Что год грядущий нам готовит? Этим традиционным для последних месяцев каждого уходящего года вопросом задаются украинские налогоплательщики, не без тревоги ожидающие трепетного момента распаковывания новогодних подарков законодателя, заботливо припрятанных им под праздничной налоговой елочкой. Тема новогодних налоговых нововведений стала традиционной и для нас. И хотя в этом году в силу известной политической ситуации никто не рискнет делать сколько-нибудь достоверные политические прогнозы даже на ближайшие две недели, мы все же попытаемся заглянуть в новогодний мешок деда Мороза, запрягающего своих оленей на Львовской площади в центральном офисе Министерства доходов и сборов.
Отметим, что введение новых налоговых норм с нового года - это не сформировавшаяся в веках традиция законодателя, а норма п. 4.1.9 ст. 4 НК Украины, постоянно этим законодателем нарушаемая (вспомним хотя бы нормы о трансфертном ценообразовании, введенные в сентябре 2013 г., что само по себе породило огромное количество вопросов правоприменительной практики). Однако столь же свято, сколь и наивно веря в то, что действующие процедурные нормы еще при нашей жизни перестанут возлагаться на алтарь финансовой целесообразности власти, мы с упорством Сизифа продолжаем новогодние обзоры нововведений…
Мешок нововведений
Из более ста новых норм Налогового кодекса, налоговых и околоналоговых законов, а также еще более внушительного количества подзаконных правовых норм, регулирующих налоговые отношения, в данном материале попытаемся выделить наиболее значимые, по нашему мнению, для налогоплательщиков.
Начнем, конечно, с новых ставок на основные налоги. Согласно п. 10 подраздела 4 раздела ХХ НК Украины, ставка налога на прибыль предприятий уменьшается до своего исторического минимума и становится одной из самых низких ставок корпоративного налога в Европе. Она будет составлять 16% вместо действующих на протяжении 2013 г. 19%. Кроме того, согласно п. 10 подраздела 2 раздела ХХ кодекса, на налоговые обязательствам по НДС, возникшие с 1 января 2014 г., ставка налога составляет 17% (вместо 20%, существующих с момента введения налога). Мы подчеркиваем, что налоговое обязательство должно возникнуть после нового года. Как известно, дата возникновения налогового обязательства по НДС определяется по правилу первого события (в зависимости от того, какое из событий - оплата за товар (услугу) либо его поставка (выписка налоговой накладной) - имело место ранее). Поэтому предпринимателю, собирающемуся сэкономить на налоге в этот переломный момент лучше отложить продажу своего товара (услуги).
Отметим также, что такое приятное для налогоплательщика нововведение, как уменьшение налоговых ставок в данный момент находится под угрозой отмены исходя из подготовленного в недрах Минфина проекта Закона "О государственном бюджете на 2014 год". Норма о переносе введения новых ставок основных налогов - это очередной сюрприз налогоплательщику в нарушение уже упомянутого нами выше п. 4.1.9 ст. 4 НК, запрещающего вносить изменения в Налоговый кодекс позднее, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного года, а также в нарушение п. 7.3 ст. 7 НК, согласно которой изменения в НК Украины вносятся законами, содержащими исключительно и только изменения в Налоговый кодекс. Но, согласитесь, разве когда-либо какую-либо украинскую власть волновали подобные мелочи, если на кону стоял вопрос обеспечения поступлений в государственный бюджет?
Проще простого
Следующая группа налоговых норм касается упрощения порядка регистрации налогоплательщиков и объектов налогообложения. Ранее мы уже достаточно детально проводили обзор изменений соответствующих норм НК. Сейчас отметим, что с Нового года упраздняется свидетельство о регистрации плательщика НДС, а также несколько важных регистрационных документов, в том числе свидетельство плательщика единого налога и справка о принятии налогоплательщика на учет. Регистрация соответствующих налоговых статусов налогоплательщиков будет осуществляться путем простого внесения записей в соответствующие реестры (зарегистрироваться плательщиком НДС, например, можно будет одновременно с регистрацией юридического или физического лица-предпринимателя). При этом доступ к реестрам будет открытым для всех на официальном веб-сайте министерства, а данные будут вноситься практически в режиме реального времени. Таким образом, каждый предприниматель в любой момент сможет проверить налоговый статус своего контрагента. Вместе с тем мы бы все-таки настоятельно рекомендовали украинским бизнесменам время от времени брать извлечения из реестра налогоплательщиков, что не является требованием закона, однако может обезопасить налогоплательщика от столь частых в 2013 г. сбоев в работе государственных реестров. Извлечение налогоплательщик получает бесплатно в течение двух дней с момента обращения с соответствующим заявлением. Действует оно до внесения изменений в реестр. Кроме того, законом исключается обязанность плательщиков налогов уведомлять налоговую об изменениях своего статуса: если такие изменения были отображены в ЕГРПОУ, Миндоходов сможет получать их автоматически.
Кипрское роялти, налоговые разницы…
Долгожданным нововведением является вступление в силу с нового года нашумевшей в свое время Конвенции об избежании двойного налогообложения с Республикой Кипр, предусматривающей повышение налоговых ставок на роялти (до 10%), а также на другие платежи между резидентами наших государств.
С нового года налогоплательщики также избавляются от необходимости подавать уведомление об объектах налогообложения (например земельных участках) в налоговый орган по местонахождению каждого такого объекта. Вместо этого плательщик должен уведомлять о них только налоговую по месту своего учета.
Вообще, тренд 2013 г., связанный с повсеместным внедрением электронных технологий в старые добрые налоговые процедуры, найдет свое развитие и в 2014 г. Чего стоит хотя бы повсеместное внедрение электронного кабинета налогоплательщика - системы, дающей возможность не только подавать налоговую отчетность в режиме реального времени, но и в будущем подводить баланс расчетов налогоплательщика с бюджетом на любую интересующую налогоплательщика дату. Уже с 1 января 2014 г., согласно п. 183.7 ст. 183 НК, даже заявление о регистрации лица плательщиком НДС можно будет подать в электронной форме, правда, если между налогоплательщиком и налоговым органом заключен договор о признании электронных документов и зарегистрирована электронная подпись.
Начиная с налоговых периодов 2014 г. налогоплательщики-юридические лица получают право (подчеркиваем право, не обязанность! - п. 46.2 ст. 46 НК Украины) подавать финансовую отчетность по налогу на прибыль предприятий с учетом налоговых разниц. Категория налоговых разниц (разницы между оценкой и критериями определения доходов, затрат, активов, обязательств по стандартам бухгалтерского учета и по правилам Налогового кодекса) введена в целях унификации налогового и бухгалтерского учета - задача, которую так же давно, как и безуспешно пытаются решить многие составы украинского правительства.
Налога на прибыль касается также норма п. 145.1.1 ст. 145 НК, предусматривающая возможность уменьшения налогоплательщиком с 10 до 2 лет срока действия права пользования нематериальным активом, чем фактически предусмотрена возможность ускоренного уменьшения его стоимости. Также с нового года упрощается порядок налогового учета прибыли предприятий при осуществлении энергоэффективных мероприятий и реализации энергоэффективных проектов (п. 158.2 ст. 158 НК), а предприятия ЖКХ лишаются права осуществлять налоговый учет затрат и доходов по кассовому методу.
НДС
Отдельные нововведения касаются налога на добавленную стоимость. Так, согласно изменениям в ст. 180–183 НК Украины, для добровольной регистрации лица плательщиком НДС больше не потребуется такое абсолютно необоснованное требование, как осуществление им налогооблагаемых операций. До сих пор, для осуществления регистрации налогоплательщику было необходимо провести хотя бы одну налогооблагаемую операцию, независимо от ее суммы такой операции. Изменения касаются также и базы налогообложения НДС, в которую с 2014 г. не будут включаться суммы пени, неустойки (штрафов, а также годовых), уплаченные покупателем вследствие невыполнения им своих договорных обязательств (п. 188.1 ст. 188 НК). В ст. 201 внесено правило, согласно которому право налогоплательщика на подачу жалобы на своего контрагента, отказавшегося выписывать налоговую накладную (что дает право налогоплательщику на получение налогового кредита), ограничивается 60-дневным сроком с момента окончания соответствующего налогового периода. Кроме того, оканчивает свое действие освобождение от уплаты НДС операций по поставке на территорию Украины зерновых и технических культур (т.п. 1001–1008, 1205,1206 УКТ ВЭД), включая их экспорт, а также поставки на территорию Украины импорта и экспорта лома черных и цветных металлов и древесины (т.п. 4401,4403,4404 УКТ ВЭД), что, надо полагать, уже не спасет украинский лес, превратившийся за последние несколько лет в массивы гладко выбритых пеньков (даже в предместьях Киева), от его массового уничтожения.
Резидентный статус
Из важного следует также отметить некоторые изменения резидентного статуса налогоплательщика, согласно которым в случае, если лицо имеет право постоянного проживания на территории иностранного государства, оно считается не проживающим в Украине (п. 170.11.1 ст. 170 НК Украины). В контексте резонанса, который данная норма произвела на отдельных крайне мнительных политиков, дабы поберечь их нервы и нервы их сторонников, не обремененных знаниями налогового права, отметим и подчеркнем, что действие нормы распространяется только и исключительно на налоговые отношения (ст. 1 НК Украины), и абсолютно никакого отношения к выборному цензу оседлости не имеет, а значит и не может служить даже призрачным основанием для отказа в регистрации гражданина Украины кандидатом на какую-либо выборную должность.
В соответствии с вечно актуальными переходными положениями НК Украины, с 1 января 2014 г. несущественно повышаются ставки акцизов на спиртные напитки (с 29 грн до 32 грн - за литр 100-процентного спирта), а также на табачные изделия: до 77,5 грн - за 1 тыс. штук сигарет без фильтра (минимальное акцизное обязательство - 101,6 грн) и до 173,2 грн - за сигареты с фильтром (минимальное акцизное обязательство -- 231,7 грн). Процентная акцизная ставка осталась без изменений - 12%.
С 1 января 2014 г. ставки экологического налога будут взиматься в полном объеме (100%) ввиду окончания переходного периода, установленного НК Украины, на протяжении которого налог взимался не в полном размере указанных в ст. 243–246 НК ставок.
Вне всякого сомнения, 2014-й станет годом полного перехода на новый стандарт регистраторов расчетных операций. На самом деле все необходимое для этого сделано еще в 2013 г. С начала будущего года начнут применяться только штрафные санкции за непредставление в налоговые органы контрольно-отчетной информации РРО в электронной форме. Еще 1 октября 2013 г. был издан приказ Миндоходов №522, согласно которому из реестра регистраторов расчетных операций были исключены модели, не предусматривающие возможность передачи информации в электронном виде, что делает невозможным их использование предпринимателями. Хотя механизм перехода на электронную отчетность для предпринимателей и является болезненным, однако это, бесспорно, - шаг вперед в процессе упрощения учета расчетных операций, а потому не может нами не приветствоваться.
Единый налог
Группа норм, вступающих в силу с 1 января 2014 г., усовершенствует правовой режим единого налога, исправляя его слабые процессуальные моменты. Так, значительно упрощается возможность перехода плательщика из одной группы в другую, в т.ч. если он не является плательщиком НДС, а также возможность перехода с режима единого налога на общую систему налогообложения. Также несколько упрощена и регистрация плательщика единого налога. Кроме того, с 1 января относительно плательщиков единого налога начинает действовать механизм электронных проверок, проводимых по заявлению налогоплательщика, не имеющих для него негативных последствий и направленных на подтверждение налоговым органом законности осуществленных налогоплательщиком налоговых операций. Однако нельзя утверждать, что изменения носят принципиальный характер.
Некоторые новые налоговые нормы направлены на защиту прав и законных интересов налогоплательщика от злоупотреблений со стороны контролирующих органов, которые в 2013 г., к сожалению, случались все чаще. Так, налогоплательщик, согласно новой редакции п. 44.7 ст. 44 НК, сможет на протяжении пяти дней с момента завершения налоговой проверки подавать любые документы, подтверждающие правомерность определенных им налоговых показателей, а не только те, что указаны в акте проверки как отсутствующие, как это было ранее. Согласно п. 56.18 ст. 56 налогоплательщик сможет обжаловать в суде любое решение контролирующего органа, а не только те, относительно которых есть соответствующая оговорка в законе. В последнем случае речь идет, скорее, об уточнении закона, т.к. фактически налогоплательщик не лишен и сегодня права обжаловать решения Миндоходов, касающиеся его прав на основании общих положений Кодекса административного судопроизводства. Также с нового года решение об изменении места налогового учета налогоплательщика может быть принято контролирующим органом только в отношении больших налогоплательщиков.
Вне всякого сомнения, порадует налогоплательщиков и новость о том, что с 1 января штрафные санкции за ошибки в налоговом расчете по форме 1ДФ (налог на доходы физических лиц) не применяются, если недостоверные сведения не привели к уменьшению либо увеличению налоговых обязательств налогоплательщика, либо неудержание/неуплата налога были выявлены и устранены самим налоговым агентом в порядке, предусмотренном п. 169.4 ст. 169 НК Украины.
Позитив и правоприменительная практика
Конечно, в газетном материале невозможно охватить все изменения налогового законодательства, вступающие в силу в следующем году. Поэтому, как и указывалось, мы остановились лишь на тех, которые нам показались основными, самыми важными, а, следовательно, и наиболее интересными для налогоплательщиков. Подавляющее большинство нововведений будут иметь позитивный эффект как для налоговых отношений, так и для плательщиков налогов. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что значительная часть противоречий и пробелов отечественного налогового обязательства (в первую очередь, касательно налоговых процедур) до сих пор остается вне внимания законодателя.
Но главное даже не в этом. Главное в том, что даже однозначно позитивные и полезные изменения налогового законодательства (снижение ставок, упрощение регистрационных процедур, распространение электронных форм отчетности, учета плательщиков налогов и просто общения с ними) полностью нивелируются правоприменительной практикой, которая царит в украинской налоговой системе, состоящей из двух параллельных реальностей, чем дальше, тем больше отдаляющихся друг от друга. Одна - с самыми низкими в Европе ставками налогов, электронным кабинетом налогоплательщика и симпатичной девушкой, мило улыбающейся с билборда Миндоходов. Другая - с доведенными до налоговых инспекторов планами доначислений штрафов, гротескными в своей нелепости выводами актов проверок и налоговыми консультациями, поражающими буйством фантазии слуг эмблемы с двумя так нежно обвивающими друг друга змейками. И пока эти последние, или, вероятнее, их руководство не осознает тщетность всех усилий по внешней маскировке существующих язв украинской налоговой системы и не возьмется за непосредственное их лечение, устраняя матрицу не ими созданных, но ими исповедуемых внутренних негласных циркуляров, правил и норм, мир параллельных реальностей будет существовать для всех нас.