Покупка эксклюзивных, несерийных автомобилей хоть и надежный, но весьма дорогой способ выделиться из серийной массы. Поэтому наши сограждане поступают проще. Наблюдать их оригинальные авторешения можно было во время Автотюнинг шоу, которое прошло в Киеве 17 и 18 июня.
Десятки автомобилей, так или иначе улучшенных, украшенных или усовершенствованных своими хозяевами, предстали перед посетителями шоу и, разумеется, жюри. Конкурс проходил по внешнему, внутреннему и техническому тюнингу.
Наиболее заметными были автомобили с улучшенной звуковой системой (уши ведь не закроешь). Тем более, что улучшенной, это мягко сказано – некоторые легковушки после установки звуковых колонок и усилителей лишились не только задних сидений, но и значительной части багажного отделения. Зато звук был такой мощный, что разговаривать рядом с автомобилем было весьма затруднительно.
А вот технический тюнинг не бросается в глаза. Однако стоило владельцу красного «горбатого запорожца» открыть капот (точнее бывший багажник), как толпа любопытных мигом окружила автомобиль: уместить в маленькой машине двигатель от BMW – задача не из простых.
Самый простой способ оторваться от толпы — прикрепить смешную и оригинальную наклейку на заднее стекло или бампер. Правда, если «смешную» наклейку найти несложно, то оригинальную — не так-то просто. Любая фраза быстро тиражируется и появляется в продаже. В результате автомобилей, чьи владельцы «моя фамилия — Шумахер», настолько много, что порой фамилия Шумахер кажется более распространенной, чем Иванов. Поэтому, чтобы автомобиль стал действительно уникальным, его советуют украсить аэрографией.
В данном случае рисунок обычно наносится на капот авто, крылья или на двери. Если автомобиль — внедорожник, то украшается чехол запасного колеса. Фантазия художника безгранична. Однако чаще всего встречаются изображения хищных животных и электрических молний. Спортивный вид автомобилю можно придать, нарисовав или наклеив всего лишь две белые полоски от переднего до заднего номерного знака.
Популярный способ соригинальничать — молдинг. Накладные пороги, «реснички» на фары, замена штатных задних фонарей на бесцветные. Можно также установить «антикрыло» на задний багажник (чем больше крыло, тем спортивнее автомобиль!). Модным пару лет назад «намордникам» на капот пришла на смену пластиковая защита, прикручиваемая к капоту. Умельцы изготавливают также «ангельские глазки» (в Интернете можно найти подобную инструкцию по изготовлению и установке). Кто-то тонирует не только стекла салона, но и задние фонари. Были случаи, когда для тонировки задних фонарей «жигулей» использовались черные женские колготки. Хотя подобная тонировка резко увеличивает вероятность ДТП в случае сложных дорожных условий.
Устанавливают даже «спортивный свисток» в выхлопную трубу, чтобы звук выхлопа соответствовал 6-литровому двигателю, и не важно, что это всего лишь «жигули-копейка»… Пожалуй, самый простой и красивый способ — замена штатных «некрасивых» штампованных дисков на красивые литые. Благо выбор их в настоящий момент огромен. При желании можно заменить, например, штатные диски размера R13 на большие, R14, а то и R15. При этом придется «пожертвовать» высотой профиля резины. Внешне красиво, но все ямы — ваши, точнее, дисков.
На особом положении отделка салона. Здесь открываются новые возможности. Можно заменить шкалы приборов на аналогичные, но белого цвета. Установить руль меньшего диаметра или другого качества. (Кстати, рукоятку коробки переключения передач начали тюнинговать еще в советские времена: стеклянные с ракушками, плетеные, деревянные, «с мерседеса» и т.п.). А еще заменить штатные лампочки подсветки на светодиоды необычного цвета, а также добавить дополнительные источники света в салон или, что сейчас модно, установить подсветку днища (красиво, но если сделать неаккуратно, коррозия будет серьезной проблемой). К качественному подходу следует отнести замену штатных сидений на более удобные. Или не менять, а лишь заказать эксклюзивную кожаную обивку или чехлы.
И, конечно же, звук. Не просто звук, а Звук с большой буквы. Как минимум шесть динамиков, грамотно расположенных по всему салону, сабвуфер, установленный в багажнике автомобиля, там же устанавливается усилитель. Параллельно с «озвучкой» проводят дополнительную шумоизоляцию салона. Можно также установить мониторы в подголовники, для просмотра телепрограмм или DVD, или пойти дальше и установить вместо зеркал заднего вида — видеокамеры, а в торпедо вмонтировать соответствующие им мониторы.
Радикалы идут на «чипование» (изменение прошивки автокомпьютера), форсаж. Для усиления мощности двигателя умельцы снимают европейские ограничители по мощности и скорости. Расход бензина после такого «чипования» обычно увеличивается, зато и «лошадей» прибавляется. Если же мотор чипованию не поддается, устанавливают турбину. Правда, вряд ли она проживет достаточно долго на нашем бензине, да и двигатель, не предназначенный для подобных условий эксплуатации, будет стареть значительно быстрее.
Некоторые стритрейсеры любят во внешне неприметные машинки ставить мощные 2—2,5-литровые двигатели от более мощных автомобилей. В результате, малышка на светофоре запросто «разорвет» любого, кто посмеет «порычать» рядом, предлагая быстрый старт.
Самый сложный подход – это сборка собственного автомобиля. Это уже 100-процентный эксклюзив. Так, на выставке SIA можно было наблюдать самодельный лимузин. Огромный, просторный, мощный и шикарный.
В этом деле специалисты советуют начинать с поиска «живого» кузова любимой модели, и затем «надеть» его на современную базу, по возможности сохранив внутреннее убранство салона, руль, магнитолу, сидения. Особой популярностью в этой связи в Украине пользуются автомобили «Волга-21». Не теряют популярности и «горбатые запорожцы».
Каким быть автомобилю — решать, конечно же, его хозяину. Но всегда следует помнить, что автомобиль, как бы его ни совершенствовали, должен соответствовать стандартам и нормам. Радикальные модификации могут идти вразрез с расчетами разработчиков, что превращает «самоделку» в опасную игрушку не только для хозяина, но и для окружающих.