И дорого, и… некачественно

25 мая, 17:56 Распечатать Выпуск №20, 26 мая-1 июня

Жители многоквартирного дома могут наступать на исполнителя услуг. 

© Роман Якель, ZN.UA

Тернополь — город не только парков и скверов, живописного пруда со многими аттракциями. Это областной центр, в котором плата за содержание домов и придомовой территории на 1 марта была одной из самых высоких среди 25 крупных городов Украины (3,05 грн за "квадрат"). По информации Минрегионстроя, обслуживание жилья стоит дороже только в Житомире (3,16 грн), Белой Церкви (3,08), Чернигове (3,20) и Киеве (4,88 грн).

Казалось бы, чем выше плата, тем качественнее услуги. Поскольку жэки уже более 10 лет как трансформировались в частные предприятия (ЧП), они должны были бы приспособиться к рыночным условиям и предоставлять своевременные, качественные услуги и в полном объеме. Но новые ЧП часто работают как старые советские жэки. Их услуги не могут постоянно мониторить, а значит— эффективно контролировать ни жители дома, ни органы местного самоуправления, ни контрольные органы. К тому же у Тернополя своя особенность: большинство бывших жэков, а ныне ЧП, являются исполнителями услуг и управляющими жилья в одном лице. Так как они могут сами себя контролировать, да еще и наказывать?

Смешно, что в 2017 г. и в первом квартале 2018-го в управление защиты потребителей ДУ Госпродпотребслужбы от жителей многоэтажек Тернополя поступило всего четыре обращения. Люди жаловались на плохую подготовку дома к эксплуатации в осенне-зимний период, вследствие чего протекала крыша или водопроводные трубы в подвале, на несвоевременную уборку придомовой территории, уборку лестничных клеток. Обоснованные требования удовлетворены, но беда, что их количество просто мизерное. А проведенные в 2017 г. перерасчеты стоимости услуг вследствие снижения их качества, несвоевременное предоставление или предоставление не в полном объеме на сумму почти 1,5 млн грн не отражают реальный масштаб проблемы.

Разумеется, в случае систематического нарушения договорных условий, ухудшения качества услуг со стороны предоставляющего услуги жители могут отказаться от его услуг и перейти на обслуживание в другое ЧП. На время написания статьи этой возможностью воспользовались жители до десятка многоэтажек Тернополя. Но для таких радикальных шагов нужно согласие более половины владельцев квартир дома, а добиться его зачастую проблематично. Да и никто не гарантирует, что новый содержатель жилья постоянно будет предоставлять услуги хорошего качества.

Жители многоквартирного дома могут наступать на исполнителя услуг и более узким фронтом. Например, в доме на ул. Даниила Галицкого, 4 в Тернополе еще в 2011 г. долгое время фиксировали, что дочернее предприятие "Авторитет" ЧП "Восточный массив" не предоставляет качественных услуг — не делает влажную уборку лестничных клеток не реже трех раз в неделю, не вытирает пыль, грязь со стен, потолка, не моет лестничные клетки не реже одного раза в месяц, не обслуживает внутридомовые электросети, как этого требует решение Тернопольского горисполкома от 28.09.11 г. №1603 (приложение 16). И люди решили защищать свои права потребителей — провели собрание, cоставили акт-претензию. ЧП отказалось его подписывать и перерасчитать стоимость услуг. Наконец, люди добились, чтобы эту услугу вывели из состава тарифа, и теперь убирают лестничную клетку самостоятельно. Но так поступили только жители одного подъезда этого дома. Другие, скрипя зубами, мирятся с некачественными услугами, в том числе с уборкой лестничных клеток.

Оптимальный и уже широко апробированный в разных городах Украины вариант — расторгнуть договор с жэком и создать ОСМД. Но, опять же, для создания ОСМД необходимо согласие владельцев большинства квартир дома.

Даже если жители создали ОСМД, не питайте иллюзий, что жэк смирится с потерей части доходов. В Тернополе сейчас продолжается рассмотрение, по крайней мере, трех судебных дел по искам работников предыдущего исполнителя услуг или с привлечением бывших жэков как третьей стороны с требованиями отменить государственную регистрацию ОСМД. Основная мотивация — при создании ОСМД была нарушена процедура (сомнительные подписи жителей, не представлены все документы для регистрации, и т.п.).

Когда не работает ни один вариант высвобождения из-под опеки жэка, то не остается ничего иного, как в суде защищать свои права на услуги качественные, своевременные и в полном объеме.

Одному из жителей Тернополя, Николаю Побережскому, удалось отсудить в ООО "Комэнерго Тернополь-2" 105 тыс. грн ущерба, причиненного ему этим предприятием из-за ненадлежащего технического обслуживания внутридомовых систем горячего водоснабжения, вследствие чего во время аварии в январе нынешнего года его квартиру залило горячей водой. Разве не странно, что техническое обслуживание сетей горячего и холодного водоснабжения, водоотвода и централизованного отопления до сих пор осуществляют ЧП, созданные на базе жэков? Но такое состояние вещей их полностью устраивает, поскольку исполнитель услуг по содержанию жилья собирает средства жителей за обслуживание инженерных сетей, часто не делая профилактический осмотр и текущие ремонты, завышает затраты на материалы и запчасти для ремонта и избегает ответственности за это. По логике, эти сети должны были бы обслуживать производители тепла, поставщики горячей или холодной воды.

Другой житель Тернополя — Богдан Нечай — сейчас судится с дочерним предприятием "Авторитет" ЧП "Восточный массив".

Исполнитель услуг регулярно игнорировал подготовку дома к эксплуатации в зимний период. Так продолжалось с 2000-го — и, как минимум, до 2015 г. Мало того, что подвалы не очищали от мусора. А это, как предусмотрено в упомянутом решении Тернопольского горисполкома, надо делать не реже двух раз в год. Тамбуры лестничных клеток постоянно протекали, и, когда шел дождь или таял снег, штукатурка сыпалась на головы жителей. Дом уверенно двигался к аварийному состоянию. Наконец, только перед местными выборами 2015 г. некоторые элементы дома, как и подъездную дорогу к нему, отремонтировали. А с окнами на лестничных клетках произошла смешная, но досадная история. В 2016 г. их отремонтировали кое-как, и теперь эти окна имеют вид чуть подрихтованных — из старого стекла, оконные рамы пристают неплотно, задвижки не закрываются, бросаются в глаза другие неисправности...

Уже традиционно в актах выполненных работ не отмечаются ни их общая стоимость, ни стоимость единицы работ, материалов, и потому жители не могут проконтролировать, как тратятся их средства. Окна в подвалах с тыльной стороны дома до сих пор должным образом не отремонтированы. ГП "Авторитет", наверное, забыло, что, согласно "Правилам содержания жилых домов и придомовых территорий", утвержденным приказом №76 Государственного комитета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства в мае 2005 г., предельные сроки немедленной ликвидации выявленных неисправностей элементов жилых домов в зимнее время — одни сутки, в летнее время — пять суток. И ежегодно зимой дом эксплуатировали с огромными потерями тепла. Исполнитель услуг по содержанию жилья в течение многих лет плохо обслуживал внутридомовые сети холодного водоснабжения, в частности не ремонтировал запорно-регулировочную арматуру на стояках. И в случае аварии на водопроводе воду постоянно перекрывали на весь дом, а не в отдельном стояке.

Сейчас невооруженным глазом видно, как на фасаде дома на ул. Даниила Галицкого, 4 обсыпалась штукатурка, выпадает кирпич, а во внешних стенах образовались трещины. Частное предприятие, предоставляющее услуги, годами не ремонтировало многоэтажку, мотивируя промедление тем, что это — капитальный ремонт и затраты на него не заложены в тарифе на содержание жилья. Но в "Правилах…" четко указанно, что "во время эксплуатации дома нужно обеспечивать устранение повреждений стен по мере их выявления, не допуская их дальнейшего развития…"

В прошлом году провели строительно-техническое обследование дома, и в выводе указано, что "невыполнение предложенных рекомендаций об устранении дефектов приводит к уменьшению несущей способности дома, ухудшению технического состояния и представляет угрозу для жизни людей".

Кроме того, ГП "Авторитет" из года в год не отчитывалось до 1 апреля года, следующего за отчетным, о фактически выполненных работах и предоставленных услугах. И это сходило ему с рук. Потому что в договорах по предоставлению услуг по содержанию дома, сооружений и придомовой территории обычно не прописаны: порядок контроля и отчета сторон, измерение объемов и определение качества предоставленных услуг, что предусмотрено даже в действующем законе и подробнее выписано в новой редакции Закона "О жилищно-коммунальных услугах". Кроме того, не практикуется и выглядит чем-то странным административная ответственность (штрафные санкции) за несвоевременные или некачественные услуги. Мягчайшее наказание — уменьшение суммы платы, тягчайшее — возмещение убытков. Этакая почти безнаказанность.

Но два года назад терпение у Нечая лопнуло: "из-за невозможности контролировать предоставление услуг в полном объеме" он расторг договор с предприятием, которое обслуживает дом. Проект нового договора, в котором были бы прописаны контроль по качеству услуг и ответственность, исполнитель услуг ему не прислал. Потребитель перестал платить за услуги по содержанию жилья. Исполнитель услуг через суд пытается взыскать задолженность, а житель, в свою очередь, хочет взыскать моральный ущерб за некачественные услуги. И рассмотрение дела по разным причинам затягивается из месяца в месяц.

Так вот, варианты освобождения из-под опеки жэка остались, однако их совсем мало. А в дальнейшем —  станет еще меньше. В прошлом году, в ноябре, ВР приняла новую редакцию Закона "О жилищно-коммунальных услугах", немало положений которого обретают силу уже с 10 июня 2018 г. Законодатели склоняют жителей многоквартирных домов к тому, чтобы те перестали надеяться и верить, что "за них все сделает жэк: отремонтирует им жилье, и т.п.", поскольку задают более суровые и ответственные условия "жизни под одной крышей". Отныне для управления общим имуществом в домах, где не созданы ОСМД или ЖСК, совладельцы дома должны выбрать управляющего. Или за них это сделает орган местного самоуправления по результатам конкурса.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно