В 1993 году правительство уполномочило Ассоциацию международных автоперевозчиков Украины быть гарантом благонадежности и порядочности отечественных «дальнобойщиков» перед Международным союзом автомобильного транспорта и таможенными органами, подтверждая сии золотые качества выдачей книжек МДП — международных дорожных перевозок. С тех пор появился не один охотник порулить данным процессом. Иными словами — возглавить АсМАП. Да вот незадача: согласно уставу, президент Ассоциации избирается на общем собрании ее членов. И два с половиной года назад он был избран.
Казалось бы, ничего другого не остается, как набраться терпения и ждать, пока должность станет вакантной. И только тогда предложить общему собранию свою кандидатуру. Но пассивность не присуща тем, кто сам себя считает единственно достойным олицетворять гаранта «благонадежности и порядочности». В таких случаях предпочтение отдается принципу «если нельзя, но очень хочется, то можно».
Наметившееся в начале 2000 года противостояние между тогдашним руководством АсМАП и инициативной рабочей группой из числа членов ассоциации, несогласных с его действиями, закончилось тем, что в мае 2001 года президент В. Малиновский, совет и ревизионная комиссия АсМАП Украины подали в отставку. Тогда же была назначена дата проведения досрочных выборов президента. А в сентябре состоялось общее собрание, на котором тайным голосованием из восьми кандидатов, выдвинутых регионами, большинством голосов президентом был избран Леонид Костюченко.
Те, кто не был с этим согласен, организовали собственное «собрание учредителей», в котором приняло участие 21 предприятие. Впоследствии оказалось, что лишь восемь из них можно считать членами ассоциации. На собрании был избран наблюдательный совет и подписан учредительный договор в новой редакции о продолжении деятельности АсМАП, которая, кстати, и не прекращалась. Да и наблюдательный совет уставом ассоциации не предусмотрен.
Нужно сказать, что учредительный договор еще в ноябре 1991 года был подписан 45 предприятиями — юридическими лицами (но, в соответствии с правилами, принятыми в мировой практике, лишь как протокол о намерениях) и скреплен печатью Министерства транспорта Украины. В местных органах исполнительной власти он не регистрировался. Устав АсМАП Украины утверждался вместе с договором и был зарегистрирован 20.01.92 г. исполкомом Киевского совета народных депутатов за №010-345АС. Кстати, его легитимность неоднократно подтверждалась в последующих судебных разбирательствах хозяйственными судами всех уровней. Этими документами устанавливается, что высшим органом управления ассоциации является общее собрание ее членов, в случае прекращения деятельности ее имущество распределяет между членами АсМАП пропорционально их вкладу ликвидационная комиссия, утвержденная общим собранием. Прием в члены ассоциации, согласно пункту 4.2 устава, осуществляется на основании письменного заявления организации, изъявившей соответствующее желание. Заявления рассматривает совет ассоциации, который вносит свои предложения общему собранию.
В суматохе, сопровождавшей объединение Старокиевского и Печерского районов, новоявленным «учредителям» удалось зарегистрировать договор в собственной редакции в Печерской районной государственной администрации Киева. Таким образом произошло клонирование АсМАП, ставшее предметом многочисленных судебных разбирательств в течение двух лет. Возможно, все было бы гораздо проще, если бы по одним и тем же вопросам суды различных уровней не принимали (причем неоднократно) полярные решения.
Естественно, президент АсМАП Л. Костюченко попытался оспорить перерегистрацию учредительных документов. И поначалу ему это удалось, о чем свидетельствует решение Хозяйственного суда г. Киева от 18.10.2002 г., которым учредительный договор о продолжении деятельности ассоциации (новая редакция) признавался недействительным. Но Киевский апелляционный суд 25.02.2003 г. отменил это решение, а Высший хозяйственный суд Украины 23.04.2003 с таким выводом, как ни странно, согласился. А тем временем «учредители» в конце февраля на своем общем собрании избирают и своего президента — Сергея Давиденко. При этом они игнорируют положение устава АсМАП (о легитимности которого упоминалось выше), гласящее, что высшим органом управления АсМАП является общее собрание членов ассоциации, а не учредителей.
Если бы судьи пристально изучили подписи под новым договором, они убедились бы в том, что только 8 автографов из 21 действительно принадлежат членам ассоциации. Что доверенность, по которой адвокатом проводилась регистрация упомянутого документа, была просроченной и выдавалась бывшим руководством АсМАП для совершенно иной цели. Что в протоколе №1 общего собрания учредителей АсМАП от 25.10.2001 г., подписанном председательствующим С. Шкаривским (директором Ирпенского АТП 13250) и секретарем Е. Волошиной (директором ЧП «Ника-Транспорт»), президентом ассоциации, как и прежде, назван В. Малиновский, который якобы выступал на собрании (на самом деле ни он, ни Л. Костючеко, ни большинство членов АсМАП на нем не присутствовали и не подозревали о его проведении). И что на договоре красуется старая печать, к тому времени ставшая недействительной…
Но вот, наконец, события последнего времени показали, что наступает отрезвление. Своим постановлением от 3.06.2003 г. коллегия Верховного суда Украины отменила постановления Высшего хозяйственного суда Украины от 23.04.2003 г. и Киевского апелляционного суда от 25.02.2003 г., оставив в силе решение Хозяйственного суда г. Киева, принятое им 18.10.2002 г. Кроме того, в настоящее время в производстве следственного управления ГУ МВД г. Киева находится уголовное дело, возбужденное по факту подделки протокола №1 собрания учредителей АсМАП от 25.10.2001 г.
С этого «документа» начались двухлетние дрязги в АсМАП Украины, на нем они и заканчиваются, так как вердикт Верховного суда Украины окончателен и обжалованию не подлежит.