Президенты Украины и России больше месяца назад договорились об окончании «торговой войны». Тем не менее ввозная пошлина на российские авто осталась в силе. Впрочем, платить спецпошлину в размере $800—1400 c каждой машины отечественные импортеры не собираются. Они практически перестали ввозить в страну российские «Лады». Но цены все равно выросли. И, похоже, предела еще не достигли.
Напомним, что с 31 июля 2002 года сроком на 6 месяцев Украина ввела спецпошлину в размере 31,7% на российские легковые автомобили с объемом двигателя 1,0—1,5 л. В эту категорию попали ВАЗы, которые занимали больше половины рынка новых легковых автомобилей в Украине.
Сразу же после появления информации о введении спецпошлины цены на ВАЗы стали стремительно расти. В зависимости от модели их стоимость в конце июля—августе увеличилась на $400—1500. Для покупателей, которые ради новой машины готовы были потратить $4000—6000, такой скачок должен был стать серьезным аргументом для «воздержания» от покупки. Тем не менее спрос на подорожавшие ВАЗы существенно не упал, хотя и продажи основных конкурентов российских машин тоже выросли.
Автомобили с объемом двигателя больше 1,5 л («Нива», Иж-2717) не подпадают под действие спецпошлины, а значит, их стоимость не изменилась. Обошла автопошлина и некоторые модели (ВАЗ-2104, -2107, -21093 и -21099), выпускающиеся на Луцком автозаводе. Но это не помешало и им вырасти в цене — конъюнктура поспособствовала. Больше других подорожали автомашины так называемого «десятого» семейства — самые современные и дорогие автомобили из модельного ряда «АвтоВАЗа». Если в начале июля ВАЗ-2110 стоил около $5600, то в начале сентября — уже свыше $7000. И специалисты утверждают, что это не предел. В октябре—ноябре ВАЗы могут подорожать еще больше.
Дело в том, что «АвтоВАЗ» до последнего времени не проявлял особого беспокойства по поводу возможной потери украинского рынка. Сегодня крупнейший российский автозавод и так работает на пределе своих мощностей и львиную долю изготавливаемых автомобилей поставляет на российский рынок. Причем в России не хватает ВАЗов для всех желающих, поэтому на заводе строятся дополнительные мощности. Пока же предприятие сдерживает потребительский спрос на «Лады» перманентным увеличением цен на свою продукцию. Ежемесячно отпускная цена увеличивается на несколько процентов — за год «набегает» удорожание на 10—15%. Но российский рынок практически не реагирует на такие колебания — спрос все равно растет. Увеличение цен пока не распространялось на Украину — для импортеров нашей страны действовали специальные отпускные цены, а кроме того из-за инфляции рубля колебание цен практически не ощущалось.
После введения в Украине спецпошлины руководители «АвтоВАЗа» сначала не предприняли никаких серьезных шагов для отмены этого налога (например, не обратились за помощью к своему правительству). ВАЗовцы, наверное, посчитали, что если украинцы начнут меньше покупать их автомобилей, то все непроданные с удовольствием приобретут россияне. Но они просчитались. Спрос на ВАЗы в России остался на прежнем уровне. Более того, переданные на другие российские заводы ВАЗы устаревших моделей (ВАЗ-2106, -2105) стали конкурентами продукции головного предприятия в Тольятти. Поэтому в третьем квартале 2002 года российский автогигант столкнулся с затовариванием складов. В связи с этим «АвтоВАЗ» срочно пересмотрел планы по поставкам в Украину. Теперь до конца года в нашу страну будет поступать по 5000 автомобилей в месяц, причем большая часть из них — в виде машинокомплектов на новые автосборочные заводы — в Кременчуг и Херсон (ранее сборкой ВАЗов занимался только Луцкий автозавод, Херсонский работал всего несколько месяцев). При этом россияне не забыли несколько повысить цены на машинокомплекты. Не исключено, что после того как украинская спецпошлина утратит силу (8 декабря 2002 года), российская сторона повысит отпускные цены и на готовые машины. Ведь, несмотря на существенное подорожание наиболее популярных моделей, продажи ВАЗов в Украине остались практически на прежнем уровне. В августе, когда ВАЗы уже стоили существенно дороже, чем в июне, количество проданных автомобилей практически такое же, как в мае-июне. Поэтому россияне вполне могут увеличить свои прибыли за счет Украины, при этом ничуть не опасаясь снижения объемов поставок. Отечественным же потребителям, похоже, придется забыть о ВАЗах стоимостью меньше $4000. Спасибо пошлине — защитила…