Земельное рандеву

Поделиться
Вот они и встретились! 2007-й с 2008-м. Вето с мораторием. Президент с антикризисной коалицией. Кто кого?..

Вот они и встретились! 2007-й с 2008-м. Вето с мораторием. Президент с антикризисной коалицией. Кто кого? И, главное, за что?

Несчастной землей помыкают, словно девкой, все кому не лень! И каждая политическая сила пытается перекрасить ее в свой цвет — либо сине-желтый, либо в алый... В зависимости от «окраса» варьируются и сроки купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения. 9 января с.г. в Верховной Раде в который раз решалась рыночная судьба пашни: начинать торговать ею уже сейчас или отложить до следующего Нового года?

367 депутатских голосов оказались для Виктора Ющенко проигрышными. Для сравнения: на 63 голоса меньше в 2004 году набрал инициированный «Нашей Украиной» (авторы — Виктор Ющенко, Иван Васюник, Иван Томич) закон о моратории на продажу сельскохозяйственных земель до 2007 года. Но Леонид Кучма наложил на него вето. И после этого вы будете мне доказывать, что жизнь движется не по замкнутому кругу, а по спирали?!

В одной из предвыборных агиток Виктор Андреевич, претендент на высшую государственную должность, обещал: «Я, как президент, подпишу закон о моратории и не допущу олигархический криминалитет к массовой, за бесценок, скупке крестьянских земель! Преступные кланы на село не пройдут!»

Еще много интересного и правильного содержалось в программных тезисах «Я спасу сельскую Украину!» И то, что прежде всего государство должно стать главным субъектом земельного рынка и выкупить около восьми миллионов обессиленных гектаров у реальных собственников с тем, чтобы законсервировать эти земли и вдохнуть со временем в них жизнь. При этом приватизация земли прямо называлась крупнейшей спекуляцией властей.

В листовке речь шла и о пилотных проектах по торговле землей в нескольких наиболее кризисных районах Украины с тем, чтобы приобрести опыт и научиться устранять недостатки, которые будут возникать во время эксперимента. На депрессивных территориях, где едва прозябает производственная база, а уровень безработицы среди трудоспособных превышает 10%, будущий президент обещал за средства государственного бюджета уже с 2005 года организовать государственные сельскохозяйственные, перерабатывающие и обслуживающие предприятия...

Прошло два года. И чем может похвастаться президент Виктор Ющенко, кроме «земельных» деклараций? Окрепла-расширилась законодательная база? После первого заседания Совета национальной безопасности и обороны по земельным вопросам в Верховную Раду было подано, как обещал тогдашний секретарь Петр Порошенко, порядка 70 законопроектов, призванных урегулировать проблемы землепользования? Или, может, против всех пунктов указа уже Виктора Андреевича — «О некоторых вопросах организационно-правового обеспечения формирования и регулирования рынка земли и защиты прав владельцев земельных участков» — стоят «галочки» об их выполнении? Тем более что после 25 июля 2006 года, даты его подписания, прошло куда больше предписанных документом четырех месяцев, в течение которых Кабмин должен был подать на рассмотрение парламента неотложные земельные законопроекты. Короче говоря, в Украине по-прежнему не действуют правовые основы для функционирования полноценного рынка земли.

Листая архив, наткнулся на собственную публикацию четырехлетней давности «И все-таки она вертится!» («ЗН» №3 от 25 января 2003 г.). Перечитал. Мало что изменилось! Более категоричные эксперты измеряют правовой вакуум пятнадцатью годами. Только и того, что за это время бывшие колхозники состарились, и сейчас державные мужи им сочувствуют, так как обессилевшие крестьяне не могут на своих паях наладить «высокопроизводительное сельскохозяйственное производство». Пришло время передавать наделы в руки покрепче!

Поэтому преодоление вето 9 января не стало неожиданностью, вероятно, и для самого Виктора Ющенко. К этому можно было подготовиться заранее, еще в июне, когда участники антикризисной коалиции договорились продолжить действие моратория на продажу земель сельскохозяйственного предназначения еще на год. Собственно говоря, стратеги секретариата должны были спрогнозировать: если 19 декабря 2006 года за закон социалиста Василия Цушко №1037-1 «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины (по поводу запрета на продажу земель сельскохозяйственного предназначения до принятия соответствующих актов)» проголосовали 354 депутата, то отстоять президентское вето нереально. То есть Виктор Андреевич, можно сказать, сознательно шел на потерю рейтинговых очков и открытое недовольство левой части парламентского большинства.

У президентского окружения был вариант провести консультации с БЮТ, вместе наработать согласованные поправки — более мягкие, нежели «социалистические» — и внести их как новый законопроект. Маловероятно, но попытка не пытка. Однако не сложилось. Возможно, из-за наперед известной позиции Юлии Владимировны по земельной проблематике: будучи премьером, она в этих вопросах тяготела больше к левому, нежели к правому флангу. В итоге, 120 бютовских голосов, кроме того, что стали решающими в преодолении вето, и «высекли» «нашеукраинцев», и предостерегли «регионалов»: бей своих, чтобы чужие боялись!

У президента было две недели, чтобы вместе с экспертами, аналитиками аргументированно доказать вредность продления моратория на куплю-продажу сельскохозяйственных земель. «Ограничиваются конституционные права граждан свободно распоряжаться своей собственностью» — этот лаконизм, ставший главной фабулой вето, Ющенко мог озвучить и не под новогоднюю елку. Наверное, в секретариате надеялись на каникулярную расслабленность и депутатов, и членов правительства.

Собственно говоря, приостановление президентом действия Закона №1037-1 накануне Нового года кое-кто мог расценить как начало с 1 января 2007 года свободного оборота сельскохозяйственных земель. Однако Кабмин среагировал мгновенно: призвал местные власти не допустить нотариальной регистрации актов купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения до рассмотрения парламентом президентского вето. Министерство юстиции, в свою очередь, разослало в свои подразделения соответствующие предостережения.

«Запретительный» закон Виктор Ющенко в четверг подписал. И пообещал направить его в Конституционный суд. А тот, предполагаю, все-таки признает нарушение Основного Закона страны в части притеснения прав граждан. Однако уважаемый институт не сможет отменить норму, содержащуюся в законе: ввести куплю-продажу земельных участков с 1 января 2008 года при условии вступления в силу законов Украины «О государственном земельном кадастре» и «О рынке земель». При их непринятии мораторий автоматически будет продляться не то что до 2015 года, как того требовали коммунисты, но и до 2017-го и станет подарком «ленинцам» к юбилею Великой Октябрьской социалистической революции. Да и вообще может превратиться в «безразмерный».

На постсоветском пространстве Украинаединственная без закона о государственном земельном кадастре, — разъясняет ситуацию Антон Третьяк, доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент УААН, академик-секретарь отделения аграрной экономики и земельных отношений Украинской академии аграрных наук. — В Верховной Раде он «варится» с 2004 года. В 2005-м был отправлен на повторное второе чтение. Отшлифовали — и ныне законопроект готов к рассмотрению. Хотя и вокруг него может вспыхнуть дискуссия.

Запалом послужит отстранение местных органов самоуправления от ведения книг регистрации государственных актов на вверенной территории. Согласно Конституции и Земельному кодексу, они имеют право принимать решения о передаче земли в собственность или предоставлять ее для иных целей. На основе этих решений выдаются государственные акты, поэтому, соответственно, должны и регистрировать их у себя. Почему Госкомзем усматривает в этом какую-то опасность?

Госкомзем полностью ведет государственный земельный кадастр в электронном виде и может контролировать (но не контролирует) процессы посредством государственной землеустроительной экспертизы и регистрации движения всех земельных участков. Никакой угрозы председатели сельсоветов не несут. Наоборот, нужно задуматься, а целесообразно ли в одних руках концентрировать эти процессы? Может случиться так, что во втором чтении законопроект не поддержат, и тогда придется начинать все сначала.

Намного сложнее ситуация с законопроектом о рынке земель, который тоже долго мыкается в парламенте. Он настолько слабый и сырой, что напрасно надеяться на его прохождение с первого или даже со второго раза.

Что же касается моратория, то он не остановит купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения. «Мозги» разрабатывают варианты теневых схем оборота земельных участков, ведь в этой сфере крутятся ба-а-альшие деньги. Реальная стоимость гектара поля — 5 тыс. грн. Если же мы изменим целевое назначение и переведем землю под застройку, то цена может подскочить до миллиона гривен, в зависимости от места расположения...

К сожалению, государству с этой маржи ничего не перепадает, так как оно не управляет процессами. А могло бы. Если бы в свое время разработали закон о зонировании земель, выделили для строительства жилья малопродуктивные и деградировавшие массивы: вокруг Киева, крупных городов... И, выбрасывая на рынок порции земельных участков, мы бы существенно сбили ажиотаж. Но ведь науку от фундаментальных и прикладных исследований отстранили…

Слышите? Она все-таки вертится! И ничто ее уже не остановит...

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме