«Трудоустроенное» село

Поделиться
Власти «уберегли» селян, чтобы те не влились в почти миллионное море безработных. Однако плотина оказалась сугубо законодательной: селян механически перевели из категории безработных.....

Власти «уберегли» селян, чтобы те не влились в почти миллионное море безработных. Однако плотина оказалась сугубо законодательной: селян механически перевели из категории безработных... в полностью трудоустроенные. Подобная рокировка произошла 13 января.

Именно в этот день вступил в силу Закон от 25 декабря 2008 года №799-VI «О внесении изменений в некоторые законы Украины об уменьшении влияния мирового финансового кризиса на сферу занятости населения». В связи с этим трансформировались и нормы Закона «О занятости населения» от 1 марта 1991 №803-XII. Отныне всех селян, которые горбатятся в огороде или сдают в аренду собственный земельный пай, чиновничество считает «занятым населением». То есть они не имеют права регистрироваться в центрах занятости в качестве безработных.

Чего добились «защитники народа», «поборов» таким образом социальные проблемы в сельской местности? Искусственно улучшенных показателей накануне выборов — первых и вторых? А каким будет ответ на эти «инициативы» владельцев приусадебных соток и выделенных паев — членов личных селянских хозяйств? Власти, радикально ничего не изменив, объявили их лицами, обеспечивающими себя работой самостоятельно. В когорту «осчастливленных» попали также учителя, медработники, которых с опозданием, как социальную сферу села, наделили землей для ведения личного селянского хозяйства. Так что если по каким-то причинам педагоги с фельдшерами лишатся основной работы, то и они не смогут претендовать на помощь по безработице.

Изменения затронули не какую-то привилегированную, ограниченную касту, а 4,8 млн. домохозяйств с доходами, на которые едва удается свести концы с концами, где живут с собственного огорода, хлева, в котором кудахчет и мычит какая-никакая живность. Только 178,9 тыс. имеют в частной собственности сельскохозяйственную технику. То есть на 27 хозяйств приходится один трактор, комбайн или какой-то плужок. И это на 6,6 млн. гектаров!

Оставим в покое пенсионеров, хотя и им несладко. Но ведь свыше 3 млн. человек, полных сил и здоровья, самозаняты только в личных селянских хозяйствах. Они бы и рады приложить руки к другой работе, но в более чем 14 тыс. сельских населенных пунктов, или в каждом втором от общего количества, нет ни одного предприятия, организации или иного субъекта хозяйственной деятельности.

Можно ли считать самодостаточной семью из трех-четырех человек на 15 сотках огорода? С них семейство осенью получает 60—70 ведер картофеля (12—14 мешков), из которых ведер 20 складирует в отдельном уголке погреба на семена. А еще сносит туда же столовую свеклу, морковку, капусту, плетет венки из лука и чеснока, ссыпает в мешочек фасоль, расставляет на стеллажах консервацию: огурцы, помидоры, баклажаны. А с отведенных двух соток умудряется заготовить-высушить три укоса люцерны — для козы. Нечего даже на базар нести! Самоеды! Зато при деле...

Я уж не говорю о такой житейской необходимости, как одеть-обуть детей школьного-студенческого возраста. Тут и возникает проблема наличных. С огорода продать нечего, а средняя зарплата в сельском хозяйстве — лишь половина той, которую получают работники в целом по экономике. Да и ту в основном выплачивают не живыми деньгами, а натурой, отмену которой инициирует комитет Верховной Рады по аграрной политике и земельным отношениям.

Более того, государство забирает у селянина, который своими силами хозяйствует на более чем двух гектарах пашни, 15% от вала, а не от прибыли. А в США его коллега в конце года платит от чистой прибыли только 7% — при условии, что работает с прибылью. Причем заокеанский фермер имеет право четыре года быть убыточным, но раз в пять лет должен показать, что прибыль у него есть, хоть какая-нибудь.

Собственно говоря, безработицу мы искореняем по-иезуитски. В советские времена право есть имел только тот, кто работал. Остальные — дармоеды, бездельники, трутни общества, с которыми в разное время боролись по-разному. Вплоть до «прочесываний» в рабочее время магазинов, кинотеатров, библиотек, до составления списков гуляк и праздно шатающихся.

По большому счету, до 1991 года в Украине не было такого позорного явления, как безработица. Только с июня указанного года в соответствии с Законом «О занятости населения» появились первые зарегистрированные безработные. Согласно рекомендациям Международной организации труда (МОТ), Украина приняла четкое определение, согласно которому безработными считаются лица, которые активно ищут работу, готовы приступить к ее выполнению и, конечно же, зарегистрированы в центре занятости. И для того, чтобы они могли ее активно искать, оказывалась минимальная материальная помощь.

Уже в середине 2002 года в Украине было зарегистрировано 2,5 млн. безработных в возрасте от 15 до 70 лет. Но если зарегистрированная безработица составляла 4%, то скрытая — более десяти. И хотя продолжительность оказания материальной помощи по безработице у нас вполне соответствует общеевропейским стандартам, однако уровень ее неоправданно низок. Да, выплаты из года в год росли, но они не превышали прожиточного минимума. Но поскольку государственная подачка не компенсировала утраченного дохода, то есть не обеспечивала необходимой социальной защиты безработных, то большинство людей просто охладели к регистрации в государственной службе занятости. Впрочем, могли ли выплаты безработным быть выше, если половина работающих получала заработную плату ниже прожиточного минимума для трудоспособного лица?

Селян обделяли всегда. И во всех отношениях. В 2000 году уровень безработицы в сельской местности превысил среднее значение по Украине. Это обуславливалось, прежде всего, реформированием аграрного сектора, в результате которого произошел бурный выброс «лишней рабочей силы»: увольнялись целые тракторные бригады, коллективы доярок, свекловодов... Если тогда армия украинских безработных выросла на 6%, то невостребованных только в сельском хозяйстве стало втрое больше.

Законодатели пытались урегулировать эту проблему, приняв адресный Закон «О личном селянском хозяйстве». В нем хорошо выписаны направления и формы поддержки этого сегмента сельского быта. Но без организационно-экономической и просветительско-профессиональной работы в глубинке он не разрубил гордиевы узлы. Органы исполнительной власти и местного самоуправления слабо способствуют организации сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов, оказанию инженерно-технических, ветеринарных, агрономических, зоотехнических и прочих услуг. Отсюда и низкий уровень доходов, полученных от возделывания земли, отсутствие рынков сбыта собственной продукции, низкая плата за сданную сельскохозяйственную продукцию, недостаточно развитая инфраструктура села.

В соответствии со ст. 8 Закона «О личном селянском хозяйстве» и Порядком определения расчетного месячного дохода на одного члена личного селянского хозяйства, утвержденным правительственным постановлением от 26 декабря 2003 года №2031, члены личных селянских хозяйств относятся к категории занятого населения в случае, если работа в этом хозяйстве является для них основной, и расчетный месячный доход на одного члена равен или превышает размер минимальной заработной платы.

А вот кто и как должен устанавливать, является ли работа в личном селянском хозяйстве основной, ни в одном документе не определено. Кстати, в Европейском Союзе занятость оценивают по 40 основным и 26 дополнительным показателям, перечень которых ежегодно утверждаются комиссией по занятости. Наши депутаты сразу же бросились исправлять собственные ошибки. И в пылу забыли, что крестьянство по хозяйственному поведению и экономической инициативе не является однородным слоем.

Действительно, находились хитрецы, забиравшиеся в законодательные щели. Обрабатывая вчерашней колхозной техникой собранные воедино сотни гектаров соседских наделов, они мелькали на бирже труда... в качестве безработных. И при этом хвастались перед неудачливыми односельчанами тем, как лихо «обувают» государство. Конечно, для таких пройдох нужно было замуровать лазейки. Но ведь в подавляющем большинстве селяне — народ совестливый. Депутаты же рубанули серпом под самое «не могу» все крестьянство. Без разбора.

В декабре 2008 года количество зарегистрированных безработных в Украине выросло на 205 тыс. В частности, без работы остались 418,3 тыс. горожан и 426,6 — жителей сельской местности. За год во многих личных селянских хозяйствах из-за нулевой «государственной поддержки» опустели хлева: на 200 тыс. стало меньше коров, на полмиллиона — свиней. На 10 тыс. уменьшилось количество хозяйств, имеющих в частной собственности технику, на 150 тыс. — тех, где содержат скот и птицу.

Однако, несмотря на эти потери, именно личные селянские хозяйства остаются основными производителями сельскохозяйственной продукции, особенно ее трудоемких видов. В прошлом году они собрали почти пятую часть зерновых, вырастили 9,9 млн. тонн картофеля, 3,1 — овощей, надоили 6,7 млн. тонн молока. По сути, на селянские огороды и хлева приходится 60,1% валовой продукции сельского хозяйства в общем объеме производства. А именно: 98% картофеля, 90 — овощей, 86 — плодов и ягод. В хозяйствах произвели 82,2% молока и 54 — мяса. Практически без какой-либо государственной поддержки.

Конечно, намного легче механически переложить документы из папки «безработные» в более привлекательную «трудоустроенные», нежели из декларированного президентом миллиона ежегодно отрываемых новых рабочих мест половину «прописывать» в сельской местности. Отсюда в основном «выписывают».

Количество сельских населенных пунктов за последние пять лет в Украине сократилось на 108 единиц. В 71% сел нет дошкольных заведений, 41 — клубов и домов культуры, 50% — средних учебных заведений. Участковые больницы есть в 2% сельских населенных пунктов, амбулаторно-поликлинические учреждения — в 12, фельдшерско-акушерские пункты — 57, водопроводы — 22, газопроводы — 36, дороги с твердым покрытием — в 58%.

Похоже, что Государственная целевая программа развития украинского села на период до 2015 года направлена на досрочное «выкуривание» из него жителей. За восемь лет численность сельского населения сократилась на 1,3 млн. человек. Министерство аграрной политики в приоритеты развития инфраструктуры сельских населенных пунктов записало... 3,4 километра проложенных канализационных сетей, 1,1 — теплоснабжения, 125 километров водопровода. На год...

Не спешит аграрное ведомство и со сплошной паспортизацией сельских населенных пунктов. А без нее невозможно обозначить проблемы каждого села и возможности развития его инфраструктуры, внедрить социальные стандарты и нормативы проживания населения в сельской местности. Последние по-прежнему уточняются. А когда они станут основой разработки местных программ социально-экономического развития сельских территориальных общин, одному Богу известно.

Высокопоставленные чиновники трактуют изменения к Закону «О занятости населения» как стремление повысить мотивацию селян к работе и устранить злоупотребления на рынке труда. На селе же его расценивают как наглое издевательство над человеческим достоинством. 750 гривен — для учительницы, на сто гривен меньше — для фельдшера и 320 — зарплата завбиблиотекой... Счастливчиков, приносящих домой более тысячи гривен, в украинском селе не наберется и 5%.

Такую статистику мне называли в областных и районных центрах занятости, в которые я позвонил после «злополучного» 13 января — дня, полярно изменившего статус владельцев личных селянских хозяйств. По данным Государственной службы занятости, по состоянию на 1 января 2009 года на одно свободное место в Украине претендовали десять безработных против четырех годом ранее. Среди областей наиболее удручающий баланс зафиксирован в Черкасской — 77 безработных на одно место. В областной службе занятости констатировали: за две январские недели в центры занятости обратились 3,5 тыс. человек. В основном — выходцы из сел. Сегодня общее количество безработных в области составляет 42,3 тыс. человек на... 738 вакансий.

Лаконичными были и в Сосницком районном центре занятости Черниговской области. Там на учете состоят порядка тысячи человек. Если на 1 декабря прошлого года индекс безработицы составлял 6,58, то на 1 января — уже 8,05. В основном пополнение пришло из сельской местности.

Почти вдвое по сравнению с 2000 годом выросло количество безработных селян в Тернопольской области. Самый высокий показатель — 90% — среди жителей сел Шумского района. Неутешительна ситуация и в Тернопольском, Зборовском, Бучацком, Залещицком и Подгаецком районах, где свыше 80% безработных проживают в селах.

На мой вопрос «Что нужно, чтобы безработный сельский житель получил этот статус?», почти все собеседники в один голос отвечали: доказать, что он не ведет личное селянское хозяйство.

— То есть предоставить справку из сельского совета? С указанной площадью огорода, количеством членов семьи, совокупным доходом на каждого?

На том конце телефона после паузы сознавались:

— Ждем разъяснений... Фактически пока нет конкретного определения, кого же можно причислять к членам личного селянского хозяйства.

Кто придумал так унизить класс селян и расчленить его на подклассы: «коллективистов», фермеров, «личников», физических и юридических лиц? И к каждой категории у государства свое отношение. Почему в Польше все занимающиеся сельским хозяйством — «рольники» (то есть полеводы), в США — фермеры, а у нас — иначе?

Тех, кто проведет четкую грань между понятиями «сельс­кохозяйственное предприятие» и «сельскохозяйст­венные товаропроизводители», можно представлять к орденам Петра Саблука или Павла Гайдуцкого десятой сте­пени — философов разрушительных реформ на селе. Это с их подачи на украинской земле укоренились трансформеры — ЧАПы (частно-арендные предприятия), СООО (селянские общества с ограниченной ответственностью), ООО... Вдумайтесь: «ограниченная ответственность» в отношении земли-кормилицы?!

Потому и не удивительно, что, в соответствии с Законом «О личном селянском хозяйстве», все крестьяне, прописанные в сельских советах, наделены земельными паями и являются членами личных селянских хозяйств. Автоматически! Но ведь те, кто работал на предприятиях и в учреждениях в ближайших районных центрах и городах, исправно платил страховые взносы на случай безработицы, сегодня, лишившись работы, остались без государственной поддержки и возможности трудоустроиться.

И даже тем, кто зарегистрируется на бирже труда, придется несладко. Для них «подходящей работой», согласно новой норме закона, может стать... подметание улиц, уборка снега, очистка общественных туалетов. То есть участие в общественных оплачиваемых работах. В случае же, если зарегистрированный безработный дважды откажется от подходящей работы, ему выплату пособия по безработице сократят до 90 календарных дней.

Уволенные с работы «по собственному желанию» или «по согласию сторон» отныне смогут получить помощь только через три месяца. Кроме того, за два отказа от предложенной центром работы людей вообще будут лишать пособия. Причем, если раньше претендент имел право без санкций отказываться от работы с меньшим заработком, чем был у него до увольнения, то теперь это запрещено. По новым правилам, человеку предлагается работа с зарплатой, которая не может быть выше средней в сфере, где он прежде работал. То есть, если соискатель получал тысячу гривен, а в его сфере средняя — 600, то теперь на такую сумму он и должен рассчитывать.

С учеными раскладывал, как пасьянс, основные виды безработицы: добровольная, «естественная» (или социальная) и вынужденная. Добровольная существует при наличии свободных рабочих мест. Например, я, трудоспособный, не устраиваюсь на работу ввиду недостаточного уровня заработной платы или потому, что работа неинтересная. «Естественная» (социальная) безработица практически не может быть ликвидирована при существующей экономической системе. Она обусловлена межрегиональными, профессиональными и возрастными перемещениями части трудоспособного населения. Речь идет, в частности, о переезде наемных работников на новое местожительство, получении другой квалификации, переходе на обучение, приостановлении работы на период ухода за детьми. А также об изменениях, вызванных структурными сдвигами в экономике (отмиранием или сокращением доли старых отраслей и появлением и быстрым развитием новых), научно-техническим прогрессом и т.п.

Наиболее распространенным типом безработицы является вынужденная, при которой квалифицированный человек трудоспособного возраста хочет работать, но по не зависящим от него причинам работу найти не может. Доминирующей же формой этого вида безработицы в Украине является аграрная (или скрытая). Обусловлена она разорением мелких сельхозтоваропроизводителей, невозможностью прокормить себя и семью за счет труда на селе, отсутствием достаточного количества рабочих мест в городах. Это заставляет сельских работников оставаться в селе, подрабатывая в городе. А то и (от безнадеги) вовсе бросить якорь на приусадебном участке.

Я застал времена, когда против опустения сел боролись... невыдачей паспортов их жителям. Ныне же полная идиллия: все — с паспортами и «трудоустроены».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме