Обвальная деинтеллектуализация Украины
в настоящее время представляет серьезную угрозу ее национальной безопасности
Наполеон писал, что «гибель армии» - это беда, «гибель императора» - это двойная беда, но «гибель интеллекта нации - это полная катастрофа». К несчастью, Украина сейчас находится на грани подобной национальной катастрофы, причем именно в такое историческое время, когда интеллектуальный запас государства является не только решающим фактором прогресса, но и просто необходимым условием ее существования.
Между валом и обвалом
Многочисленные факты свидетельствуют о коренном изменении во всем мире структуры общественного производства в пользу необычайного возрастания роли интеллектуального, умственного труда. Эти изменения начались в первые десятилетия нашего века.
В США за 80 первых лет двадцатого столетия число лиц умственного труда выросло с 5,5 млн. человек до 48,3 млн., что составило 51% занятого населения. По прогнозам, к 2000 году эта цифра возрастет до 70%. Не отставали от этого процесса и другие передовые страны. В 1987 году люди интеллектуального труда составляли среди занятого населения: во Франции - 34%, в СССР - 30%, в Великобритании - 26%.
Произошли коренные изменения и в СНГ. Если до 1917 года в СССР 75% населения было неграмотным, то к началу 30-х годов неграмотность была полностью ликвидирована. Если во всей дореволюционной Украине в 27 вузах обучалось около 35 тыс. студентов, то в 1986 году в ее 146 вузах было 850 тыс. студентов, а в 21 тыс. средних школ - 6,9 млн. учеников.
И все же в доперестроечные времена СССР и Украина значительно отставали от Запада в накоплении интеллектуального запаса. Так, к 1985 году в США лица с высшим образованием составляли 57% населения страны, в Германии и Японии - по 30%, во Франции - 27%, в Великобритании - 20%, а в СССР - 10,5%.
Но численный рост не всегда отражал фактическое положение дел. Так, например, в послевоенные годы резко снизилось число научных открытий и нобелевских лауреатов в СССР; 25% научного потенциала планеты (ученые СССР) давали лишь 15% мировой научной продукции, а индекс цитирования советских ученых за последние 20 лет существования СССР сократился в четыре раза.
Отставание СССР и составляющих его республик в накоплении интеллектуального богатства от остальных передовых стран можно объяснить недостаточными ассигнованиями на науку и образование, несоответствующим вниманием государства к возрастающей их роли в общественном производстве. В развитых странах (США, Германия, Япония, Франция, Великобритания) на образование выделялось 5-8% от валового национального продукта (ВНП) и 3-4% ВНП на нужды науки; в СССР фактические ассигнования были значительно ниже из-за гораздо меньшего объема ВНП: в 1989 году ВНП СССР составлял лишь 14% от ВНП США. В результате к 1986 году абсолютные расходы на науку в СССР составляли всего 58% от расходов на науку в США, которые в 1989 году достигли 260 млрд. долларов. Фактически годовые расходы в СССР на одного учащегося были в 10 раз меньше таковых в США. Нелишне отметить, что уже в 1989 году расходы на образование в США в 1,3 раза превышали расходы на оборону, а в СССР они тогда же составляли 66% от оборонных расходов.
Обычно говорят: «Они - богатые и поэтому могут тратить такие деньги на образование и науку». Как раз наоборот, и это проверено историей: стали богатыми, потому что вовремя дали деньги университетам.
«Уволю уборщицу -
все сразу заметят. А так...»
Но что значат все эти сравнения на фоне обвала, произошедшего в последние годы в Украине? Все то «отставание» - это на самом деле «успехи» по сравнению с тем, что сделали с украинской наукой и образованием за последние 6-7 лет.
Если в 1991 году в бюджете Украины было предусмотрено 3,4% ВНП на науку, то в
1995-м - 0,6%. Причем в 1996 году из этих мизерных сумм реально было выделено всего лишь 0,46%. Таким образом абсолютные ассигнования на научные исследования сократились в 20 раз! Зарплата научных работников с первых мест опустилась на 16-е. Закон Украины «Об образовании» предусматривает выделение на образование 10% бюджета (т.е. примерно 4% ВНП). Но эти средства правительство ежегодно «секвестирует» так, что зарплата работников образования оказалась на 46-м месте (из 48 возможных). А ведь законом Украины предусмотрено, что их зарплата не должна быть ниже уровня зарплаты в промышленности! Налоговое законодательство Украины приравнивает научные и учебные учреждения к производственным, что является еще одним фактором геноцида науки и образования.
Почему это случилось?
Уже первые шаги «наших правителей» во многом определили дальнейшую судьбу Украины. Вместо того, чтобы следовать опыту стран, достигших экономического и политического успеха, вместо того, чтобы понять и запомнить, что в его основе стимулирование научных исследований и повышение уровня образованности народа, подлинная забота о росте общего интеллектуального потенциала всего общества, - парламент, правительство и Президент поступили наоборот.
Наши реформаторы начали как раз с уничтожения интеллектуального запаса страны - фундамента современного прогресса.
Деятели науки, образования, культуры по существу в результате такой «политики реформ» оказались изгоями в своей стране, их из нее всячески выдавливали, как пасту из тюбика. Они вынуждены уезжать за рубеж, переходить в лоточники, поденщики, терять свою высокую квалификацию.
Все это имеет катастрофические последствия для нашей страны, ибо вызвало необратимое снижение интеллектуального потенциала. За последние три года из украинской науки ушло треть кандидатов наук. Только за 1991-92 годы выехало за рубеж на постоянное жительство свыше 900 ученых из системы Академии наук Украины. Только в 1994-95 годах за рубеж выехало 7 тыс. работников высшей школы (т.е. около 10% состава, причем 4 тыс. человек - в возрасте 35-40 лет, в основном кандидаты наук).
...А ведь эти потери в нынешних «рыночных условиях» невосполнимы. Все это ведет не только к поредению «рядов», но и к их старению: уже сейчас средний возраст доктора наук в академических учреждениях превышает 57 лет, а кандидата наук - 48 лет. Нет и не предвидится молодого пополнения. Если в 1993 году новыми докторами и кандидатами физико-математических наук стали 158 и 330 человек соответственно (по данным Минобразования), то в 1996-м - всего 47 и 148 человек. Глохнут математические, физические, химические и другие олимпиады в школах; вместо них иностранные гости устраивают различные «дебаты» на английском языке, к молодежи присматриваются зарубежные вербовщики и покупатели «умов». В международных математических олимпиадах, где раньше безраздельно господствовали советские школьники, ныне первые места занимают дети из Китая, Ирана. И это закономерно: в наших средних школах значительно уменьшено количество часов на математику и физику. Да и то сказать: будущим слугам закордонных хозяев и современная физика, и современная математика совсем-совсем не нужны...
Таковы реалии. Украинские «правители» напоминают анекдотического директора института, который при сокращении штатов предпочел уволить кандидата наук, объясняя это примерно так: «Уволю уборщицу - все сразу заметят, а так - никто ничего не ощутит и не скажет».
В «стае» не действуют экономические законы
Всем, в том числе в Украине, известна необычайная экономическая эффективность интеллектуального труда. Например, в 20 развитых странах (где работают 95% ученых мира) доход на душу населения ежегодно возрастает на 200 долларов, тогда как во всех остальных - лишь на 10 долларов. Академик С.Струмилин еще в 1957 году отмечал, что продуктивность работника, подготовленного в высшей школе, в 11 раз превосходит затраты на его обучение. Почти 50% прироста национального дохода США, как подсчитано американскими экономистами, получено за счет повышения уровня образованности рабочей силы. При анализе роста ВНП США выяснено, что 50% его возрастания достигнуто благодаря научно-техническим нововведениям, 30% - повышению уровня образования рабочей силы и лишь 15% - смене оборудования и сырья.
Но даже не в невиданной доселе экономической эффективности заключается главная ценность и значение интеллектуального труда. Он играет основную роль в совершенствовании самого производителя, во всестороннем развитии умственных способностей человека, его духовности, нравственных устоев жизни как индивида и, следовательно, в совершенствовании всего человеческого общества. В непросвещенном обществе, лишенном чувства гражданственности, где каждый живет «по закону стаи» (хотя, может быть, занимается умственным трудом), - в таком обществе не действуют экономические законы.
Если интеллект заменить бюрократией...
Наши «реформаторы», разрушая в Украине науку и образование, отбрасывая научный подход к созданию новой системы управления обществом, ничего другого не придумали, как учредить новую административно-командную систему власти: заменили интеллект нации национальной бюрократией. В 1993 году был принят закон Украины «О государственной службе», предоставивший бюрократии привилегии не меньше партийно-государственных в советское время. Наряду с этим учителя, педагоги, ученые сразу попали за черту бедности: их пенсия (даже профессоров) составляет 30-50% от минимальной пенсии технического секретаря государственной («государевой»?) службы. Украина превратилась в чиновничье государство. Стало невыгодно и непрестижно работать в самой творческой сфере, науке и образовании, но выгодно и престижно «служить по ведомству» науки и образования. Власть, аппарат управления стали работать на себя, укреплять свое положение, забывая о первопоставленной цели - сути всех реформ и преобразований. А учитывая то, что неизбежным следствием любой административно-командной системы является тоталитаризм, нетрудно понять антисоциальную сущность наших реформ. Новая административно-командная система отнюдь не укрепляет государственность Украины, как, может быть, думали ее «прорабы», а тащит Украину в болото компрадорской буржуазии африканского и латиноамериканского типа.
«Конкурс красоты»
для умственно отсталых
Что необходимо сделать для выхода Украины и интеллектуального кризиса?
Сейчас положение в нашем обществе таково, что интеллектуальные ценности надо защищать и отстаивать перед нашествием невежества, чиновничьей «образованщины», полукультуры. Деятельному невежеству, как самому, по словам Гете, опасному, должны быть противопоставлены разум, интеллект, все средства правового государства.
Во-первых, государственный бюджет должен быть поставлен с головы на ноги: внимание к ассигнованиям на духовную сферу производства, на науку и образование должно быть первостепенным в соответствии с их возросшим значением в развитии экономики и общественного устройства государства. Это не значит, что надо забыть о текущих проблемах, нуждах и все деньги бросить, скажем, на развитие науки и укрепление образования. Надо объявить науку и образование, по примеру передовых стран Запада, национальными приоритетами. Это значит, что приоритеты знания должны стать стилем жизнедеятельности общества. Необходимо превратить «естественное», по выражению М.Монтеня, «стремление человека к знаниям» в стиль жизни человека, в его естественную норму поведения, в главный безусловный жизненный рефлекс.
Конечно, идеи приоритета знаний, учения, науки не являются новыми. Но важно понять, что это - единственный образ жизненных действий, особенно в нашу эпоху. Это (для многих, к сожалению, из нашего современного общества) - новые, непривычные «правила игры», но те единственные, которые делают «игру» беспроигрышной.
Во-вторых, необходимо изменить форму бюрократического управления государством. Бюрократия, захватившая власть, представляет главный тормоз и главную опасность для прогресса общества и развития государства. Ее господство может свести на нет сложный процесс становления гражданского общества, уничтожить очаги подлинной интеллектуальной жизни в стране. Она их быстро подомнет под себя, превратит в «конкурсы красоты», в «телеигры» и «телешоу» для умственно отсталых.
Наконец, в-третьих, надо немедленно приступать к созданию гражданского общества в Украине. Без него самые лучшие и самые верные идеи останутся благими пожеланиями, ибо, как сказано в Библии, зерна не прорастают на камнях.
Кто же в Украине будет делать все, что сейчас необходимо? Надежды на «правителей» всех ветвей власти весьма призрачны. Все дело в том, что они совершенно пренебрегали интеллектом нации, вышвырнули его, отбросили напрочь научный подход к решению проблем (или не знают, что это такое?). Они доверяют зарубежным и отечественным «советникам» и признают, по-видимому, только метод «проб и ошибок».
Нет надежд и на политические партии, которых ох как много появилось в Украине. Все они, конечно, «за народ», но производят, к сожалению, впечатление партий легкого поведения. Они легко провозглашают принципы, а после выборов легко от них отказываются. Но ни одной из партий не хватило мудрости и обстоятельности, чтобы в основу своих программ и платформ положить не сиюминутные цели и желания, а подлинные ценности знания, приоритеты интеллекта, науки, образования и культуры.
Еще меньше, чем на свои власти и партии, у нас оснований надеяться, что «заграница нам поможет». Ни одна западная страна не делает инвестиций в наши новые технологии. «Помощь» Сороса обедневшим ученым тоже не бескорыстна: он за гроши стал единоличным владельцем информации о важнейших научных исследованиях на территории бывшего СССР.
У нас нет другого пути, как немедленно начинать свою гражданскую деятельность каждому. Наверное, не стоит надеяться, что общество сразу придет когда-то в то идеальное состояние, именуемое гражданским. Но у нас еще есть интеллект общества, остались люди интеллектуального труда, действительно понимающие и осознающие его проблемы в соответствии со степенью их важности. Не так много этих людей, но ведь и все ядерное вещество многометрового металлического куба можно поместить в объем булавочной головки. Однако без ядер атомов нет вещества, а без интеллекта нет нации. Все зависит от того, удастся ли небольшому числу людей увлечь за собой все общество, удастся ли им передать большинству народа свои знания и убежденность в единственности и исторической верности предполагаемого выхода Украины из исторического тупика? В противном случае Украина в ближайшие десятилетия будет отброшена на задворки цивилизации, как в свое время ушел с исторической арены целый ряд народов и стран.