CАМАЯ «РЫНОЧНАЯ» ЧАСТЬ НАШЕЙ ЭКОНОМИКИ ИНВЕСТИРОВАНИЕ В ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ УЖЕ В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ МОЖЕТ СТАТЬ ПРИВЫЧНЫМ СПОСОБОМ СОХРАНЕНИЯ И ПРИУМНОЖЕНИЯ СРЕДСТВ

Поделиться
За 2003 год индекс ПФТС, агрегирующий цены по акциям крупнейших украинских предприятий, вырос на 57,91%, достигнув уровня 85,43...

За 2003 год индекс ПФТС, агрегирующий цены по акциям крупнейших украинских предприятий, вырос на 57,91%, достигнув уровня 85,43. В текущем году только за два месяца добавил еще 32,4%, выйдя на отметку 113,13. Инвесторы, вовремя купившие акции таких предприятий, как «Укрнафта», «Укртелеком», «Стирол», «Центрэнерго», удвоили свой капитал. Растет вширь рынок облигаций украинских предприятий. Если в 2002 году предприятия привлекли «облигационным» способом 0,77 млрд. грн. (107 выпусков, без учета 3,5 млрд. нерыночного займа «Газа Украины»), то в 2003 году — уже 4,24 млрд. грн. (169 выпусков). Объем торгов корпоративными облигациями на ПФТС в прошлом году увеличился в 2,5 раза и составил 2,03 млрд. грн. Гривневые ставки на рынке корпоративных облигаций обеспечивают годовую норму прибыли в 12—31%.

Но радость от полученных результатов не мешает помнить 1997 год — «золотой» год украинского фондового рынка — когда он рос как на дрожжах, Украина за рубежом считалась страной привлекательной для инвестиций, каждую неделю к нам приезжали представители международных финансовых структур с серьезной репутацией. И в одночасье все исчезло — мировые кризисы были сильны, а база наших достижений — слаба.

Сегодня мы вновь на подъеме. Только сейчас это происходит при гораздо более тесной связи между финансовым рынком и «реальным сектором».

Пресловутая недокапитализация

Какая страна считается успешной в современном мире? Та, которая привлекает капитал. Капитал внутренний: свободный капитал бизнес-структур, «матрасные» деньги граждан и средства новых негосударственных пенсионных фондов. Капитал внешний: так называемых стратегических и портфельных инвесторов, за деньги которых сражаются Россия и Китай, Польша и Турция, Бразилия и Аргентина.

Для серьезных подвижек в экономике Украины необходимо несколько десятков миллиардов долларов, а для их привлечения — реализация инвестиционной модели развития Украины с построением эффективных рынков финансовых инструментов и услуг. Какие же проблемы и факторы риска сегодня мешают этому?

На первый взгляд огромный потенциал имеет рынок акций: 10 тыс. открытых АО, акции которых могут свободно обращаться на рынке, более 20 тыс. закрытых АО, которые в любой момент могут стать открытыми, 17 млн. акционеров. Но, по официальным данным международных рейтинговых агентств, таких как Standard & Poor’s, стоимость (капитализация) этих предприятий, которая определяется по ценам на организованном фондовом рынке, очень мала. По данным S&P, Украина (капитализация — 4,3 млрд. долл.) соизмерима с небольшими странами, такими как Эстония (3,8 млрд. долл.), Литва (3,5 млрд. долл.) и Словения (5,2 млрд. долл.). Сразу бросается в глаза, что на организованных рынках этих стран, кроме предприятий ТЭК, металлургии и телекоммуникаций, обращаются акции пивоваренных и фармакологических компаний, страховых фирм и банков, транспортных предприятий и т.д. Стоимость этих компаний входит в расчет капитализации экономики, бизнес государства и общества имеет постоянную рыночную оценку и умеет использовать ее как конкурентное преимущество.

В Украине же акции таких предприятий «упакованы» либо в ЗАО, т.е. обращаться на рынке в принципе не могут, либо в ОАО, где акции консолидированы в виде крупных пакетов в одних руках, поэтому не попадают на открытый рынок. То есть в целом акций много, но в свободном обращении — очень мало, меньше, чем требуется на емком и ликвидном рынке. Изменить ситуацию можно, однако для этого необходимо, чтобы у акционеров и менеджмента была уверенность в справедливых правилах игры по изменению прав собственности, основанная на законе, общественном договоре (принципах корпоративного управления) и опыте судебных решений корпоративных конфликтов. При этом бизнес должен помнить, что корпоративные войны идут везде в мире и несть числа цивилизованным средствам их ведения, а держава — что государственная форма собственности никак не «равнее» других форм, а интересы государства и национальные интересы Украины далеко не всегда совпадают.

Поставьте лошадь впереди телеги

Еще одна проблема — приватизация, которая все-таки должна создавать предпосылки для привлечения инвестиционных ресурсов. А это происходит, когда вначале продаются мелкие пакеты акций предприятий, а потом, уже на созданном рынке, крупные. Когда рынок не «убивают» продажей 75-процентных пакетов, когда доход от приватизации не поступает целиком в госбюджет, а делится между бюджетом и предприятием. Наконец, когда в Financial Times, рядом с объявлениями Болгарии, Хорватии и др. стран, размещаются объявления о продаже пакетов акций украинских предприятий.

Также должна существовать внятная и последовательная государственная политика по управлению госпакетами акций, на основе которой принимались бы решения о приватизации «Укртелекома», «Укрнафти», «Криворожстали», «Турбоатома» и т.д. И если сегодня в НАК «Энергетическая компания Украины» передаются пакеты акций «Днепрэнерго», «Западэнерго», «Центрэнерго» и т.д., которые еще вчера подлежали приватизации, то нужно знать, что с ними будет завтра. Ведь эти предприятия поддерживают международные индексы Украины, и если что не так, «обвалят» весь рынок. Тут не нужно сравнивать создаваемую компанию с РАО ЕЭС, потому что госдоля в РАО ЕЭС — 52%, а остальное — принадлежит рынку. Объем торгов акциями РАО ЕЭС на российских организаторах торговли в 2003 году — 40,11 млрд. долл. Предприятие уже создало ликвидный рынок своих акций, на котором торгуют даже студенты и домохозяйки.

Риски без хеджа

И наконец, у бизнес-структур, государства и общества должно возникнуть понимание опасности положения, когда крупные акционеры, в том числе и государство, заинтересованы не в росте стоимости предприятия, а в получении доходов от контроля за финансовыми потоками или экспортно-импортными операциями. В данном случае нерыночная форма доходов влечет за собой нерыночную форму оценки предприятий, делая бизнес «по-украински» непонятным для мирового сообщества.

Практически полностью в Украине отсутствует рынок деривативов или производных инструментов (применяются для управления рисками, например валютным, риском изменения стоимости акции, цен на агропродукцию или нефтепродукты). Отсутствие такого рынка особенно заметно в кризисных ситуациях, когда вместо рыночного управления рисками приходится наблюдать неэффективное внерыночное администрирование цен на зерно, сахар, нефтепродукты.

Почему у нас до сих пор нет этого рынка? Потому что нельзя построить дом, начав с крыши. Нельзя начать с производных ценных бумаг, не имея базового актива — тех самых организованных рынков пшеницы, кукурузы, подсолнечника, сахара... Таким образом, дело — «за малым»: минимизацией вмешательства государства в экономические отношения хозяйственных субъектов и появлением культуры хеджирования рисков в бизнесе.

Валютные бумаги не про вас

Следующая проблемная зона — отношения национального финансового рынка Украины и международных. Государству оказалось выгоднее выпустить еврооблигации, а доходность на рынке внутренних гособлигаций снизить практически до нуля. Отечественные предприятия начали размещать в Европе свои номинированные в валюте облигации, которые по нашему несовершенному законодательству даже не считаются украинскими ценными бумагами. По акциям некоторых предприятий рынок их депозитарных расписок в США и Европе растет быстрее, чем внутренний рынок. К этим самым надежным инструментам украинский инвестор не может «дотянуться».

Пора убрать законодательные препятствия для торговли украинскими инструментами, номинированными в иностранной валюте, на отечественном организованном рынке и создать новые гривневые инструменты для граждан и пенсионных фондов.

Кстати, именно выход на рынок пенсионных фондов и страховых компаний будет ключевым фактором повышения его устойчивости. А бережное выращивание нашего украинского спекулянта — фактором роста ликвидности, выход граждан на фондовый рынок — фактором повышения экономической зрелости общества.

Госрегулирование:
за- и недорегулирование

О государстве-собственнике и о государстве-эмитенте уже упоминалось. Поговорим о государстве-регуляторе, ведь последняя роль — самая важная.

Фондовый рынок — самая «рыночная» часть нашей экономики. И здесь, как нигде, эффективное регулирование предполагает: знание ключевых параметров объекта регулирования — рынка, постановку задач по его изменению в измеряемых показателях и оценку эффективности регуляторного воздействия, обратную связь.

Действия главного субъекта госрегулирования — Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку часто не адекватны состоянию объекта регулирования — рынка. В результате чего имеем области зарегулирования (обращение ценных бумаг, отчетность) и области недорегулирования, когда вход на рынок открыт брокерам и биржам, созданным для осуществления пары-тройки операций и «почетной смерти», или регистраторам, созданным для ведения реестра в интересах одного конкретного акционера.

Системными задачами на 2004—2005 гг. должны быть:

— повышение рыночной капитализации крупнейших предприятий Украины (по ценам организованного рынка) до уровня более 30% ВВП;

— рост объема привлеченных инвестиций предприятиями Украины — в 2 раза;

— получение Украиной инвестиционного рейтинга у международных рейтинговых агентств;

— создание рынка деривативов и начало работы рынка ипотечных ценных бумаг;

— приведение украинского законодательства в соответствие с требованиями директив Евросоюза (Investment Service Directive).

* * *

Перспективы есть. Рынки растут, значит, это кому-то нужно. Если засучат рукава и государство, и эмитенты с инвесторами, и профессиональные участники рынка, то фундамент для этого роста можно укрепить и расширить.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме