Горький обвал «сладкой» цены

Поделиться
В прошлом году восемь сахарозаводов Тернопольщины произвели рекордное за последнее десятилетие количество сахара — 237 тыс...

В прошлом году восемь сахарозаводов Тернопольщины произвели рекордное за последнее десятилетие количество сахара — 237 тыс. тонн. Но радоваться особенно нечему. Установленная Кабмином минимальная цена на сахар до 1 сентября 2007го на уровне 2,85 грн./кг, в которую заложили и прибыль сахарозаводов, в начале года резко скатилась вниз. Оптовые торговцы стали продавать сахар по 2,10—2,20 грн./кг, тогда как себестоимость его производства составляла 2,50—2,60 грн.

Обвал цены на сахар серьезно пошатнул финансовое положение сахарозаводов. Они никак не могут рассчитаться со сдатчиками сырья: на сахарозаводах области сейчас остается 40 тыс. тонн готовой продукции — на более чем 114 млн. гривен. Продать эти запасы сейчас означало бы нанести собственному производству ощутимые убытки. Поэтому они покоятся на заводских складах, дожидаясь более благоприятной ценовой ситуации.

Но в том-то и беда, что средства, крайне необходимые для проведения весенне-полевых работ, заморожены. Общий долг общества «Украинская продовольственная компания», которой принадлежат шесть из восьми сахарозаводов области, за сданную сахарную свеклу и транспортные услуги превышает 32 млн. гривен. Но управляющая компания не спешит его ликвидировать.

С другой стороны, не могут трансформировать сахар в деньги сельхозпроизводители. Поскольку за его сбыт ниже установленной минимальной цены им угрожает штраф от налоговых органов — в двойном размере разницы между минимальной и реализационной ценой. Кому же захочется подвергать себя опасности?

В состоянии неопределенности сразу оказались и переработчики, и сельхозпредприятия и индивидуальные хозяйства населения. Начальник главного управления агропромышленного развития Тернопольской облгосадминистрации Андрей Хома не скрывает, что руководители сельхозпредприятий пересматривают планы посевов сладких корнеплодов. «Мощные сельхозпредприятия, — прогнозирует чиновник агрокомплекса в интервью местным журналистам, — отказываются от намерений расширять площади под этой культурой, хотя подготовили массивы еще осенью. Средние также уменьшат гектары под свеклой, а мелкие вдвое сократят посевы. Предполагается, что валовой сбор свеклы в 2007-м будет на 200 тыс. тонн меньше, чем в прошлом году». В целом это означает, что запланированные посевы сладких корнеплодов на 73 тыс. гектаров — почти на уровне прошлого года — имеют шанс остаться на бумаге.

Угрожающая ситуация в свеклосахарной отрасли государства подтолкнула депутатов Тернопольского областного совета собраться на внеочередную сессию. Они в пожарном порядке приняли обращение к президенту, Верховной Раде и Кабинету министров. Депутаты возмущены позицией правительства, которое в постановлении от 21 февраля с.г. решило пересмотреть условия льготного кредитования сельхозпроизводителей. Зачем же, спрашивали они, нужно было урезать компенсацию за пользование коротко- и среднесрочными кредитами до учетной ставки Нацбанка (сейчас она — 8,5% годовых). Необходимо сохранить размер возмещения на уровне действующих в 2006 году ставок: 10% — для краткосрочных ссуд и 14% — для долгосрочных. Кроме того, правительство ограничило доступ аграриев к более длинными (от одного до трех лет) кредитам, введя такое условие, как производство в предыдущий период сельхоз­продукции на сумму не менее 1 млн. гривен. Это лишит более ста сельхозпредприятий области возможности своевременно начать посевную кампанию, и в частности сахарной свеклы.

Местные депутаты напомнили Кабмину, что пришло время погасить кругленькую сумму — 15 млн. грн. — невыплаченной компенсации по кредитам, взятым сельхозпредприятиями в прошлом году. А учитывая отмененные в декабре прошлого года результаты закупки сахара на Аграрной бирже в государственный продовольственный резерв, правительство предложило возобновить торги и выделить для этого средства Аграрному фонду.

Установление минимальной цены на свеклу на уровне не ниже 195 грн. за тонну выглядело как дополнение ко всем предложениям. А вот как стоимость сырья должна согласовываться с минимальной ценой на сахар и какой должна быть эта цена сегодня, об этом депутаты не додумались заявить Киеву.

В общем, в этом году сев свеклы на Тернопольщине оказался под угрозой. На сессии облсовета был подан тревожный сигнал: если в первом квартале прошлого года сахарозаводы Тернопольщины предоставили сельхозпроизводителям товарные кредиты на сумму 49 млн. гривен, то сейчас они к этой работе еще не приступали. Но комплексного антикризисного пакета мер облсовет не предложил.

Собственную программу стабилизации ситуации на рынке сахара с областной трибуны провозгласил директор сельхозпредприятия «Весна» в селе Ангеловка Тернопольского района, председатель постоянной комиссии по вопросам инвестиций, внешнеэкономической деятельности, малого и среднего бизнеса и регуляторной политики Тернопольского областного совета Иван Крысак. В разговоре с корреспондентом «ЗН» опытный аграрий детально очертил перспективы развития свеклосахарной отрасли с учетом требований вступления и членства Украины в ВТО и ЕС.

Собеседник убежден, что «Комплексная программа реструктуризации и развития свеклосахарной отрасли на период до 2010 года», разработанная УНИИ сахарной промышленности, Институтом сахарной свеклы УААН и ассоциацией «Укрсахар», не лишена реального содержания. Ею предусматривается ежегодное производство сахара в Украине до 4 млн. тонн уже с 2010 года, а доля производства сахарозаводов Тернопольщины должна к тому времени достичь 320 тыс. тонн в год. Но эта программа должна быть тесно согласована с другими, прежде всего с программой производства альтернативных, в частности биологических видов топлива. Тогда выгоду от этого будет иметь не только свеклосахарный комплекс, но и смежные отрасли.

Для сохранения в 2007—2008 маркетинговом году стабильности на рынке сахара и минимальной цены, задекларированной в постановлении Кабинета министров, а затем — и розничной, государство должно осуществить ряд последовательных шагов.

Прежде всего стоит запретить сахарным заводам давальческие и бартерные схемы переработки сахарной свеклы. Подспорьем могут стать собственные и кредитные средства заводов. Последние должны быть гарантированы предприятиям еще на стадии получения квоты. Есть еще один источник — отстроченные платежи за сахарную свеклу сельхозпроизводителям. Эта обременительная форма расчетов должна предоставлять преимущества при квотировании производства сахарной свеклы, но при этом государство должно было бы гарантировать агроформированиям процент инфляции за время отстроченных платежей и минимальное вознаграждение за поддержку стабилизации рынка хотя бы в размере 5% годовых. Надо еще и разработать поощрительные схемы авансовых платежей за сахар для кондитерской и других отраслей.

Государство должно «обуздать» вал произведенного сахара через внедрение механизма лицензирования оптовой торговли сахаром. Такими оптовыми торговцами могут быть только сахарные заводы. Сделав это, правительство будет знать, что определенные объемы сладкого продукта не находятся «в подполье» и их не выбросят на рынок по цене, ниже минимально установленной.

Нельзя медлить с определением квоты А (производство сахара для потребления на внутреннем рынке) на текущий год. Правительство должно было бы распределить ее между украинскими сахарозаводами с учетом результатов работы за последние три-пять лет. Малопродуктивным, неперспективным заводам нужно дать возможность продать свою квоту более мощным. Минимальная цена должна быть не ниже 100 грн. за право продажи тонны сахара, чтобы они могли сворачивать производство постепенно, обеспечив социальную защиту своих коллективов. Процесс ликвидации производства должен быть выписан в отдельном законе, чтобы он не приобрел стихийный характер.

Обязательно нужно внедрять квотирование производства сахарной свеклы. Этот механизм должен стимулировать и защищать малого и среднего производителя. Он не должен ориентироваться только на крупные мощные агроформирования. Именно мелкие и средние хозяйства способны создать и развить конкурентную среду и обеспечить продовольственную безопасность государства. Таким путем, например, пошла Германия...

Декларировать минимальную цену на свеклу и сахар на текущий год правительство должно еще до января будущего года. Но окончательная цена должна устанавливаться на 1 сентября, за 10—15 дней до начала свеклоуборочного сезона. На это время возможно учесть за период с января по сентябрь динамику роста или спада цен на горюче-смазочные материалы, средства защиты растений, природный газ, минеральные удобрения и прочие составляющие, которые существенным образом влияют на цену сахара и сырья.

В общем, перепроизводство сахара для государства имеет более серьезные последствия, чем недопроизводство. Без оптимальных механизмов регулирования свеклосахарный «сигнал», прозвучавший в начале нынешнего года, может потревожить (и не раз!) в любое время года.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме