение, если человек долго работает перед экраном.
И хотя изменения в техническом оснащении интернет-клубов происходят постоянно, а технические новинки появляются каждые два—четыре месяца, предприниматели не ждут обновления ГОСТов, а, следовательно, роста прибылей, поскольку доходы напрямую зависят от количества единиц техники на занимаемую площадь.
Легенда четвертая: сверхприбыли
Интернет-клубы не являются украинским ноу-хау, они пришли к нам с Запада, где эта сфера является не игровым, а развлекательным бизнесом, причем достаточно процветающим.
Если ориентироваться на Запад, то перспективы развития тут достаточно радужные, а если вернуться на нашу «грешную землю», то интернет-клубы остаются в числе аутсайдеров — далеко позади казино, игровых автоматов и бильярда.
И хотя клубы продолжают открываться — многие хотят себя попробовать в этой сфере — разоряются и закрываются они тоже часто.
Для того чтобы три года назад открыть «Дискавери», понадобились немалые средства и около года на оформление документов. Сейчас стартовый капитал должен быть на порядок больше — рынок уже перенасыщен. Условия игры тоже изменились: компьютерная техника сильно подешевела, а недвижимость сильно подорожала, выживают те, кто имеет собственное помещение, никакие доходы аренду не покрывают.
Байки о сверхприбылях в этой сфере не имеют под собой никакой почвы — здесь все прозрачно (количество часов и компьютеров), поэтому налоговым службам легко вычислить максимальный доход.
Стоимость интернет-услуг в последнее время сильно упала, возможно, из-за снижения цен на домашнюю оргтехнику, количество которой на руках у населения стремительно растет.
Сегодня в Кировоградской области час Интернета стоит от 2-х до 4 гривен, а игры и того дешевле — от полутора до двух гривен в час. Это конкурентная цена, которую никто не устанавливает и не регулирует, кроме самих хозяев клубов. «Наезжать» друг на друга здесь не принято — у всех хватает своей клиентуры.
По мнению специалистов, интернет-бизнес переживает если не спад своего развития, то, во всяком случае, и не подъем: открывать свое дело сейчас невыгодно из-за нестабильного законодательства в сфере высоких технологий. Предприниматели не в восторге от пристального внимания правительства к Интернету и желания жестко контролировать эту сферу деятельности. Аналогичные проблемы на слуху и в России, там появление новых законодательных актов о лицензировании и контроле бизнесмены связывают с угрозой терроризма.
Интересно, что в свое время само зарождение Интернета в США тоже было связано с угрозой — ядерной войны (так, во всяком случае, считают специалисты). В результате появились компьютерные сети, профинансированные государством согласно проекту Министерства обороны США, которое хотело предупредить или уменьшить потерю национальных ресурсов в случае ядерной атаки, рассредоточив их на тысячи связанных друг с другом компьютеров, каждый из которых может работать самостоятельно.
Так или иначе, но предприниматели чувствуют себя неуютно. Даже диски с компьютерными играми, которые используют в своей работе интернет-клубы, имеют пометку: «Только для домашнего пользования, публичное использование и прокат запрещен». Эта надпись, как дамоклов меч, висит над головой каждого хозяина заведения, поскольку других дисков в продаже просто нет.
Кому и зачем выгодно держать в напряжении сферу интернет-услуг — остается только гадать…