Как "Матильда" сплотила нацию

9 ноября, 2017, 13:14 Распечатать Выпуск №42, 11 ноября-17 ноября

С началом допремьерного показа фильма в разных регионах РФ состоялся ряд "православных" акций протеста: от откровенного террора до массовых крестных ходов.

© kp.ru

Россию можно рассматривать как географическое воплощение абсолютного зла, называть ее "Мордором" или наделять другими эпитетами. Собственно, в последнее время мы это часто делаем, и это справедливо. С другой стороны, нужно отдать ей должное, по крайней мере с точки зрения политологии: такая продолжительная концентрированная и почти единоличная власть заслуживает пристального внимания. Украине не повезло иметь такого интересного для изучения соседа, это не наш выбор, и этой опцией можно было бы охотно с кем-то поменяться, сохранив территориальную неприкосновенность и тысячи жизней, но у нас есть уникальная возможность наблюдать в непосредственной близости из-за рубежа за практическим воплощением прописных истин. Независимо от формы и содержания мер российской политики, их глубинная сущность всегда и неизменно одна — получить власть наибольшего объема и удержать ее по возможности дольше. Собственно, это очень близко к хрестоматийному определению политики, характерной для большинства государств, просто Россия с задачей сосредоточения и консервации власти справляется почти совершенно. И особенно ярко это проявляется в вопросах, непосредственно не касающихся политики, но без которых политика не может считаться полноценной…

26 октября 2017 г. в российский кинопрокат вышел художественный фильм Алексея Учителя "Матильда". И это довольно неожиданно для определенной категории граждан, ведь споры вокруг ленты возникли еще после обнародования в апреле 2016 г. первого трейлера к ней. В центре сюжета фильма — романтические отношения балерины Матильды Кшесинской с престолонаследником Российской империи Николаем II. Противники фильма считают, что предложенный взгляд на императора перевирает историю и не отвечает образу страстотерпца (канонизированного за то, что был замучен врагами веры). Негативная реакция священнослужителей РПЦ вполне понятна. Представители монархических и религиозных движений ("Царский крест", "Христианское государство", "Сорок сороков", Союз православных хоругвеносцев и др.), что типично для них, назвали его антироссийской и антирелигиозной провокацией. В политической плоскости ретранслятором идей "защитников веры" выступила депутат Государственной Думы от оккупированного Крыма Наталия Поклонская, которая издавна симпатизирует бывшему императору, и специально для которой бюст Николая ІІ мироточил в Крыму. На самом деле никакого чуда не зафиксировали, и церковь официально об этом сообщила, но в вопросах веры Поклонской рациональные аргументы бессильны. Она официально обратилась в Генеральную прокуратуру РФ с требованием проверить кино на предмет "угрозы национальной безопасности" и запретить его за "разжигание вражды на религиозной почве, надругательство над православными святынями и оскорбление религиозных чувств людей". В общем, Поклонская прислала в МВД, Генпрокуратуру и Министерство культуры России 43 личных обращения и передала свыше 100 тыс. обращений оскорбленных граждан.

На электронном агрегаторе Change.org одна из петиций против "Матильды" собрала более 24 тыс. подписей, поскольку "в истории нет фактов сожительства российских царей с балеринами, а Россия представлена в фильме как страна виселиц, пьянства и порока, что также является ложью".

Согласно российской стратегии национальной безопасности, к угрозам в области культуры отнесены размывание традиционных российских духовно-моральных ценностей путем культурной и информационной экспансии. Противники фильма считают его проявлением именно этих тенденций, добавляя как отягчающее обстоятельство попытку фальсифицировать российскую историю и распространение низкокачественной продукции массовой культуры. Последние выводы особенно странны, поскольку зазвучали еще на стадии, когда продукт фактически был недоступным для массового зрителя, а Генеральная прокуратура РФ задокументировала, по результатам проверки трейлера и сценария "Матильды", отсутствие нарушений. Однако православный культурно-исторический "джихад" только начался и не мог так просто закончиться.

Не видел, но осуждаю

С началом допремьерного показа фильма в начале сентября 2017 г. в разных регионах РФ состоялся ряд "православных" акций протеста: от откровенного террора (угрозы расправой с автором, угрозы кинотеатрам в совершении массовых поджогов, попытки поджогов и автомобильных таранов) до массовых крестных ходов и молитвенного стояния "Остановим "Матильду" — сохраним наше земное Отечество!". Студию режиссера в Санкт-Петербурге и автомобиль его адвоката таки подожгли, а сети кинотеатров по всей стране отказывались показывать "Матильду".

Такой реакции в России удостаивались немногие фильмы. В 2015 г. фраза в вариации "не смотрел, но осуждаю" приобрела популярность среди патриотически и православно настроенных граждан в контексте фильма Андрея Звягинцева "Левиафан". Даже вражеские американские слэшеры, в которых происходят всяческие бездуховные расчленения, могут рецензироваться как "метафора социального протеста против реструктуризации производства". Пусть под шквал критики, пусть и с совершеннолетним индексом 18+, такие фильмы все равно попадают на экраны российских кинотеатров. А тут отечественный продукт подвергся обструкции. Особенно нелогично такая атака выглядит на фоне других. Например, равноапостольный князь Владимир в фильме "Викинг" наслаждался галлюцинациями под действием грибов в обществе женщин и не проявлял должного уважения к отчизне, но это никого не поражало и не обижало.

Собственно, все самые главные для себя выводы аудитория сделала, не просмотрев сам фильм, — достаточно двух трейлеров. Именно таким путем в своих оценках и пошли многие россияне разного уровня известности и публичности — ограничились описанием самого продукта, не попробовав его, чем поддержали градус истерии.

Матильда
Кинопоиск

"Кино — это управление невыразимым" (с)

Российский кинематограф давно стал инструментом пропаганды, но "панфиловцы", дом Павлова в Сталинграде, подвиги древнерусских воинов или другие сюжеты "великих фильмов о великой войне" от Н.Михалкова или Ф.Бондарчука не оправдали ожиданий, базирующихся на значительных финансовых вливаниях. Имперскому периоду в кино уделено вообще мало внимания, хотя имперскость России сейчас не менее скрепная, чем ее советскость. Поэтому вся эта история вокруг "Матильды" сильно напоминает вирусный маркетинг: подогревая интерес публики к фильму, власть достигает и сугубо политических целей. Оказывается, Николай ІІ никакой не "кровавый", и тем более не "царь-тряпка", поскольку отказывается от любви в пользу государства и народа; в стране, о которую сломались зубы Наполеона и Карла XII, процветает балет европейского уровня; да и самого императора играет немец (по версии одной бывшей сотрудницы крымской прокуратуры, порноактер). Возможно, Учитель и не выполнял прямой кремлевский заказ, но плод его творчества нельзя было не использовать с политической целью. Миру он показывает, насколько Россия культурно богата и цивилизованна, а для сугубо российского употребления — идеализирует патриархат и сильную руку волевой личности. Одним словом, не обязательно быть причастным, главное — грамотно воспользоваться "пост-продакшном".

Власть может демонстративно держаться на расстоянии и ограничиваться малозначащими заявлениями Мединского или Чайки. Может отрицать какую-либо активность относительно промоушена фильма или создания препятствий для творчества. Может называть старт проката провальным, тем самым указывая на безосновательность обвинений в попытках использовать "Матильду" как политическую технологию.

Однако Поклонской администрация президента РФ предложила продолжить работать в Госдуме как депутат фракции "Единая Россия" или сдать мандат и проповедовать свои клерикально-монархические взгляды, уже не ассоциируясь с правящей партией и органами власти. Первенство по кассовым сборам в последнюю неделю держит приключенческо-комедийное фэнтези "Последний богатырь", что отображает закономерное преимущество развлекательной ленты, ориентированной на массового зрителя. Поэтому апелляции, будто общественность проголосовала рублем, представляются крайне манипулятивными.

Главными действующими лицами православного терроризма торжественно и публично провозглашена организация "Христианское государство — Святая Русь", лидера которой А.Калинина Таганский суд в Москве 23 сентября арестовал на три месяца. Правда, он стал фигурантом далеко не экстремистской 179-й статьи Уголовного кодекса РФ (принуждение к осуществлению соглашения или отказа от его осуществления), связанной с принуждением кинопрокатчиков отказаться от показа фильма "Матильда". В начале 2017 г. организация "по религиозным убеждениям" рассылала соответствующие письма в кинотеатры.

"Христианское государство" существует с 2010 г., насчитывает свыше 5 тыс. членов и отделения в 13 городах России. По словам ее лидеров. Ведь эти данные все равно невозможно проверить, — организация не зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ. По другим данным, она состоит только из двух участников, зато ее поддерживает ФСБ. Так или иначе, существование такой "многочисленной" и продуманной структуры православных фундаменталистов угрожающее для репутации режима и без "Матильды". Зато ее показательное устранение использовано как свидетельство успешной кампании противодействия радикальному религиозному экстремизму, который угрожает безопасности обычных граждан.

Правило корриды

Любой власти выгодно стравливать между собой разные социальные группы, не имеющие принципиальных отличий. Главное — делать это дозировано и не позволить выйти из-под контроля. Что касается "Матильды", противоборствующие лагери не подают Российскую империю в негативном свете, но противники фильма отбрасывают саму возможность любовного треугольника в "богообраной" династии. Они вообще отбрасывают все, что идет вразрез с мейнстримом историографии, и готовы смело отстаивать свою правоту. Кремль ничего не теряет: практически и наглядно работает идея внутреннего врага, но разногласия не способны развиться в серьезные столкновения. В определенный момент власть перестает исполнять роль матадора, и бык экзальтированного общества осознает, что перед ним машут полотнищем, за которым уже никого нет. И абсолютно все равно, чувствует себя народ удовлетворенным или разочарованным, потому что оба варианта удовлетворяют власть: пар все же выпустили. Кульминацией всех маневров стало появление украинского следа, — методы, которыми пользуются религиозные фанатики, назвали украинской технологией раскачивания общества.

Играя в "полупозиции", Кремль получил бонусы: 1) торжество православия, ибо ценности защищены, а компрометирующие маргиналы вытеснены с "рынка"; 2) манифест авторитаризма озвучен довольно четко и 3) особенно не помешал кинопрокатчикам заработать свои миллионы.

И самое главное достижение состоит в упрочении безусловного рефлекса: воспитанное агрессивной пропагандой общество начинает подхватывать наименьшие призывы к защите "своих" культурных, религиозных, этических ценностей. Президент и премьер-министр высказывались сдержанно, не давали поспешных комментариев и оценок, зато полностью полагались на другие государственные структуры и органы, которые разберутся. И они разобрались, потому что "не могут грубо ошибаться". Трудно сказать, когда именно паровой клапан начнет работать в автоматическом режиме, в котором эскалация общественной нетерпимости к угрозам "скрепам" будет происходить уже в инициативном порядке, без каких-либо указаний свыше и без участия предводителей вроде Поклонской. Однако все к этому идет.

 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно