Е-БИЗНЕС В УКРАИНЕ НАЧНЕТСЯ НЕ СКОРО, НО ЗАСТОЛБИТЬ ТЕПЛЫЕ МЕСТА МОЖНО И СЕЙЧАС

31 мая, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск № 20, 31 мая-7 июня 2002г.
Отправить
Отправить

Понятие электронной коммерции (далее е-бизнес), впервые появившееся на страницах отечественной прессы еще лет пять тому назад, до сих пор не поменяло свой статус абстракции на статус производственной необходимости...

Понятие электронной коммерции (далее е-бизнес), впервые появившееся на страницах отечественной прессы еще лет пять тому назад, до сих пор не поменяло свой статус абстракции на статус производственной необходимости. Многочисленные предложения решений для электронной коммерции со стороны производителей «железа» (IBM, Cisco, Sun, Intel и так далее), а также присутствующие на рынке многочисленные программные продукты для нее, достаточно дороги. Предприниматели не спешат вкладывать деньги в интернет-проекты с неопределенной окупаемостью. Тем более что организация бизнеса с эффективной опорой на интернет-технологии требует часто не только его коренной реорганизации, но и наличия ряда дополнительных условий, зачастую отсутствующих в Украине.

В смысл понятия электронная коммерция каждый вкладывает нечто свое. Не вдаваясь в тонкости, будем понимать под ней продажу и продвижение товаров или услуг с помощью интернет-технологий. Причем не просто продажу, а с выгодой для продавца. Иначе, согласитесь, зачем этим заниматься. Поэтому предметом данной статьи не являются дот-комы — интернет-компании, созданные с обратной целью — освоить средства инвесторов. Бизнес на дот-комах был основан на совершенно других принципах, а именно: на имевшем место в течение 1998—1999 годов стремительном росте капитализации интернет-компаний на фоне интереса к новой на тот момент электронной коммерции. Если не сказать — массовом психозе, подогреваемом заявлениями экспертов о скором приходе «царствия Божьего», путем замены старой экономики на новую. Из-за чего приобретенные акции дот-комов спустя некоторое время можно было продать вдесятеро дороже. Зато после спада интереса к дот-комам продажа этих же ценных бумаг стала затруднительна. Вложения инвесторов, не успевших от последних вовремя избавиться, значительно обесценились.

Потребителей недостаточно и риски велики

Что же касается «настоящей» электронной коммерции — продажи товаров и услуг, то для ее успешного развития требуются три фактора. Во-первых, наличие потенциальной покупательской аудитории — критической массы пользователей Интернета (начиная от 10—12% численности населения страны). Во-вторых, это наличие у населения электронных денег — денежных средств на банковских счетах (карточки, управляемые с помощью наиболее популярных мировых платежных систем). И, наконец, дешевые системы доставки товара покупателям.

Следует помнить и об основных рисках электронной коммерции: риске отказа от купленного товара в момент его получения, риске кражи данных кредитной карточки при осуществлении с ее помощью электронной покупки (мошенники получают возможность пользоваться чужим счетом) и риске мошенничества продавца (непоставка или поставка некачественного товара после его оплаты).

В нашей стране отсутствуют все три необходимых условия для развития е-коммерции. Пользователи Интернета составляют не более нескольких процентов от количества населения (из них самостоятельно платящих за доступ в сеть — не более процента). В обороте безналичных денег население почти не участвует. Количество владельцев кредитных карточек еще меньше количества активных пользователей Интернета. Подавляющее большинство эмитированных банками платежных карточек являются дебетовыми, как правило, не применяемыми в расчетах через Интернет. Системы же доставки материальных ценностей или очень дороги (например, международные), что увеличивает стоимость покупки, или ненадежны (как национальные). Законодательной защиты от рисков фактически нет. Так стоит ли соваться Украине… да в калашный ряд.

Попробуйте бизнес для бизнеса

Однако, если взглянуть внимательней на возможности электронной коммерции, то уже сегодня можно предложить достаточное количество областей для ее применения и в нашей стране. В первую очередь, это касается так называемого сегмента В2В (business-to-business), т.е. «бизнес для бизнеса».

Даже в наших условиях вполне работоспособны схемы для средних и небольших компаний, специализирующихся на оптовых поставках всего того, что легко может быть стандартизировано и описано, например, расходных материалов или запчастей. Например, схемы электронной коммерции идеально ложатся на отношения дилер–дистрибьютор. Решение для е-коммерции в этом случае заменяет несколько менеджеров по работе с постоянными клиентами. Клиенты делают заказы с помощью специального интернет-интерфейса, программный продукт сам присылает клиенту платежное поручение, контролирует проплату и высылает клиенту накладную на отгрузку товара. В перспективе в эту цепочку может быть включен, с одной стороны, производитель, а с другой — конечный потребитель. Стоимость программного обеспечения для таких схем достаточно низка и многие оптовые компании уже их используют.

Будут также развиваться (процесс уже пошел) схемы B2B для тех отраслей промышленности, в которых имеется «критическая масса» поставщиков (либо потребителей) стандартного товара, хорошо знающих друг друга и правила игры на рынке. Сюда относятся: нефтяная и нефтехимическая промышленность, зерно, сахар, производство минеральных удобрений, металлургия, фармацевтический рынок. Речь идет об электронных биржах — торговых площадках со стандартизированными условиями коммерческой деятельности, которая легко реализуется в электронном виде.

В описанных случаях участники электронной коммерции удовлетворяют вышеизложенным условиям выгодности ее применения, а также избегают рисков, с ней связанных. Так, налицо наличие партнеров, имеющих доступ в Интернет и безналичные денежные средства на банковских счетах, обладающих собственными возможностями по доставке товара. Расчеты юрлиц-участников той или иной электронной коммерческой системы в этом случае могут осуществляться путем традиционных банковских переводов, что снимает риски, связанные с массовыми электронными платежными системами. Риски, связанные с отказом от заказа или с недобросовестностью продавца тоже минимизируются, поскольку товар стандартизирован, а участники подобных схем хорошо знают друг друга в реальной жизни.

Еще одной сферой, где затраты и риски электронной коммерции оказываются оптимальными, является торговля «виртуальным товаром» — не требующим доставки. Это прежде всего предметы интеллектуальной собственности и финансовые ресурсы. Такими схемами давно пользуются программистские команды, работающие в странах СНГ на заграничных заказчиков. В этом случае заказ в формализованном виде поступает исполнителю по электронной почте или через специальный интерфейс. В ответ заказчик получает готовый программный продукт. Оплата исполнителю производится на карточный счет. Схема, приведенная здесь, сильно упрощена и не содержит механизмов защиты от неизбежных рисков, однако в целом демонстрирует онлайновый механизм торговли продуктами интеллектуальной собственности.

Подобным видом электронной коммерции можно считать торговлю информацией. Как правило, за деньги предоставляется финансовая информация, помогающая зарабатывать деньги, информация для профессионалов. Это, например: on-line котировки с торговых площадок (текущие котировки с задержкой во времени, как правило, предоставляются бесплатно); исторические данные по торгам (которые можно использовать для проведения собственного анализа); узконаправленные обзоры рынка (по отрасли, по сектору рынка, по отдельным эмитентам и проч.). Кроме того, пользуется спросом информация по отчетам эмитентов в виде, пригодном для дальнейшего анализа и использования, в том числе исторические данные по балансам (последние отчеты, как правило, предоставляются бесплатно). Иногда платными могут быть комментарии экспертов к основным событиям и новостям. Торговлей подобной информацией занимаются специализированные аналитические агентства.

Виртуальный бизнес — подспорье реальному

Теперь что касается торговли финансовыми ресурсами, имеется в виду интернет-банкинг. Web-интерфейсами для управления счетами в настоящее время обзаводится большинство уважающих себя солидных банков. За рубежом это считается нормой. Преимущества on-line обработки транзакций общеизвестно: гораздо более низкая стоимость, удобство доступа клиента (24 часа в день, 365 дней в году), потенциальная независимость от его местонахождения. В узком же смысле слова — это банки, не осуществляющие off-line обслуживание клиентов. Прежде всего это оффшорные банки, например, зарегистрированный в Науру First Тrading Bank, через который осуществлял свои операции опальный банк «Славянский». Есть такие банки в Европе, США и Канаде, однако вне оффшорных зон им выгоднее становиться филиалами крупных традиционных банков.

Тенденция слияния компаний электронной коммерции с компаниями, осуществляющими традиционный бизнес, имеет место не только в банковской, но и во всех остальных сферах электронного бизнеса. Создатели онлайновых торговых компаний сообразили, что в чисто виртуальном мире им не выжить. Владельцы же традиционных фирм заинтересованы в расширении своего бизнеса средствами Интернета. Таким образом они выручают друг друга. Правда, в условиях Украины электронный бизнес еще не вышел из стадии экспериментов. Компании, осуществляющие торговлю с помощью электронных инструментов, как правило, относятся к ним как к вспомогательным, призванным лишь расширить возможности их реального бизнеса. Ведь в интернет-магазинах покупают мало. Но совсем бесполезными расходы на интернет-тоговлю тоже не назовешь. Ведь посетители сайта пишут письма, вступают в дискуссии и очень часто после этого становятся обычными, оффлайновыми покупателями. То есть, в данном случае интернет-магазин выступает скорее в качестве рекламной, а не торговой площадки. Таким образом, поскольку интернет-торговля в чистом виде особой прибыли пока не приносит, она может длительно сосуществовать только как часть успешного традиционного бизнеса, который ее «тянет». До тех пор, пока мы хотя бы не догоним Америку в уровне информатизации общества.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК