Автомобильный рынок Украины уже несколько лет развивается бурными темпами, а его легализация позволяет вывести из теневого оборота десятки миллиардов долларов. Благодаря жесткой конкуренции между ведущими производителями цены на авто среднего класса постепенно снижаются, в результате чего уменьшается ценовой зазор между ними и автомобилями эконом-класса. Чтобы привлечь клиентов, автопроизводители и официальные импортеры идут по пути увеличения периода гарантийного обслуживания, выводят на рынок новые программы обслуживания, развивают сервисную инфраструктуру.
Все это радует автомобилистов, но отравляет жизнь так называемым серым дилерам, которые, стремясь удержаться на рынке, прибегают к все более изощренным схемам. К сожалению, это им пока удается. Благо, в законодательстве достаточно лазеек, да и коррумпированность тех, кто должен блюсти интересы государства и его граждан, за редкими исключениями остается безнаказанной.
По информации Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров, Ассоциации украинских автомобилепроизводителей и информационно-аналитического агентства «Автоконсалтинг», в последнее время получила широкое распространение практика ввоза на таможенную территорию Украины не полностью укомплектованных, а вернее — предварительно разукомплектованных автомобилей. Независимо от того, новые они или подержанные, это наиболее престижные и дорогостоящие марки. Таможенная стоимость таких автомобилей при «растаможке» занижается в три-четыре раза. Зато продают их после доукомплектации в Украине по вполне нормальной цене. С января по сентябрь этого года по такой схеме в Украину было ввезено 23 тыс. автомобилей, по поводу которых в графе 31 грузовой таможенной декларации значится: «на а/м отсутствуют бампер передний в сборе, бампер задний, фара передняя правая, фонарь задний левый…». На основании такой стереотипной записи таможенники и пропускают шикарные иномарки в страну по заниженной стоимости. Растаможенные таким образом автомобили можно встретить по всей Украине.
Но позвольте, в действующем законодательстве отсутствует понятие «разукомплектованный автомобиль». Согласно статье 3 Закона Украины «О развитии автомобильной промышленности Украины», автомобиль с кузовом несущего типа при ввозе на таможенную территорию Украины считается завершенным (готовым), если на нем установлен один или более из таких компонентов: силовой агрегат (двигатель, коробка передач), передняя подвеска (ось), задняя подвеска (ось). Автомобиль рамной конструкции считается завершенным (готовым), если на его шасси (раме) установлены кузов (кабина и/или грузовая платформа), топливная система, система выпуска отработанных газов. Тогда почему объемы продаж, осуществляемых «серыми» дилерами, держатся на таком уровне, что впору говорить о существовании параллельного рынка?
Об этом шла речь на круглом столе на тему «Серый авторынок наступает: бюджет и граждане Украины за год потеряли около 3 млрд. гривен», состоявшемся по инициативе Всеукраинского клуба автомобильных журналистов. В обсуждении приняли участие операторы автомобильного рынка Украины — официальные импортеры автомобильных брендов «Мерседес-Бенц», «Крайслер», «Джип», «Додж», «БМВ», «Порше», «Вольво», «Бентли», «Ауди», «Кадиллак», руководители Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров, информационно-аналитического агентства «Автоконсалтинг», представители Государственной таможенной службы Украины, СБУ, Кабинета министров. По мнению участников круглого стола, основные причины стремительного роста «серого» импорта в Украину следующие:
— нарушение таможенного законодательства, личная заинтересованность определенных категорий таможенного персонала (при таможенном оформлении не предоставляется сертификат, а лишь договор на сертификацию, на основании которого не может проводиться таможенное оформление автомобиля);
— нарушение процедуры сертификации — сертификаты выдаются на автомобили, предназначенные для рынков Северной Америки, Ближнего Востока и пр. и не соответствующие эксплуатационным требованиям Украины и других европейских стран;
— спрос на «серые» автомобили, цена которых за счет коррупционных схем ввоза ниже рыночной. Покупателя, обрадованного возможностью сэкономить при покупке престижного автомобиля, не информируют о схеме «растаможки» и сертификации, о методах и качестве сборки в Украине после разукомплектования автомобиля. Не распространяется продавец и об отсутствии сервисной и гарантийной поддержки «автомобиля мечты».
Для Украины, где за 8 месяцев текущего года продано около 23 тыс. «серых» автомобилей, потери госбюджета уже составили почти 2,8 млрд. гривен. Если так пойдет и дальше, то за год они превысят 4 млрд. Что же касается потребителей, осуществивших столь «удачную» покупку, то им следует знать, что автомобили, ненадлежащим образом собранные в Украине и сертифицированные без соответствующих лабораторных испытаний, небезопасны как для самого владельца, так и для других участников дорожного движения. Проблематичным является и ремонт транспортных средств, так как «серые» операторы не имеют квалифицированного персонала для осуществления сервисных работ, не инвестируют в диагностическое оборудование, у них нет ни соответствующего инструмента, ни склада запасных частей. А о гарантийной поддержке официальных дилеров и мечтать не приходится. Кто же возьмет на себя ответственность за автомобиль, прошедший частичную разборку, не санкционированную изготовителем? И наконец, не следует исключать такую неприятность, как тривиальная конфискация в доход государству дорогой иномарки, завезенной в страну с нарушением таможенного законодательства, без каких-либо компенсаций владельцу.
Очевидно, что «серые» дилеры не в состоянии предоставлять своим клиентам те услуги, которые давно уже стали нормой в легальном бизнесе. Их автомобили невозможно взять в лизинг, под них практически невозможно получить кредит, так как трудно найти банк, готовый предоставлять ссуды на покупку авто у неофициальных дилеров, которые, к тому же, не оформляют пакет документов на новый автомобиль, таких, как страховка, регистрация в МРЭО. Тем временем на легальном рынке действуют крупные автоимпортеры, имеющие большой оборот, которым автопроизводители предоставляют значительные скидки не только на автомобили, но и на запасные части и фирменное оборудование, необходимое для высококачественного технического обслуживания. С «белыми» дилерами охотно заключают партнерские соглашения финансовые учреждения, в соответствии с которыми банки-партнеры предоставляют фиксированные процентные ставки и совместно с трейдерами разрабатывают привлекательные для клиентов условия. Со вступлением Украины в ВТО автомобильный рынок сможет окончательно выйти из тени. Благодаря снижению таможенных тарифов на 20–30%, иномарки станут более доступными, а либерализация таможенных правил приведет к нежизнеспособности схемы ухода от уплаты налогов, которой «серые» дилеры пользуются сейчас.
Успехи украинского автомобильного бизнеса свидетельствуют, что рынок, на котором четко определены правила игры и куда государство не вмешивается без особой нужды, вполне способен к саморегулированию. Причем к такому, что это выгодно и операторам, и потребителям, и государству. Однако в данный момент, чтобы не допустить разбалансировки рынка, миллиардных потерь госбюджета, массовых нарушений таможенного законодательства и прав потребителей, государственное вмешательство просто необходимо. В чем оно должно выражаться? Участники круглого стола считают, что региональные таможни должны получить соответствующие распоряжения и инструкции по четкому исполнению требований статьи 3 Закона Украины «О развитии автомобильной промышленности Украины». Также, с целью перекрытия путей незаконного ввоза автомобилей на таможенную территорию страны, необходимо ограничить количество субъектов, имеющих право на проведение сертификации автомобилей, сосредоточив их в Киеве. Кроме того, предлагается рассмотреть возможность внесения изменений и дополнений в «Порядок взимания пошлины, налога на добавленную стоимость, акцизных и таможенных сборов при таможенном оформлении товаров и предметов, перемещаемых гражданами через таможенную границу Украины», утвержденный приказом Государственной таможенной службы Украины №5 от 12 января 2006 года. В частности, по отношению к порядку определения таможенной стоимости новых транспортных средств независимо от их комплектации и повреждений, и таможенному оформлению транспортных средств, которые ввозятся гражданами для свободного использования, поступают в адрес граждан в несопровождаемом багаже или в грузовых отправлениях.
Свои предложения участники круглого стола изложили в открытом письме, адресованном Кабинету министров Украины, Верховной Раде, секретариату президента, Государственной налоговой администрации и Государственной таможенной службе. В нем они просят содействия в решении вопросов ужесточения требований к процедуре сертификации и оценки фактической стоимости автомобиля согласно индикативным ценам.
Лучше официального импортера никто не оценит соответствие декларируемой стоимости автомобиля его реальной стоимости. Только он располагает информацией о реальных ценах от производителей автомобилей. Поэтому, обращаясь к органам власти, импортеры рассчитывают на содействие в выявлении коррупционных схем и в предотвращении их использования.