У лидера украинского рынка автобусов промышленно-инвестиционного холдинга «Богдан» нынче праздник. Исполнилось пять лет с того дня, как за заводские ворота «Черкасского автобуса» выехал первый принципиально новый для Украины малый городской автобус под этой теперь уже хорошо известной торговой маркой. Благодаря безопасности, маневренности и комфортности, применению надежных импортных и отечественных комплектующих он сразу же полюбился перевозчикам и пассажирам. Его появление ознаменовало новый этап в украинском автомобилестроении — полномасштабное производство, организованное практически с нуля. За счет привлечения крупных инвестиций, реорганизации и реконструкции своих предприятий ПИХ «Богдан» создал мощный производственный комплекс, продукцию которого сегодня составляют, помимо автобусов, также грузовые и легковые автомобили.
Первым покупателем новых автобусов А-091 стал мариупольский перевозчик «Мариуполь-авто». Купил и не пожалел. Убедившись в надежности и выгодности их эксплуатации, это предприятие первым приобрело и очередную модель среднего городского автобуса А-144. Сейчас «Богданы» обслуживают жителей практически всех областных и многих районных центров Украины. Только в столице их около 1,5 тысячи. Если в 2001 году лишь 11,3% из купленных в стране автобусов составляли «Богданы», то в 2003-м этот показатель достиг 39%. Теперь это абсолютный лидер в секторе рынка малых автобусов, занимающий в нем 44% и оставивший далеко позади такого долгожителя нашего рынка, как ПАЗ.
Взяв такой резвый разбег по родной земле, «Богдан» не затормозил перед государственной границей. Его охотно стали покупать в России, Беларуси. А во время своего недавнего визита в Украину премьер-министр Армении Андраник Маргарян, осмотрев выставку черкасских автобусов, заявил, что уже с осени нынешнего года его страна начнет закупать крупные партии этих автобусов. Осматривать было что, ведь промышленно-инвестиционный холдинг «Богдан» постоянно работает над расширением ассортимента своей продукции и повышением ее качества, предлагая покупателям практически полный модельный ряд для городских пассажирских перевозок. В него входят автобусы от особо малых (длиной 6 метров) до особо больших (15 метров). Это микроавтобус А-064, малые городские автобусы А-091 и А-092, средние городские А-144 и А-144.2 и городской автобус особо большой вместимости А-231. На базе этих моделей созданы пригородные и туристические модификации, а также школьный автобус. В перспективе планируется разработка не представленного в модельном ряду автобуса большого класса. И судя по темпам, с которыми развивается производство, надо полагать, она не столь отдаленная.
А тем временем в Ереване вскоре будет открыт торгово-сервисный центр «Богдана», который станет обслуживать клиентов из всех закавказских республик. Еще один такой центр будет введен в действие уже 1 июня в Казахстане. Его создание стало возможным благодаря успешной презентации автобусов «Богдан» на выставке «Мир автомобиля — Астана 2004», привлекшей пристальное внимание казахских перевозчиков. О том, что автопробег «Богдана» продлится и за пределы ближнего зарубежья, свидетельствуют переговоры с представителями иранской автомобилестроительной группы «Бахман», в ходе которых иранская сторона высказала заинтересованность в создании совместного предприятия по производству автобусов для иранского рынка. Покидая территорию предприятия холдинга «Черкасский автобус», глава делегации «Бахман» заявил: «Богдан» — это история успеха».
Начало этой истории было положено пять лет назад инвестициями в Черкасский авторемонтный завод, единственным источником существования которого в то время был ремонт «Газелей». Вопрос стоял ребром: либо продолжать чинить импортные маршрутки, переделанные из мебельных фургонов, и старые, еще советского производства автобусы, либо создавать свои автобусы, но образцовые по надежности и комфорту. Догадаться, какое решение было принято, несложно. Вскоре техническим партнером промышленно-инвестиционного холдинга «Богдан» стала японская компания ISUZU — мировой лидер в производстве двигателей внутреннего сгорания. О масштабах реорганизации производственной базы можно получить представление, ознакомившись с изменениями, произошедшими на заводе «Черкасский автобус» только за последний год. Введены в действие новый покрасочный участок, участок по нанесению порошковых красок, цех по производству стеклопластиковых деталей, в предпусковом состоянии сварочный цех.
За прошедшие годы партнеры убедились в надежности такого сотрудничества. Даже немотивированная отмена правительством Украины инвестиционной программы, предусматривающей инвестирование в холдинг «Богдан» 100 млн. долл. США, не смогла ему повредить. Недавно с целью развития партнерских отношений с ISUZU подписано Генеральное соглашение сроком на 5 лет, которым, в частности, предусмотрено совместное выведение продукции торговой марки «Богдан» на рынки стран СНГ. В подтверждение высокого качества продукции ПИХ «Богдан» японские партнеры предоставили холдингу право использовать товарный знак ISUZU на своих автобусах и грузовиках.
Активно сотрудничает холдинг и с национальными производителями: в производстве автобусов используются детали, которые изготавливают около 100 украинских предприятий.
Но в рыночных условиях мало организовать производство. Важно, чтобы его продукция была конкурентоспособна и пользовалась спросом. В основе работы менеджмента «Богдана» на рынке лежит понимание транспортных проблем, существующих в Украине. Представители холдинга внимательно изучают транспортную ситуацию. Так, им хорошо известно, что на начало нынешнего года из 153 тыс. машин украинского автобусного парка лишь немногим менее 31 тыс. изготовлены после 1996 года. Иными словами, только каждый пятый автобус эксплуатируется меньше восьми лет. Владея такой информацией, можно предвидеть потребности рынка, правильно оценивать перспективы производства и бизнеса. Именно с учетом перспектив за текущий год были представлены три новые модели автобусов «Богдан». Свои плоды приносит и активное сотрудничество с автоперевозчиками. За пять лет холдинг развернул в Украине широкую сеть сервисных центров, его специалисты обучают представителей фирм-перевозчиков правильно обслуживать автобусы «Богдан», изучают общественное мнение о своих автобусах, учитывают его при разработке новых моделей.
На очередном, ставшем уже традиционным международном автосалоне SIA–2004, где продукция холдинга была представлена в полном объеме и привлекала всеобщее внимание, состоялась пресс-конференция, посвященная знаменательной дате в истории «Богдана». Подводя итоги пятилетней деятельности холдинга, председатель наблюдательного совета холдинга Олег Свинарчук сказал:
— За эти годы мы прошли достаточно сложный путь от поиска идеи, партнера до первых серьезных результатов. Практически на пустом месте налажено производство самых современных на сегодняшний день низкопольных автобусов, которые по результатам 2003 года стали самыми продаваемыми в Украине. Более половины пассажирских автоперевозок в стране осуществляются сегодня «Богданами», и первые их образцы уже проехали свыше 1 млн. километров. Это дает нам основания надеяться, что наши планы развития современного автобусного производства в Украине будут реализованы. Это, в свою очередь, позволит нам в ближайшие четыре года достичь объема производства не менее 8 тыс. автобусов разных видов и типов в год и выйти с ними на многие зарубежные рынки.