Индустриальные парки: дешевая рабочая сила есть, законодательная база отсутствует

02 декабря, 2011, 15:20 Распечатать Выпуск № 44, 2 декабря-9 декабря 2011г.
Отправить
Отправить

До конца 2011 года в Вер­ховной Раде будет принят в окончательной редакции законопроект «Об индустриальных парках».

До конца 2011 года в Вер­ховной Раде будет принят в окончательной редакции законопроект «Об индустриальных парках». Об этом говорилось на недавнем заседании рабочей группы, в которую вошли депутаты ВР, представители Минэкономики и местных советов. Хотя в Украине существует множество индустриальных парков, но их можно назвать «миражами в пустыне», поскольку они как бы физически есть, но не существуют с законодательной точки зрения.

«Только в Крыму уже насчитывается четыре крупных индустриальных парка, - комментирует директор управляющей компании «Щёлкинский индустриальный парк» Сергей Варавин, - например, в Бахчисарае и Джанкое. Однако не всем из них так повезло, как индустриальному (промышленному) парку «Свема» в г. Шост­ка Сумской области, который стал объектом государственной целевой программы на 2012-2015 гг., одобренной Кабинетом министров Украины.

Большинство этих парков с точки зрения законодательства как бы не существуют, находясь в эскизном варианте как центр логистики или в виде концепции. Не под один из них не отводилась земля, хотя документы для землеотвода, думаю, подали все. Отка­зываясь выделять землю, власти ссылаются на Земельный кодекс, в котором нет понятия «идустриальный парк», хотя президентом уже определены пять областей Украины для строительства подобных парков. По ныне дейс­т­­вующему закону, землю можно отводить под конкретное предприятие, а мы просим отвести под что-то, состоящее из четырех, пяти и более предприятий, часть которых еще только в проекте…».

Парадокс - в Украине, как, впрочем, и во многих странах Евросоюза, управляющие компании индустриальных парков в основном создаются органами местной власти. И последние не могут отвести под созданные ими же индустриальные парки землю своей территории, т.к. землями промышленного назначения распоряжаются не громады, а Верховная Рада или Совет министров.

Земли рекреационного назначения используются еще более строго.

Вот и получается - те, кто больше всех заинтересован в привлечении инвестиций в свой район или область, лишены возможности принимать какие-либо решения. Центральные органы власти, имеющие на это полномочия, зачастую не в состоянии охватить необъятное и не знакомы с географическими или инфраструктурными особенностями той или иной территории.

Создавая пока что «иллюзорные» индустриальные парки, местные власти сталкиваются с массой проблем: нужно платить аренду за землю (которая, даже если и имеется, еще не приносит никаких доходов), выделять средства на привлечение инвесторов (не получая пока никаких льгот и преференций)…

Принятие закона «Об ин­дуст­риальных парках» тормозится в Украине уже несколько лет, в то время как в сопредельных странах уже существует жесткая конкуренция за привлечение инвесторов в подобные парки. В Чехии, например, индустриальные парки наполовину не заполнены, поскольку заработная плата у населения хоть понемногу, но растет. Как следствие - дорожает рабочая сила, инвесторы уходят туда, где ниже зарплаты.

Каждый из украинских индустриальных парков развивается по собственному бизнес-плану, но есть определенные особенности, которые их объеди­няют, например, их создание поз­воляет освободить населенные пункты от промышленного производства, вынося его на отдельные территории, что очень важно с точки зрения окружающей среды и многих других факторов. Промыш­лен­ное производство концентрируется на ограниченных площадях вдалеке от жилых массивов, памятников истории и культуры, оздоровительных территорий.

В Украине, где городские «спальные» районы зачастую находятся в непосредственной близости от вредных производств, это необыкновенно важный фактор - не только для экономики страны, но и для здоровья ее населения.

Примером создания такого по-своему уникального экотехнопарка служит Щелкинский индустриальный парк, расположенный на территории бывшей Крымской АЭС, а также свободных территорий в городе Щелки­но и Приморье.

В регионе были налицо негативные тенденции депрессивной территории, поскольку созданный в свое время город-спутник закрытой Крымской АЭС потерял свое назначение после прекращения строительства станции. Тысячи человек остались без работы. Возникли проблемы с отоплением, крышами, высокой стоимостью воды и т.д., ставшие обузой для бюджетов всех уровней. Было принято решение о создании индустриального парка с размещением в нем высокотехнологических, энерго­сберегающих, экологически
безопасных производств. Тем более что район бывшей строительной базы Крымской АЭС (площадью около 200 га) обладал частично сохранившимися инженерными коммуникациями, строениями и дорогами. В соответствии с разработанной Концепцией район может получить около 6000 новых рабочих мест.

Украина сейчас имеет все шансы стать привлекательной для инвесторов, поскольку рабочая сила намного дешевле, чем у наших соседей. А если, после принятия закона, у нас упростится процедура землеотвода для индустриальных парков, и управляющий партнер таких парков получит определенные льготы, инвестиции могут пролиться «золотым дождем» в зоны создания подобных разновидностей специальных экономических зон. Во всяком случае, авторы законопроекта «Об индустриальных парках» считают, что за три-четыре года после принятие этого документа можно привлечь 7-8 млрд. долл. инвестиций и создать 300 тыс. новых рабочих мест.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК