Село пьет, село гуляет, село жирует от налоговых «каникул»... Модераторы проекта Налогового кодекса вкупе с минфиновскими бек-вокалистами решили было «отрезвить» АПК, упразднив преференции. Семь гривен со ста, взимаемых с аграриев на налоговый алтарь, здешние адамысмиты считают слишком тонкой струйкой в бюджетную бочку страны и предлагают перевести сельскохозяйственную отрасль на общий режим налогообложения. Проектантам вторят и в МВФ. Старший постоянный представитель Международного валютного фонда в Украине Лоренцо Фильюоли непреклонен: «МВФ выступает за то, чтобы уменьшить налоговые привилегии... налоговые каникулы вообще». Если 13 декабря, на Андрея, после третьего чтения Налогового кодекса село потеряет налоговую вольницу, Андреев день станет для него чернее Юрьева.
Казалось бы, жить да жить... По крайней мере до 1 января 2004 года по принятому для сельхозтоваропроизводителей режиму налогообложения, предусмотренному законом от 18 января 2001 года «О стимулировании развития сельского хозяйства на период 2001—2004 годов». И платить фиксированный сельхозналог. Однако... По подсчетам Минфина, при сохранении за АПК льготных позиций госбюджет потеряет почти 7 млрд. грн., поэтому ведомство, чтобы залатать финансовую прореху, стремится снять эту ненавистную льготу с крестьян. Проект Налогового кодекса (правда, до второго чтения) предполагал с 1 января 2003 года изъять из состава фиксированного сельхозналога сборы на всеобщее государственное пенсионное и социальное страхование, провести индексацию денежной оценки земли, пересмотреть ставку НДС. Отклонены предложения народных депутатов — членов аграрного комитета ВР — относительно применения нулевой ставки на продажу сельскохозяйственными предприятиями молока и мяса перерабатывающим предприятиям; направления сумм налога на добавленную стоимость на выплату дотаций сельскохозяйственным товаропроизводителям, а также о том, чтобы оставить в их распоряжении начисленные суммы НДС по операциям продажи товаров собственного производства. Не согнем ли крестьян еще больше?
На чем государство желает «въехать» в налоговый рай? На аграрной телеге, только-только поставленной на колеса, которую даже смазать не успели, — она скрипит, аж душу рвет. Но ползет. Не трогать бы ее, ведь совсем развалится, — заново не соберем. В ушах гремит: аграрные льготы, привилегии... Более четкая дефиниция: форма государственной поддержки. И она, учитывая сезонность этого сектора, обязательно должна быть, поскольку доля его в валовом продукте государства — половина. Не секрет, что по итогам текущего финансового года количество хозяйств с минусовой рентабельностью будет значительно большим, чем в прошлом году. А мы им еще и новое налоговое бремя готовим! Выживут?
— Чтобы прочно стать на ноги, я бы ослабил налоговые «вожжи» до 2008 года, — размышляет Виталий Задорожный, руководитель сельскохозяйственного общества «Православное братство» из Новоалексеевки Софиевского района на Днепропетровщине, президент Всеукраинского совета арендаторов, крестьян-арендодателей. — Ведь о каких сейчас «каникулах» речь?! Когда их вводили, курс доллара составлял 5,50 гривни, литр дизтоплива стоил 60—70 копеек. Сегодня курс доллара упал, а солярка вдвое подорожала. За тонну минудобрений в то время требовали 350 гривен, теперь — 500—600. Затраты увеличились? Ко всему подняли начисления на земельный пай. Тогда семь гектаров стоили 27 тыс. гривен. Проиндексировали на 2,07 — имеем 56 тыс., с которых должен платить налог. Сначала у нас была возможность не платить подоходный налог за пенсионеров, чьи земельные наделы мы арендуем. До тех пор, пока «радетели» за село не сказали: «Стыдно! Копейки с бабушек взыскиваем!» Следовательно, будем платить мы, арендаторы? Так и вышло. То есть я должен уменьшить паевые начисления арендодателям. А в арендном договоре записано: расплачиваюсь двумя тоннами зерна за семь гектаров. Бабушка не понимает и не желает понимать, почему ей вместо двух тонн выдают 1,6. А 400 килограммов и являются оплатой подоходного налога. Да еще и фискальные органы «напутствуют» меня: заплати подоходный налог на зерно по среднебиржевым ценам — 560 грн./т, хотя реальная цена 420. А в пиковые периоды, когда протравляли семена, сеяли и позарез нужны были деньги, земледельцы сбывали пшеницу третьего класса за бесценок — 360—380 грн./т. Как по мне, налоги — святая обязанность. Но их не взыскивают, а платят. Если есть чем. Куда толкает новый Налоговый кодекс? Его фискальность по отношению к аграрному сектору очевидна. За год, остающийся до вступления его в силу, сельхозтоваропроизводители успеют свернуть свою деятельность, попрощаться с полем, упаковать чемоданы и уехать в села побогаче. Но в какую страну?!
Днепропетровца поддерживает Юрий Лузан, первый заместитель госсекретаря Министерства аграрной политики:
— Прослеживается четкая закономерность: уменьшается налоговое давление — улучшается дисциплина платежей. Если введем новый Налоговый кодекс и отменим льготы АПК, то только по позиции НДС потеряем более миллиарда гривен, которые сейчас остаются на спецсчетах у сельхозтоваропроизводителей. Плюс по фиксированному налогу недосчитаемся такой же суммы.
Если уж мы вползаем в Европу, то стоит чаще интересоваться: а чем, какими налогами обложен зарубежный фермер? К примеру, той же ставкой НДС для продовольственных товаров. В Великобритании — ноль, в Польше — ноль, во Франции — 5,5%... О какой конкурентоспособности нашей сельхозпродукции на их просторах может идти речь?!
— Законотворцы предлагают ввести специальный режим налогообложения (режим фиксированного сбора) в сфере сельского хозяйства, — анализирует «новацию» Олег Юхновский, первый зампред комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений Верховной Рады. — Согласно ему, лицо, зарегистрированное субъектом специального режима налогообложения, при предоставлении товаров (услуг) платит налог в размере 6% для товаров (услуг) лесного хозяйства и рыболовства и 8% — для сельского хозяйства. Суммы взысканного налога не подлежат перечислению в бюджет и остаются в свободном распоряжении лица, предоставляющего эти товары (услуги). Но подобных счастливцев окажется совсем мало — 1,5—2%, т.к. эта шкала распространяется на те агроформирования, общая стоимость налоговых операций которых не превышает 62 тыс. гривен за финансовый год. Такая сумма оборачивается преимущественно в крестьянских хозяйствах, даже не фермерских. А остальные? На общих основаниях будут платить стандартную ставку 17% НДС со всеми вытекающими из этого последствиями. Собственно, и задекларированные 8% противоречивы. По расчетам ученых-аграриев, эта шкала должна составлять минимум 10%. Только при «десятине» сельхозтоваропроизводители смогут еще как-то сводить концы с концами.
Второй момент касается возмещения НДС и связан он со спецификой — сезонностью производства в отрасли. Аграрии, в сущности, добрых полгода лишь покупают средства, уплачивая 20% НДС, возвращение которого начинается только из урожая. Этот механизм был бы идеальным, если бы НДС возвращался ежемесячно, хотя бы в первой половине года. В странах ЕС средняя ставка НДС на предметы первой необходимости, прежде всего — продукты питания, не превышает 4%, на предметы роскоши — 15—17%, может быть 30% и выше. Мы же в чрезвычайно сложных экономических условиях фактически уравниваем и фирмы-реализаторы престижных авто- и сельхозтоваропроизводителей, обеспечивающих население продовольствием. Подобный подход убийственен для АПК. Поэтому аграрный комитет придерживается четкой позиции: не ломать уже действующую систему налогообложения до 2004 года, а за это время выйти на согласованный механизм. Если в нынешней ситуации увеличим налоговую нагрузку на село, мы снова придем к более чем 10-миллиардной налоговой задолженности, которая была несколько лет назад.
Когда я слышу от многих «признание в любви» к крестьянам, к аграрному сектору — не верю. О какой любви может идти речь под острым лезвием налоговой гильотины!