Буксуем на загазованной обочине, или Почему страна отказывается от "чистого" автотранспорта

25 сентября, 2015, 00:00 Распечатать Выпуск №35, 25 сентября-2 октября

Что касается рядовых украинцев, то для них электрокары пока что остаются красивой мечтой: например, Нисан Лиф, который назван самым популярным автомобилем в 2012 г., стоит 25—30 тыс. евро. Остается надеяться, что после принятия новых законов он и другие электромобили подешевеют как минимум на 40%.

© Ольга Кононенко, ZN.UA

 

 

 

Минувшим аномально жарким летом украинские города пережили настоящее экологическое бедствие, когда улицы были переполнены гудящими автомобилями: автолюбители пытались скрыться от невыносимой жары в салонах с кондиционерами, многие спешили выехать из бетонного ада на природу, создавая пробки…

В крупных городах и без того раскаленный воздух становится непомерно загрязненным: среднестатистический автомобиль выбрасывает в окружающую среду 3 т углекислого газа в год. В одном только Киеве, где зарегистрировано 1,2 млн автомобилей, цифра загрязнения составляет страшные 3,6 млн т оксида углерода в год.

Интересно: а что происходило этим летом на улицах европейских стран?

У жителей Норвегии свои проблемы: водители общественного транспорта Осло жалуются, что владельцы экологически чистых автомобилей-электрокаров в часы пик оккупируют выделенные для общественного транспорта полосы, мешая им работать. Дело в том, что местные власти выделили электрокарам эти автобусные полосы для беспрепятственного движения.

А вообще норвежцам грех жаловаться: в стране созданы на государственном уровне такие условия, что за несколько лет Норвегия вышла на первое место в мире по количеству экологически чистых автомобилей на душу населения. По стране с населением 5 млн жителей сегодня уже разъезжают
32 тыс. электрокаров. Мало того, что у норвежцев уровень жизни — один из самых высоких в мире, им еще и созданы особые льготы: здесь действует т.н. "налоговая амнистия". Это значит, что собственники автомобилей освобождены от уплаты 25% налога на добавочную стоимость и налога на регистрацию, который достигает десятков тысяч долларов за одно транспортное средство, а также освобождены от транспортного налога. Рай, да и только…

Подобные льготы существуют во многих странах, желающих улучшить свою экологию: в Эстонии, например, собственнику автокара компенсируют до 50% его стоимости, в США — 7,5 тыс. долл., во Франции — 7 тыс. евро, в Китае — 10—18 тыс. долл. за легковой автомобиль и 82 тыс. — за автобус. Даже в России созданы благоприятные условия для развития "чистого" автотранспорта — упразднен таможенный сбор в 19%, а в Москве работают 130 зарядных станций для электромобилей.

Весь цивилизованный мир пытается перейти на экологически чистый транспорт, освободив свои столицы от выхлопных газов. Электромобили стали привычным транспортным средством в муниципальных службах такси за рубежом, а крупнейшие автомобильные концерны уже разработали специальные модели электротакси для Лондона, Берлина, Мадрида и Барселоны. В 2020 г. одна треть парка такси в Нью-Йорке будет заменена электромобилями.

В Украине доля экологически чистых транспортных средств составляет всего 0,02% от объема продаж автомобилей. Почему мы буксуем на загазованной обочине общего движения?

Заложники на колесах

Автотранспорт — это целая индустрия. Потянешь за ниточку — размотается целый клубок. Тут и крупный бизнес, и средний, и малый: производители автомобилей, продавцы, автосервис, заправочные станции, все — вплоть до мальчишек, моющих автомобили на улицах…

И вся эта пирамида "посажена на иглу" импортируемого бензина, в результате чего стоимость эксплуатации "четырехколесного друга" обходится украинцам в копеечку.

"За год Украина потребляет около 4 млн т бензина. Более 3 млн т нефти мы импортируем, — рассказывает эксперт Реанимационного пакета реформ в области энергетики Константин Евтушенко. — Для того, чтобы проехать 150 км, среднестатистический автомобиль нужно заправить на 250 грн. В то же самое время зарядить электрокар на пробег в 150 км стоит около 10 грн. Кроме того, что это в 35 раз дешевле, Украина производит электричество сама, т.е. нам не нужно "вымывать" доллары из страны.

Сегодня мы импортируем приблизительно 70% бензина и 80% дизельного топлива. Более 60% этой продукции — из России. Вот и выходит, что украинские владельцы автомобилей финансируют экономику России, они — заложники создавшегося положения.

Использование электроэнергии, которая является национальным продуктом, вместо бензина, позволит ежегодно оставлять в украинской экономике около 1,8 млрд долл.

Попробуйте заняться простой арифметикой: в перерасчете на бензин 1 кВт электроэнергии стоит в 42 раза дешевле. Соответственно зарядка электромобиля среднего класса обойдется до 20 грн в сравнении с 900—1000 грн, которые тратит собственник автомобиля с двигателем внутреннего сгорания…".

Что же мешает всей автомобильной индустрии перестроиться на новый лад?

Единственным серьезным препятствием перехода на электромобили является высокое налогообложение на ввоз таких автомобилей в Украину. После уплаты НДС, таможенного сбора и акциза цена на автомобиль увеличивается на 40%.

Предпринимателям, торгующим автомобилями, это абсолютно не выгодно — цена на экологические авто неподъемная.

Но жизнь не стоит на месте: законопроекты, инициирующие развитие рынка электромобилей, уже разработаны и приняты Верховной Радой за основу. Утверждение этих законопроектов может уравнять в цене электрокары с автомобилями такого же класса, работающими на бензине. Понятно, что это значительно увеличит спрос на электромобили, зарядка которых обходится гораздо дешевле, чем заправка бензинового аналога.

По прогнозам специалистов, отмена налогообложения, согласно новым законопроектам, увеличит долю электромобилей на украинском рынке до 10% уже к 2025 г.

Есть еще одно препятствие, которое, по словам специалистов, вполне устранимо: в Украине пока что не существует развитая инфраструктура для электромобилей. Это значит, что, купив электромобиль и отправившись на нем в путешествие, собственник рискует не найти зарядки по дороге.

Конечно, подобные места зарядки уже не являются у нас чем-то диковинным — такие станции существуют во всех больших городах. Недавно одна из ведущих украинских сетей автозаправочных станций установила 34 комплекса для зарядки электромобилей по всей территории нашей страны.

Пока что существующие зарядки — это в основном имиджевые проекты, позволяющие владельцу авто заряжаться бесплатно либо оплачивать кофе в заведении, возле которого они расположены (в Киеве, например, подобные существуют возле одной из известных сетей ресторанов).

Аналитики утверждают, что обзавестись такими зарядками для электромобилей будет выгодно магазинам и точкам питания. Вот только вопрос: устроит ли автолюбителя длительный простой возле электрозарядки? В отличие от электричества, бензином можно заправиться мгновенно. А в наш скоростной век, когда у людей хронически не хватает времени, — это серьезная проблема.

Несмотря на то, что специалисты пророчат появление развитой инфраструктуры зарядок в Украине всего через год-два, это утверждение внушает сомнение: стоимость подобной установки составляет около 1 тыс. евро. Сможет ли небольшое кафе или магазин позволить себе это удовольствие в нынешнее сложное время?

Что касается владельцев традиционных автозаправочных станций, которые уже вложили большие средства в их оборудование, пока неясно: захотят ли они переформатировать свой бизнес на новый лад?

Ветряные мельницы и литиевый Клондайк

У противников электромобилей есть еще один "козырь" в рукаве: веерные отключения электроэнергии, ставшие в воюющей и экономически обескровленной Украине привычным явлением.

"Почему в стране, которая имеет четыре АЭС и занимает 9-е место в мире и 5-е в Европе по количеству ядерных реакторов, постоянно нет света? — комментирует Константин Евтушенко. — Несмотря на отговорки о нехватке угля и т.п., ответ прост: у нас разбалансированная энергетическая система. Существуют два пика ежедневного энергопотребления — утром и вечером. Особенность атомного реактора в том, что он долго разгоняется и долго останавливается, и когда реактор разгоняется, нам некуда деть избыточную электроэнергию. Поэтому приходится опускать его мощности на нижний общегосударственный уровень, а пики догонять генерирующими станциями, работающими на угле или ином твердотопливном материале. Как только случаются перебои с поставками топлива, в стране начинаются проблемы со светом.

На Западе разбалансированность системы решили просто: повысили стоимость электроэнергии днем и значительно снизили ночной тариф.

Кроме того, догонять пики целесообразно за счет альтернативных источников энергии. Сейчас это направление совершенно не развито в Украине, хотя у нас для этого есть уникальные природные ресурсы. Специалисты выделяют ряд регионов — Одесский, Николаевский, Херсонский, Приазовский, Донецкий и Крымский, где использование ветра является экономически выгодным.

Общий ветровой потенциал страны составляет от 24 до
26 ГВт/ч. Это около 24 атомных энергоблоков. По оценкам ученых, развитие только ветроэнергетического сектора Украины сможет покрыть до 20—30% потребностей страны в электроэнергии.

Во-вторых, в Украине установлен один из самых высоких в Европе "зеленых тарифов", который призван стимулировать инвестора вкладывать средства в развитие альтернативной энергетики".

Специалисты отмечают, что Украина имеет уникальные сети для экспорта альтернативной энергии, построенные еще в советское время для транспортировки атомной электроэнергии. Их можно приспособить для альтернативной, но загвоздка в другом: Италия, например, имея большой ветропотенциал на равнинах возле моря, размещает маленькие объекты мощностью от 15 МВт, полностью обеспечивающие потребности конкретного региона. Чтобы построить объекты альтернативной энергетики, как в Италии, Украине необходимы инвестиции — в среднем 1 МВт мощности стоит 1—1,5 млн евро. Серьезная инвестиция для воюющей страны с нестабильной экономикой...

И все-таки, у Украины есть уникальная возможность занять достойное место среди стран, активно развивающих использование электромобилей.

Так же, как нефть превратилась в ключевой ресурс и важнейший элемент мировой экономики благодаря двигателю внутреннего сгорания, так же и развитие рынка электрокаров может сделать малоизвестное сегодня ископаемое — литий — регулятором рынков и мировой экономики.

Основным центром добычи этого металла на сегодня является "Литиевый треугольник" Южной Америки, захватывающий территории Чили, Боливии и Аргентины. На эти страны приходится 70% мировых запасов лития.

"Украина — одна из немногих стран Европы, где есть месторождения лития, — говорит Константин Евтушенко. — Для нашей страны разработка литиевых месторождений может стать равносильной добыче золота — при правильном подходе литиевая промышленность не только принесет существенные средства в экономику Украины, но и привлечет к нам ведущие мировые инновационные технологии.

С 2000-го по 2010-й мировое потребление лития увеличилось с 12,8 тыс. т до 22,6 тыс. т.

Согласно подсчетам Аргоннской национальной лаборатории, к концу 2030 г. спрос на литий, используемый в производстве литий-ионных аккумуляторов для электрических и гибридных транспортных средств, достигнет 28 тыс. т, или увеличится еще на 20%.

По мнению специалистов, до 2100 г. добыча лития составит 12—20 млн т. Цифры астрономические, а значит есть все шансы, что в ближайшем будущем мировые экономики охватит "литиевая лихорадка".

Развитие собственной минерально-сырьевой базы лития (Полоховское месторождение в Кировоградской обл., Станковатское и Шевченковское — в Донецкой обл., а также перспективное Беганское — в Закарпатье) превратит Украину из импортера в экспортера литиевой продукции. У нас даже есть госпрограмма развития минерально-сырьевой базы Украины до
2030 г. Вот только она, как и десятки других программ, существует лишь на бумаге, а свои потребности в литии (пока это 100—200 т в год) Украина удовлетворяет за счет импорта из России. Там, кстати, месторождение одно, и оно уже практически исчерпано…".

Кстати говоря, недавно Tesla объявила о строительстве TeslaGigafactory в Неваде. На этом заводе будут производить больше батарей, чем сейчас производят во всем мире совокупно, а общий объем инвестиций в Gigafactory составит 4—5 млрд долл.

Подсчитано, что строительство завода мощностью до 1ГВт/ч обходится в 250—400 млн долл. Для украинского бюджета и бизнеса это большая сумма, остается надеяться на глобальных игроков. Построить такой завод недолго — за год-два. Для европейских автопроизводителей Украина выгоднее по логистике, чем Южная Америка. Здесь относительно недорогой рынок труда и высокий уровень подготовки специалистов.

Ну а пока что электромобилями у нас занимается команда энтузиастов, передавшая на условиях аренды муниципалитетам Киева и Львова несколько электромобилей. Идея акции — приобщить государственные структуры к переходу на экологически чистый и экономичный транспорт. Сегодня в пользовании львовских чиновников пять электромобилей Reno Fluens ZE.

В Киевский муниципалитет в мае т.г. передано два таких же автомобиля, аренда которых стоит на 30% дешевле, чем аренда бензиновых автомобилей.

Во Львове запущен эксперимент по внедрению социального электротакси.

Что касается рядовых украинцев, то для них электрокары пока что остаются красивой мечтой: например, Нисан Лиф, который назван самым популярным автомобилем в 2012 г., стоит 25—30 тыс. евро. Остается надеяться, что после принятия новых законов он и другие электромобили подешевеют как минимум на 40%.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 8
  • Вадим Новиков Вадим Новиков 28 вересня, 18:47 Теперь несколько слов о глобальном. Производство электромобилей создало такой побочный продукт как аккумуляторы домашнего применения Tesla Powerwall. Это настенный литий-ионовый аккумулятор емкостью 10 квт-часов стоимостью 3,5 тыс. долларов. Его емкость равна примерно суточной потребности квартиры в электроэнергии. Он позволяет накопленную по ночному тарифу электрооэнергию использовать днем. Это не только в два раза снижает расходы потребителей, но и может решить проблему преодоления пиковых нагрузок в сети, из-за которых в Украине происходили и будут происходить веерные отключения электроэнергии. Пиковые нагрузки у нас снимаются угольными ТЭС, 80% мощности которых принадлежит ДТЭК. Все они построены до 1975 года и уже вдвое отработали свой ресурс. Необходима их практически полная замена, что требует не менее 150 миллиардов долларов. Если установить 10 миллионов Powerwall, то это снимет проблему пиковых нагрузок в 5 раз дешевле. согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно