Без суда и следствия
Ярчайшим примером волюнтаристского отношения к малому бизнесу стало правительственное постановление №366 о взимании с предпринимателей дополнительно по 200 грн. взноса в Пенсионный фонд. Семь тысяч исков в Административный суд заставили его признать, что правительство вышло за пределы своих полномочий и постановление нужно отменить. Правда, Кабмин подал апелляцию и решение не вступило в силу, но постановление приостановил своим указом президент Украины.
— Главная проблема для исполнительной власти, в том числе местной, — говорит заместитель председателя парламентского комитета ВР по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Ксения ЛЯПИНА, — то, что законы для них не писаны. Даже то, что было принято законодателями для поддержки бизнеса, на практике не работает. В частности решение об ограничении количества проверок на период кризиса. Как свидетельствуют предприниматели, их стало даже больше.
В начале года Госкомпредпринимательства заявил о подготовке антикризисного пакета для малого и среднего бизнеса. Но он так и не появился. Лишь частично были решены вопросы в отдельных сферах, в частности проблемы перевозчиков. Зато возросло налоговое давление на предпринимателей.
Вы помните, как Кабмин зарабатывал на курсовых разницах? Курсовую разницу нужно было относить к убыткам, а правительство решает, что с начала этого года она должна зачисляться в прибыль. Никаким законом это не предусматривалось. В конце концов, опять вмешался президент Украины, а потом это решение было отменено Конституционным судом.
Как считает Ксения Ляпина, вследствие таких действий правительства значительно возросла тенизация бизнеса. Она стала его реакцией не только на кризис, но и на непрозрачность условий, в которых приходилось работать предпринимателям. В ход пошли взятки, незаконные отношения с контролирующими органами и т.д. Предприниматели считали, что так получится дешевле, нежели платить официальные налоги.
А в ВР уже циркулируют очередные идеи правительственных мужей и депутатов, призванные усилить давление на предпринимателей. Особенно нелогичными они представляются на фоне кризисных явлений в украинской экономике. Чего только стоит предложение нардепов о введении штрафных санкций в отношении предпринимателей без решения суда.
Перелицензирование
Как свидетельствует практика, в Украине государство слишком сильно вмешивается в бизнес посредством лицензирования видов деятельности. Например, в области геодезии составлением топографических карт занимается очень немного людей. К тому же их работа проходит контроль. Зачем лицензировать эту деятельность? Какую опасность для общества она несет? Введено лицензирование видов деятельности, которые никому не известны. Стоят они вроде бы и недорого (порядка 360 грн.), но ведь это дополнительный барьер. Предприниматель должен к кому-то обратиться и что-то заплатить.
Чтобы упростить условия ведения бизнеса, в этом году парламентский комитет по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства дважды выступал с инициативой о сокращении количества видов лицензирования. И правительство якобы их поддерживало. Но риск недобора госбюджета или потери контроля над определенными отраслями оказался сильнее. Поэтому, несмотря на недавнее законодательное сокращение видов предпринимательской деятельности, требующих лицензирования, сама проблематика так и осталась актуальной.
Конец упрощенной системы?
Больное место — упрощенная система налогообложения, которая так по душе малому и среднему бизнесу. Предприниматели опасаются, что законодательная деятельность, направленная на реформирование «упрощенки» (указ президента 1998 года «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства»), разрушит ее.
И, судя по всему, мелким предпринимателям все-таки придется забыть о сегодняшней простоте единого налога. После реформирования они по крайней мере будут вынуждены, кроме единого налога, платить за себя взносы в ПФ и социальные фонды (см. «ЗН» №50, «Александра Кужель: «Я создавала упрощенку не для минимизаторов»).
Одним словом, забудьте об упрощенной системе, нанимайте бухгалтера или сами бегайте по учреждениям.
«А когда же работать?» — спрашивают предприниматели. Они готовы согласиться на увеличение ставки налогообложения, чтобы не тратить время на хождение по фондам с бумажками.
Только курица гребет от себя...
Но даже если предположить, что в ВР будет принят прогрессивный закон об упрощенной системе налогообложения малого и среднего бизнеса, есть еще «местные особенности».
Даром на местах ничего не делается. Едва ли не единственным приятным исключением стало упрощение разрешительно-согласительной процедуры градостроительного направления. Если раньше время рассмотрения документов в разрешительном офисе отнимало 90 дней, то сейчас — 30. Изменения утверждены решением исполнительного комитета Львовского горсовета. Пока что документ принят для юридических лиц, но в ближайшее время на заседание исполкома будет вынесена упрощенная процедура и для предпринимателей — физических лиц.
Однако самой актуальной для бизнеса является проблема отвода земельных участков и заключения договоров об аренде земли. Местные власти могут кому-то отказать, а кому-то выделить землю. Дом может простоять 20 лет на определенном участке, но когда его хозяин обращается за разрешением на оформление прав собственности на землю под домом, то процедура предполагает конкурс. Возникает вопрос, а конкурс с кем? Неужели еще кто-то может претендовать на землю под чужим домом? Что дальше он будет делать с этой землей, а владелец дома — с домом? Это «правило» обходят с помощью взятки, а потом удивляются, почему Украина занимает последние места в борьбе с коррупцией.
Как сообщила руководитель представительства Госкомпредпринимательства во Львовской области Ольга Кашуба, чрезвычайно болезненная проблема для представителей малого бизнеса в Львове — оформление документов для размещения малых архитектурных форм (МАФ), то есть киосков. Правительство приняло постановление, регулирующее порядок их размещения. Оно предусматривает упрощение процедуры оформления договоров аренды земли для размещения МАФ с предпринимателями, у которых истек срок действия договоров. Разработана четкая процедура выдачи документов с определенными сроками, с запретом беспочвенного отказа и применением принципа молчаливого согласия при получении документов. Но для выполнения этого постановления необходима добрая воля чиновников городского совета и депутатского корпуса на внесение изменений в уже принятые ими постановления и решения. А ее пока нет.
Комментарии
Михаил ЧЕЧЕТОВ, член комитета ВР по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства:
— Когда кризис накрыл страны Западной Европы, их правительства прежде всего уменьшили налоговую нагрузку на предприятия. Дошло до того, что отдельным сегментам рынка начали возвращать уплаченные ими налоги за прошлые годы. Это было сделано с единственной целью — удержать предприятия на плаву, поскольку понимали, что это рабочие места.
Что делают у нас? Увеличивают налоговую нагрузку. А предприятия в свою очередь сокращают рабочие места.
Игорь МАРКУС, секретарь Координационного совета по предпринимательству при главе Львовской ОГА:
— Не могу сказать, что в бизнес-среде на Львовщине что-то улучшилось, наоборот, заметно ухудшение. Декларативно государственные органы принимают одни решения, а по факту происходит совершенно иное. В частности, не выполняется правительственное обещание об ограничении проверок малого и среднего бизнеса. Чаще всего проверки выполняют налоговые органы. Поскольку есть недобор в бюджет, нередко просят уплатить налоги наперед. И даже есть желание закрепить на законодательном уровне норму об уплате налога на прибыль ежемесячно. Если ее примут, то контролирующие органы будут осуществлять проверки чаще.