В течение нескольких последних месяцев Украинское государство занималось весьма необычным делом — не без успеха подрывало собственный экспорт ферросплавов. Занятие более чем странное, учитывая, что большинство государств мира всячески стимулируют экспорт. Да и Украине, если вспомнить об отрицательном сальдо торгового баланса, экспорт товарной продукции далеко не лишний.
Ферросплавы — продукт традиционно экспортный. В 2006 году из 1,62 млн. тонн, произведенных в Украине, на экспорт ушло 73,9%. При этом 55% попало на рынок Евросоюза и Турции, 24 — в Россию и 20% — в Юго-Восточную Азию. Внутреннее потребление составило всего 424 тыс. тонн, т.е. лишь немного превысило экспорт северному соседу.
Казалось бы, при таком соотношении ферросплавный рынок надо холить и лелеять, однако на практике началось прямо противоположное.
Проблемой стали индикативные цены. На ферросплавы они устанавливаются Министерством экономики ежеквартально. И экспорт продукции, приобретенной за меньшую стоимость, запрещен. В принципе, идея довольно здравая. Но, начиная с прошлого года, индикативные цены на ферросплавы начали стремительно расти. За семь месяцев они поднялись на 60%, хотя конъюнктура мирового рынка ничего подобного не диктовала. На большинстве ферросплавных рынков цены скорее стагнировали. И никаких признаков взрывного роста уж точно не демонстрировали.
Обратимся к цифрам. До мая с.г. украинские индикативные цены на ферросилиций выросли на 205 долл., на сплавы ферросиликомарганца — на 185—210 долл. за тонну, а при поставках в страны ЕС — на 120 евро за тонну. При этом цены на силикомарганец на европейском рынке с декабря по февраль (т.е. с начала бурного роста индикатива в Украине) оставались стабильными.
Обострилась конкуренция за традиционные рынки сбыта. В Российскую Федерацию стали быстро нарастать поставки от казахстанских и китайских производителей. Причем для китайцев это было лишь одним из элементов глобальной экспансии на мировом ферросплавном рынке.
В начале 2007 года РФ на треть сократила импорт ферросплавов из Украины и в то же время увеличила закупки из других регионов, в частности, из Азии — на 48% (в т.ч. из КНР — в четыре раза), из Грузии — в 2,4 раза. Т.е. индикатив дал эффект, прямо противоположный ожидаемому. Отечественные ферросплавщики начали терять рынок.
Никакой реакции на это не последовало, напротив, только в течение апреля-мая индикативы выросли на 100 долл. за тонну, для поставок в страны ЕС — на 80 евро за тонну. Для сравнения: за период с февраля с.г. экспортные цены китайских производителей по большинству сплавов увеличились всего на 5 долл. за тонну. Только по одной группе — ферросиликомарганца — отмечался более существенный рост, но это повышение было связано с мерами китайского правительства по обеспечению внутреннего спроса.
Между тем украинские ферросплавщики вплотную подошли к границе неконкурентоспособности.
Первые звоночки прозвучали еще в феврале. Тогда под угрозу попал рынок сбыта в Южной Корее, куда поставки ферросиликомарганца в 2005 — 2006 годах достигали почти 140 тыс. тонн ежегодно.
Потом, как уже говорилось, возникли проблемы на российском рынке. По данным трейдеров украинского товара, в настоящий момент цена на рынке РФ находится на уровне 930 долл. за тонну. При уровне индикативной цены в 715 долл., а также возросшем уровне транспортных тарифов по территории Украины на уровне 15,6 долл. и по территории РФ в размере 63 долл. цена для покупателя вырастала до 794 долл. Если добавить еще и налоги, получаем цену для конечного покупателя выше существующего уровня цен у конкурентов.
Нельзя забывать, что в конце прошлого года на основных мировых транспортных маршрутах возобновилось повышение фрахтовых ставок, что тоже негативно сказывается на цене продукции для конечных потребителей. Аналогичная ситуация наблюдается и в перевозках железнодорожным транспортом.
Ферросплавщики, естественно, не раз поднимали эти вопросы — как в прямых обращениях в министерство, так и через Украинскую ассоциацию производителей ферросплавов. Отступать им было некуда. Под угрозой оказалось большинство рынков сбыта. А в США на украинский ферросиликомарганец действует запретительная антидемпинговая пошлина.
Но это еще не все неприятности. Начиная с июня 2007 года, в Евросоюзе планируется введение предварительной антидемпинговой пошлины на ферросиликомарганец производства Украины, Китая и Казахстана. Несложно себе представить, как после ее введения обострится конкуренция производителей Китая и Казахстана за рынок Российской Федерации.
По словам председателя правления Запорожского завода ферросплавов Павла Кравченко, «на фоне стремительного роста конкуренции со стороны казахстанских и китайских ферросплавов мы рискуем потерей части рынков сбыта. Причем, именно той части, где наши позиции были традиционно сильны».
«Можно сделать вывод, что украинский сплав будет представлен только на внутреннем рынке, потребности которого в четыре раза ниже. Что в результате приведет к тотальному сокращению объемов производства как на ферросплавных заводах, так и на марганцевых ГОКах и к резкому росту социальной напряженности в этих районах», — отмечают в Украинской ассоциации производителей ферросплавов.
Между тем на июнь намечалось очередное повышение индикативных цен на экспорт — до рекордных 750 долл. за тонну. Все это происходило на фоне увеличения себестоимости производства ферросплавов, связанном с повышением стоимости марганцевой руды, электроэнергии, перспектив дальнейшего роста цен на железнодорожные перевозки.
В мае вопрос о повышении индикативной цены ферросплавов рассматривался на заседании комитета по промышленной политике Верховной Рады. Специалисты сочли, что новая цена способна практически полностью блокировать экспорт и вызвать рост цен на внутреннем рынке. Так, по мнению члена комитета по промышленной политике ВР Владимира Бойко (Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича), стоимость основных видов ферросплавов в мире выросла значительно меньше, чем индикативная цена в Украине.
На комитете рассмотрели и обращения ведущих трейдеров к предприятиям. Согласно одному из них, «на мировом рынке наблюдается увеличение производственных мощностей со стороны Китая, Индии, Бразилии, Казахстана, Норвегии и ЮАР». Это обеспечивает широкий выбор поставщиков, и трейдеры не исключают переход на продукцию других производителей.
Так, по данным российского ООО «Метпром», на рынке РФ место украинских ферросплавов заняла продукция из Индии, Китая и Казахстана. И чтобы сохранить позиции, Украине нужно не повышать, а снижать существующий уровень индикативных экспортных цен».
В результате профильный комитет ВР рекомендовал Минэкономики прислушаться к аргументам производителей ферросплавов и не поднимать цены.
Надо отдать должное: министерство едва ли не впервые учло позицию депутатов и ферросплавщиков. Министр экономики Анатолий Кинах заявил прессе, что «министерство обязательно прислушается к мнению депутатов и ферросплавщиков, и если оно будет аргументировано, индикативные цены не повысятся».
В среду, 23 мая, в Министерстве экономики состоялось совещание по формированию индикативных цен на экспорт отечественной продукции в июне. Судя по всему, большая часть аргументов ферросплавщиков была признана обоснованной. Решено не поднимать цены при поставках в страны СНГ.
Минпромполитики предложило ввести понятие отдельных рынков при экспорте ферросплавов. Это связано с необходимостью сохранения конкурентоспособности и присутствия отечественных ферросплавов на рынках дальнего и ближнего зарубежья. Как отмечают специалисты, такое разделение не противоречит ни указу президента Украины о формировании уровня индикативных цен, ни нормам ВТО и международному праву.
В частности, рынок СНГ теперь выделен в отдельную величину, а при формировании индикативной цены, которая в среднем на 40 долл. ниже установленной в мае, учтены и аргументы производителей.
Индикатив вырос только для поставок ферросиликомарганца на азиатский рынок — в связи с некоторым ростом экспортных цен в Китае.
В общем, стороны едва ли не впервые прислушались к мнению друг друга. Станет ли это прецедентом? Хотелось бы. Мир гораздо лучше любого противостояния — к добру оно не приводит. Особенно если противоборствующие стороны сидят в одной лодке.