Повестка дня парламентского четверга 20 февраля содержала в себе два законопроекта, в некоторой степени взаимно исключающих друг друга — «О внесении изменений в статью 12 Закона Украины «О связи» (тот самый, о «бесплатных входящих») и «О телекоммуникациях». Суть противоречия в том, что Закон «О телекоммуникациях» должен прийти на смену как раз Закону «О связи», и будь он проголосован в тот день, перечеркнул бы предыдущее решение депутатов о внесении поправок в старый закон. По поводу поправок в Закон «О связи» голосовалось преодоление вето Президента — 306 голосами при необходимых 300 оно было преодолено. Закон «О телекоммуникациях» выносился на повторное первое чтение согласно решению парламента от 26 декабря. И до него в этот раз не дошла очередь — ВР вернется к нему 6 марта. Оба законопроекта объединяет чрезвычайно неоднозначное отношение к ним как политиков, так и операторов рынка. Однако если закон «о бесплатных входящих» рынок однозначно отвергает, то в необходимости обновления принятого еще в 1995 году Закона «О связи» мало кто сомневается; споры, достаточно горячие, идут об отдельных формулировках. Остается надеяться, что принятие закона «о бесплатных входящих» подтолкнет политиков и бизнесменов к более кардинальным решениям по реформе правового поля в отрасли путем принятия нового Закона «О телекоммуникациях».
Проект закона Украины «О телекоммуникациях», о чем «ЗН» уже писало, — продукт объединения законопроектов Юрия Луценко (Соцпартия) и Валерия Пустовойтенко (НДП). В то же время фракция Соцпартии проголосовала за преодоление вето на поправки к закону о связи в полном составе — 20 голосов. Фракция НДП тоже в целом голосовала «за» (один отсутствовал и двое не голосовали. «За» были также большинство внефракционных депутатов, «Наша Украина», БЮТ, коммунисты, аграрии, «Регионы», «Евровыбор», половина «Деминициатив» — всего 306 голосов. Против проголосовали всего четыре наиболее принципиальных депутата — два эсдека (И.Франчук и Н.Шуфрич), «народовладец» Задорожный и «трудовик» Тарас Довгий. Его брат и софракционник Станислав не проголосовал. Не приняли участие в голосовании 122 присутствовавших на заседании депутата — в основном СДПУ(о), ППУ—ТУ, «Народовладдя», «Народный выбор», вторая половина «Деминициатив». Интересно сравнить эти результаты с декабрьскими — первым голосованием по этому закону. Как видим, сменили точку зрения cоциал-демократы объединенные (были «за» — второй раз отказались голосовать), аграрии (с точностью до наоборот), «Регионы» (первый раз не голосовали, второй — «за»), частично — «Деминициативы» (больше депутатов проголосовало «за»), поубавилось энтузиазма у «Народного выбора» (прошлый раз фракция голосовала «за», в этот — не голосовала). Посмотрим, насколько этот расклад отразит будущие результаты голосования по Закону «О телекоммуникациях»…
Парламентский комитет по вопросам строительства, транспорта и связи рекомендовал принять поправку к статье 12 Закона «О связи» с учетом замечаний Президента — в несколько более обтекаемой формулировке «потребители могут отказаться от оплаты услуг, которые они не заказывали». Точно такая же формулировка содержится в статье 34 «Права потребителей телекоммуникационных услуг» проекта Закона «О телекоммуникациях» Пустовойтенко—Луценко, отражая, таким образом, принятый в странах с рыночной экономикой принцип СРР (Calling Party Pay — «платит инициатор разговора»). Однако депутаты «не услышали» этих рекомендаций и приняли поправку в старой, слегка «дубовой» формулировке: «предприятиям связи всех форм собственности запрещено устанавливать плату за входящие телефонные сигналы для всех видов телефонной связи».
Каждый раз, когда парламент пытался проголосовать за проект закона «о бесплатных входящих», операторы присылали депутатам гневные письма с выражением протеста. 20 февраля депутаты также имели возможность обнаружить на своих столах письмо, подписанное девятью операторами (в их числе — «Оптима Телеком», «Интертелеком», «CST-Инвест», «Алькар Телком», «Фарлеп-Инвест» и другие). Касалось оно, однако, не закона «о бесплатных входящих», а предполагавшегося к голосованию в этот день проекта закона «О телекоммуникациях». В письме приводились многочисленные ссылки на номера противоречащих друг другу статей законопроекта и других нормативных актов. Правда впечатление это могло произвести лишь на человека, не знакомого детально с проблемами отрасли и не изучившего проект закона о ТК и сопроводительные документы (к таким людям, к сожалению, относится большинство депутатов). К тому же аргументация относилась к одному из старых вариантов законопроекта, а не ко внесенному на обсуждение 20 февраля. Большинство замечаний, содержавшихся в письме, были уже учтены при подготовке законопроекта к повторному первому чтению.
А днем ранее, 19 февраля, состоялась встреча авторов законопроекта с представителями операторов, в том числе подписавших письмо. Диалог, имевший место на встрече, достоин отдельного повествования. Главным из того, что там прозвучало, представляется следующее. Во-первых, все высказанные операторами замечания к закону имеют технический, а не концептуальный характер, и легко исправимы. Во-вторых — принятие закона, определяющего правила игры на рынке телекоммуникаций, правила взаимодействия между операторами и между государством и операторами, сегодня жизненно необходимо для отрасли. Без него отрасль будет продолжать задыхаться, работая в ручном режиме.
И вот на этом фоне парламент таки принимает популистский закон «о бесплатных входящих». Это решение показало, что на сегодня депутаты не настроены вникать в реальные проблемы отрасли. А силы, заинтересованные в сохранении статус-кво, а именно «ручного управления» (один из участников вышеупомянутой встречи окрестил эти силы «Госкомтелекомом»), используют эти парламентские настроения «на всю катушку».
Как уже писало «ЗН», и принятие закона о «бесплатных входящих», и принятие нового Закона «О телекоммуникациях» поставит операторов, в том числе «Укртелеком», перед необходимостью ввести систему взаиморасчетов. Первые шаги к этому уже сделаны. В середине февраля Госкомсвязи ввел новый порядок взаиморасчетов между операторами за международные и междугородние телефонные разговоры (к которым относятся и вызовы через «8» на сети мобильных операторов). Этот порядок должен был регулировать распределение доходов между операторами местной и междугородней связи, через телефонные сети которых проходит телефонный звонок, а также долю в тарифе, которая направляется на компенсацию административных затрат. Согласно этому порядку за минуту разговора оператор междугородней связи должен получать $0,06, местной — $0,028, собственник зонального канала — $0,011 без учета НДС. Однако неделю спустя Госкомсвязи без указания причины приостановил действие «нового порядка». Возможно, созданная в Госкомсвязи рабочая группа по его пересмотру обработает его с учетом реалий «бесплатных входящих» и Закона «О телекоммуникациях».
Кроме этого, мобильные операторы неоднократно заявляли о планируемом отказе от использования прямых номеров. Об этом же говорил заместитель председателя Госкомитета связи и информатизации Олег Проживальский. Ожидается, что от прямых номеров мобильные операторы вынуждены будут отказаться со вступлением закона о «бесплатных водящих» в силу — точнее, без такового перехода невозможно практическое введение в действие порядка межоператорских взаиморасчетов. Прямые мобильные номера, возможно, останутся — но лишь на условиях аренды их у операторов фиксированной связи и переадресации через код на мобильный. То есть обойдутся они желающим вдвое дороже мобильного номера через операторский код.
Руководство Госкомсвязи занимает в отношении происходящего интересную позицию. С одной стороны, оно не приветствовало принятие парламентом закона о «бесплатных входящих». Как отметил заместитель председателя ГКС Олег Проживальский, «Теперь операторы вынуждены делать инвестиции, чтобы решить проблему, возникшую с принятием закона по отмене оплаты входящих звонков… Вместо того чтобы развивать сети, мы будем исполнять закон». По мнению Проживальского, «Сложно сказать, какими будут темпы развития отрасли в этом году: мы планировали, что они сохранятся на уровне прошлого года, однако принятый закон внесет значительные правки. Если в течение года выйдет еще несколько подобных законов, то роста не будет вообще».
С другой стороны, и это подтверждает последняя процитированная фраза, в ГКС не приветствуют и проект закона «О телекоммуникациях». Глава профильного комитета ВР Валерий Пустовойтенко не раз крайне резко высказывался по поводу игнорирования руководством Госкомсвязи процесса работы над законопроектом. В то же время давно разрабатываемый в Госкомсвязи, законопроект до сих пор не внесен на рассмотрение ВР — ни через Кабмин, как планировали специалисты ГКС, ни через нардепа Станислава Довгого. Складывается впечатление, что разработчики (точнее, заказчики) «госкомсвязевского» законопроекта уверены: их конкурент будет «завален» парламентом, поэтому не считают нужным что-либо предпринимать для продвижения своего проекта на данном этапе.
Итак, что имеем. Президент должен подписать «бесплатные входящие» в течение двух недель — как раз до голосования по законопроекту «О телекоммуникациях». С одной стороны, принятие скандальной поправки к Закону «О связи», железной рукой загоняющей операторов связи в условия цивилизованных взаимоотношений, заметно пополнит ряды сторонников законодательного урегулирования этих цивилизованных взаимоотношений. Закон «о бесплатных входящих» можно считать последней каплей, после которой правовое поле в области телекоммуникаций становится внутренне противоречивым. Правда, надо отметить, что проект закона «О телекоммуникациях» в своих переходных положениях содержит ссылки на ряд нормативных актов, в которые необходимо внести изменения — иначе он будет не менее противоречащим законодательству. В любом случае у парламента есть шанс проявить экономическую мудрость 6 марта, во время рассмотрения проекта закона «О телекоммуникациях» в повторном первом чтении.