Прогнозы относительно сбора зерновых в этом году высказываются разные. Если говорить об Одесской области, то в соответствии с программой «Зерно Одесщины-2002» валовой сбор планируется в пределах 2,2 млн. тонн, тогда как в прошлом году эта цифра равнялась 3,1 млн. К тому же засушливая осень внесла свои коррективы. Весенние дожди несколько исправили ситуацию, но май все испортил. Поэтому надежда на то, что урожай будет, слабая.
В этой ситуации каждая тонна, как говорится, будет на счету. Сегодня мало вырастить урожай. Убрать его — не меньшая проблема. По данным специалистов, из-за нехватки техники и с учетом ее изношенности потери урожая могут доходить до 25%. А это приблизительно 500 тыс. тонн. Ситуация с техникой неудовлетворительная: обеспеченность тракторами составляет 62%, а комбайнами 56%. Если брать конкретно по районам, то картина еще более удручающая. В некоторых — чуть выше 30%. Причем половина из оставшегося тракторного парка по своему техническому состоянию находится на критической отметке. Еще хуже положение с зерноуборочными комбайнами: 90% из них уже отработали свой срок. Разумеется, при таком раскладе сроки уборки урожая увеличиваются вдвое и рассчитывать на технологическую норму в 12—15 дней не приходится. Поэтому потери зерна неизбежны.
Но больше всего аграриев беспокоят наметившиеся тенденции. Вдумайтесь, ежегодно число комбайнов сокращается почти на 200 единиц. В целом за период с 1995 по 2001 годы хозяйства недосчитались 2,2 тыс. комбайнов и 7 тыс. тракторов.
Кстати сказать, по причине сокращения техники область чуть было не потеряла производство сахарной свеклы. Сложная ситуация и в других отраслях. На многих фермах доильные установки и транспортеры давно поизносились и теперь коров доят вручную.
«Сегодня государство пытается стимулировать приобретение техники, компенсируя хозяйствам 30% ее стоимости. Но это очень мало, — говорит начальник Главного управления сельского хозяйства и продовольствия Одесской облгосадминистрации Анатолий Новаковский. — Не все могут заплатить остальные 70%. Да и первого транша в сумме свыше 360 тыс. грн., который область уже получила, хватит всего лишь на четыре комбайна».
С точки зрения специалиста, проблема еще и в том, что речь в данном случае идет только об отечественной технике. «Взять к примеру трактор Т-150, основной базовый трактор в Украине, — поясняет свою мысль г-н Новаковский. — К сожалению, надежность двигателя оставляет желать лучшего, что вынуждает многие хозяйства менять его, скажем, на двигатель российского производства — более мощный и экономичный. В тоже время есть надежные белорусские трактора, высоко ценимые нашими механизаторами. Но купить их со скидкой крестьяне не могут».
Однако основным источником пополнения машинно-тракторного парка все же остаются финансовый лизинг и закупка техники через Государственный лизинговый фонд. Область с помощью этой схемы приобрела 12 комбайнов, 198 тракторов и 374 грунтообрабатывающие и посевные машины на общую сумму 20,5 млн. грн. Но, по словам А.Новаковского, при этом важно определиться, какую технику закупать. На Одесщине хорошо известно, во что обошлись хозяйствам машины, закупленные в недалеком прошлом по импорту.
История это давняя, но аукается нашим крестьянам и по сей день. Техника эта, как известно, приобреталась в 1996—1997 годах за счет кредита, взятого под гарантии правительства. Одесская область получила 100 зерноуборочных комбайнов марки «Кейс» и «Джон Дир» и 52 трактора. Техника хорошая, ничего не скажешь. Но хозяйства наши не настолько богаты, чтобы платить за нее столь высокую цену. К примеру, американские комбайны «Джон Дир» достались хозяйствам по 212 тыс. долларов, или 360 тыс. грн. Хотя, говорилось, закуплены они были по цене чуть ли не в два раза меньше. Но проблема еще и в том, что в 1996 году за этот комбайн, согласно договору, можно было сдать 1848 тонн зерна пшеницы третьего класса, то сегодня — уже 3340 тонн. То есть платить приходится на 1 млн. грн. больше. По данным на 1 декабря прошлого года хозяйства рассчитались за полученную технику только на 38,9%. Но это еще не все. Практика показала, что затраты по обслуживанию импортных машин в несколько раз превышают их первоначальную стоимость.
Причина еще и в том, считает А.Новаковский, что сегодня существует длинная цепочка посредников, пройдя через которую импортные запасные части становятся супердорогими. Поэтому в области, чтобы как-то с этим бороться, на базе ОАО «Агротехника» создали областной дилерский центр по ремонту и техническому обслуживанию импортной техники. Кстати, на этой же базе работает и центр по реализации и гарантийному обслуживанию отечественных машин. «Но если уж закупать импортные, — считает А.Новаковский, — то прежде всего необходимо ориентироваться на соседние государства. Поэтому сегодня мы налаживаем связи с российскими и белорусскими предприятиями. И ведем с ними переговоры по созданию СП и представительств».
Если же говорить в целом о технической политике, проводимой в области, то ее кредо — сохранить то, что есть. Со своей стороны власти выделили из областного бюджета 1,5 млн. грн. ремонтным предприятиям на подготовку зерноуборочных комбайнов к жатве.
Вообще, что касается ремонтной базы, которая переживает сегодня тоже не самые лучшие времена, то на Одесщине для ее развития разработан целый комплекс мер. Чтобы скоординировать работу оставшихся предприятий и восстановить специализацию, создана ассоциация «Одессаагроремонт», куда вошли районные ремонтные предприятия и ОАО «Агротехника» со своими дилерскими и ремонтными центрами. И это дало свои плоды. Во время прошлогодней жатвы самый сложный ремонт удавалось выполнять за два-три часа.
И все же, без привлечения зерноуборочных комбайнов из других областей Одесщине с уборкой урожая не справиться. Поэтому ведется работа по заключению договоров с хозяевами техники. Все это, конечно, дополнительные затраты. Но другого выхода нет.