Уж если в чем у нас и не наблюдается дефицита, так это в наличии веских официальных объяснений происшедшего. Особенно, когда дело касается повышения цен. На сахар, например. Оказывается, его подорожание ничуть не удивительно, поскольку случается в одно и то же время несколько лет кряду. И вроде бы иначе и быть не может, коль население заблаговременно готовится к переработке фруктов и ягод. Но по весне запасы сахарной свеклы на заводах исчерпываются, и производство вынуждено переориентироваться на переработку заграничного тростника. А это — дополнительные затраты, неизбежно влекущие за собой подорожание сладкого продукта. Убедительно? Пожалуй, да. Хотя, если честно, это не исключает некоторые поводы для недоумения.
Прежде всего совершенно непонятно, с какой стати отечественные управленцы далеко не первый год думают, что от возни с вареньем и консервацией население намерено напрочь отказаться? И не принимают превентивных мер к регулированию цены на сахар? Хотя бы в виде своевременного утверждения квоты на ввоз сахарного тростника — в этом году лимит на его импорт в объеме 360 тыс. тонн был утвержден парламентом лишь в конце мая. Да и с прочими административными мерами кое-где не мешало бы обходиться порасторопнее.
Скажем, в Запорожье в середине июня (как раз во время пикового спроса на сахар) налоговики затеяли комплексную проверку субъектов базарной торговли. Дело, несомненно, нужное, но вряд ли своевременное. Поскольку количество торговцев на рынках моментально сократилось в 3—5 раз. Ажиотаж при этом в потребительской среде возник нешуточный. А как же иначе, если, например, на одном из крупнейших городских рынков количество точек розничной торговли сахаром внезапно уменьшилось с 37 до 4. И теперь власти вынуждены обращаться к продавцам с призывом возобновить работу, грозясь занести отступников в «черный список».
Подобная немилость, судя по всему, уготовлена и хлебопекам — в связи с очередным повышением цен на хлеб, случившемся в Запорожье в начале второй декады июня. Созданная с подачи обладминистрации специальная комиссия призвана проанализировать обоснованность происшедшего на предприятиях, входящих в крупнейшее в регионе объединение «Хлебодар».
Еще до выводов комиссии вышло распоряжение губернатора об ограничении торговой надбавки на хлеб до 14 процентов от его оптовой цены с учетом транспортных затрат. Однако очень скоро власти смогли воочию убедиться, что подобная инициатива в действительности не сдерживает цены, а стимулирует их рост. Пришлось вместо относительных цифр прибегнуть к абсолютным, ограничив размер надбавки 8 копейками на каждой буханке. Но к этой идее отнесся неодобрительно Минюст, расценив ее как превышение властями своих полномочий.
— Получается, в сфере ценового регулирования обладминистрации отводится роль политрука, который либо должен заниматься уговорами, либо прибегать к мерам опосредованного давления, — считает заместитель председателя Запорожской ОГА Александр Син, — что создает совершенно ненормальные отношения между властью и бизнесом. Поэтому мне непонятно отсутствие закона, позволяющего органам власти вводить принудительное регулирование цен, когда их рост превышает уровень инфляции. Если ситуация на рынке исключает саморегулирование, органы власти должны располагать правом принудительной корректировки цен в случае их нетипичных колебаний.
Подобные рассуждения в целом не лишены логики, как, впрочем, и одного существенного изъяна. Проблема в том, что предлагаемые административные меры в отношении рынка могут оказаться эффективными лишь при условии стабильной экономики. В противном случае их неизбежный удел — превращение в бледную пародию элементов политики военного коммунизма. Поскольку в сложившихся условиях посредством самых строгих циркуляров рост цен можно удержать в течение недели, ну, от силы — дней десять. А дальше — краткосрочное благополучие напоказ уступит место очередному витку роста цен. Об этом наглядно свидетельствует развитие ситуации на хлебном рынке.
Столкнувшись с дефицитом и резким подорожанием зерна, запорожские хлебопеки вынуждены были поднимать цену на конечную продукцию для сохранения положительной рентабельности производства. Предпринятая властями зерновая интервенция из запасов Госрезерва смогла затормозить этот процесс лишь отчасти. Во-первых, потому что выделенных объемов дешевого зерна было недостаточно. А во-вторых, оно оказалось низкого качества. По словам президента ассоциации «Запорожский каравай» Юрия Чекальского, госрезервовское зерно попросту не соответствовало стандарту хлебопечения. Показатель его пророщенности в среднем составлял 9 процентов, превышая норму в 4,5 раза.
— Одной из основных причин нынешнего подорожания хлеба, — считает Ю. Чекальский, — является диктат государства по итогам прошлогодней жатвы. Не будь его, дестабилизации на хлебном рынке попросту бы не произошло.
Конечно, власти вряд ли согласятся с бесспорностью этого вывода. Но отрадно уже и то, что в своих планах на ближайшую перспективу они склонны отдать предпочтение не административным, а экономическим методам влияния. Одной из них, по мнению зампреда ОГА А. Сина, должно стать создание областного материального резерва. Разумеется, в дополнение к общегосударственному, эффективность деятельности которого, увы, недостаточная.
Теоретически затея представляется вроде бы вполне реальной, однако это вовсе не гарантирует ее успешную реализацию на практике. Первым камнем преткновения, естественно, станет вопрос поиска финансов. Силами областной казны решить его попросту не реально, следовательно, потребуется консолидация усилий с бюджетами городов. А поскольку от избытка средств они явно не страдают, перспектива складчины вряд ли будет воспринята на местах с энтузиазмом.
Однако собрать деньги — полдела. Ими еще необходимо и распорядиться с умом — закупить товар по минимальной цене, обеспечить его надлежащее хранение (кстати, тоже требующее определенных затрат), наконец, для достижения желаемого результата — своевременно произвести интервенцию.
Но даже эти проблемы бледнеют на фоне прогнозов относительно будущего урожая. По оценкам аграриев, из 487 тыс. гектаров посевов озимых в области перезимовала лишь четвертая часть, но и ее состояние признается неудовлетворительным. А это значит, что средняя урожайность зерновых не превысит 8 центнеров с гектара, обеспечив региональный валовой сбор на уровне 324 тыс. тонн, что почти в 6 раз меньше, чем в прошлом году. То есть, дефицит зернового баланса составит в Запорожье свыше 900 тыс. тонн. И вряд ли с учетом этого цены покорно подчинятся приказу.