В 1902 году через Николаевский порт прошло 11 процентов от общего количества экспортируемого из Российской империи хлеба. Шли годы, десятилетия и, казалось, исчезли последние надежды на возрождение торгового значения милитаризованной столицы корабельного края. Но, вопреки всем прогнозам, ровно через столетие, в 2002 году, николаевское ООО «Агроэкспорт» реализовало на зарубежных рынках более миллиона тонн украинского зерна, преимущественно фуражного, и подсолнечника, что составляет приблизительно 11—12 процентов от всего нашего хлебного экспорта. Более того, доля «Агроэкспорта» в общенациональном объеме имеет стойкую тенденцию к росту...
По карте ольвийской хоры
Вообще-то мы себя по-крупному обворовываем, выстраивая исторический фундамент экономики Юга лишь с конца ХVIII и начала XIX века, то есть со времени российской колонизации Дикого поля и его окраин. Да, рождение Херсона, Николаева, Одессы, толпы сельских переселенцев, промышленное развитие — все это с тех времен. Но ведь земледелие, скотоводство, торговля процветали на наших просторах еще два с половиной тысячелетия назад!
Уже в VI—V вв. до н.э. причерноморская Ольвия успешно торговала с Хиосом, Самосом, Родосом, Коринфом, Афинами, Гераклией и Синопом. Импорт — оливковое масло, вино, дорогая посуда, украшения, главная статья вывоза — зерно. Хлеб давала хора (сельская окраина, политически и экономически зависимая от полиса, то есть Ольвии), занимавшая большую часть территории нынешней Николаевщины.
Прошло время — и торговый люд стал курсировать по Южному Бугу и прибрежным лиманам уже не на галерах, а на казачьих дубах, морских парусниках, пароходах. Неизменным оставался товар — хлеб украинской степи. В ХІХ веке одним из главных торговых центров Юга стал Вознесенск: там, на ежегодной Покровской ярмарке, товарооборот достигал нескольких миллионов рублей.
Именно по маршрутам, проложенным еще на карте ольвийской хоры, и пошел в конце ХХ века «Агроэкспорт», точнее, его учредитель и сегодняшний руководитель Геннадий Жильцов.
Автобан «Южный Буг»
В 1998-м зерновой рынок Прибужья напоминал лоскутное одеяло. Более или менее крупные закупки делали киевляне, донетчане и др. Инвестирование села, развитие хлебоприемных предприятий и транспортной инфраструктуры — все это в их планы не входило. Но Жильцов, будучи «своим» (долго работал завмастерскими и главным инженером в пригородном совхозе, затем занялся бизнесом в сфере нефтепродуктов), понимал, что на голом местном патриотизме далеко не уедешь.
Необходимы были такие ходы, которые привязали бы производителя именно к «Агроэкспорту». И самым сильным шагом стало приобретение элеваторов — к тому времени почти мертвых памятников вчерашней экономике. Жильцов рисковал, покупая за накопленные гривня за гривней деньги первый элеватор. Отдав его в залог под банковский кредит, выкупил второй элеватор, затем по этой же схеме — третий, четвертый... А вообще-то стоит расшифровать термин «приобретение»: в данном случае речь идет вовсе не о покупке готовых к работе предприятий. Например, Вознесенский элеватор, разбомбленный еще немцами в 43-м, пришлось восстанавливать с нуля, в речном порту возвели мощный современный комплекс на пустыре...
Сегодня «Агроэкспорт» владеет одиннадцатью элеваторами общей емкостью в почти 800 тыс. тонн зерна. Отнюдь не умаляя роли пяти железнодорожных, следует особо отметить элеваторы водные. Своеобразный автобан «Агроэкспорта» — артерия Южного Буга, судоходная от Вознесенска до Николаева. Здесь, на берегах реки, расположены три элеватора: Вознесенский, Шостаковский и Новоодесский. Конечный пункт транспортировки зерна — Николаевский речной порт, где «Агроэкспорт» владеет и хранилищами, и современными погрузчиками, и двумя причалами. Часто можно обойтись и без причалов: баржи подходят к крупным судам прямо на рейде, где свой же плавкран перегрузит зерновые или подсолнечник.
Слаженная работа и в порту, и на водных элеваторах дает значительную экономию. Но главная выгода — от водного «автобана»: если железной дороге за перевозку тонны зерна на расстояние 100 километров (Вознесенск—Николаев) нужно заплатить 16—18 грн., автотранспортникам — 26—27, то доставка по Южному Бугу обходится немногим более пяти гривен.
Низкие транспортные затраты позволяют «Агроэкспорту» платить производителю за хлеб больше, чем платят имеющиеся или потенциальные конкуренты. И, следовательно, опережать их по объемам закупок. Больше закупок — больше продажа — больше выручка... Такая стратегия Жильцова привела к тому, что сейчас все водные элеваторы Николаевщины (на Южном Буге, Березанском лимане) — собственность «Агроэкспорта». Реанимация хлебоприемных предприятий, создание сотен рабочих мест, восстановление судоходства — во все это «Агроэкспорт» вложил более 10 млн. долларов.
До нынешнего сезона зерно перевозили 19 барж и лихтеров грузоподъемностью от тысячи до полутора тыс. тонн. Недавно купили в России три теплохода («Святая Анна», «Дева Мария» и «Святой Петр» — все по 2,3 тыс. тонн), капитально их отремонтировали. Кстати, ремонт сделали дома, на Черноморском заводе, для которого в нынешний период беспросветных простоев подобный заказ — просто манна небесная. И теперь, по словам председателя правления ОАО Михаила Прохорова, «Агроэкспорт» располагает не каботажным флотом, а современной судоходной кампанией.
Суда — это не только транспорт, но и, так сказать, передвижные амбары. Вот, например, пришел из Северной Африки многотоннажный теплоход. Стоит в Николаеве на рейде. А «Дева Мария» в это время, пройдя по Березанскому лиману и морю у Очакова, а затем и по Днепро-Бугскому лиману, тоже бросит якорь прямо на рейде. Таким образом, две с лишним тысячи тонн пшеницы сразу окажутся в заморских трюмах, минуя конвейеры, склады и т.п. Всего флот «Агроэкспорта» может держать на воде более 25 тыс. тонн хлеба.
Сами же элеваторы, по мнению Геннадия Жильцова, — как водные, так и железнодорожные, — в недалеком будущем станут самодостаточными агроцентрами. То есть здесь будут созданы целые комплексы: приемка, переработка, хранение и отгрузка зерна плюс нефтебаза, плюс мехотряд, плюс прилегающие земли... Правда, «Агроэкспорт» уже владеет землей, но ее мало, около полутора тысяч гектаров. Ситуация изменится, когда земля станет товаром, когда будет обращаться в банках наравне с заокеанскими купюрами. Говорит об этом Жильцов абсолютно спокойно, без ажиотажного блеска в глазах, поскольку фирма и сегодня не оторвана от земли, от людей, ее обрабатывающих. Только на Николаевщине «Агроэкспорт» тесно сотрудничает с 13 районами, 110 сельхозпроизводителями, закупает продукцию в 15 областях Украины.
Кстати, под словом «сотрудничество» следует понимать и закупки зерна и подсолнечника по самым высоким ценам, и кредитование, и поставки дизтоплива, бензина. Партнеры же подчеркивают заинтересованность «Агроэкспорта» не только в развитии зерновой отрасли, но и вообще в экономическом подъеме села. Так, в частности, А.Рымбалович, директор агрофирмы им. Петровского Березанского района, не нахвалится коровками, которые, впервые отелившись, дают по 25 литров молока в день. И не забывает сказать, что деньги для приобретения племенных телочек выделил «Агроэкспорт». Слова самой искренней благодарности по адресу Геннадия Жильцова и его полуторатысячного коллектива звучат в публичных выступлениях авторитетных на Николаевщине руководителей сельхозпредприятий, депутатов областного совета В.Губанова, М.Молдованенко, А.Чебана: и в ремонте техники, и в приобретении посевного материала, горючего, смазочных масел они ощущают деловую поддержку.
И еще одно. Учитывая, что в Украине немало людей, готовых переложить вину за сегодняшние проблемы с хлебом и мукой на всех экспортеров, отмечу, что «Агроэкспорт» вывозит преимущественно зерно для нашего стола непригодное — то есть фуражное. Это во-первых. А во-вторых, вопреки своему «экспортному» имени, компания — еще и крупнейший на Николаевщине импортер продовольственной пшеницы. В нынешнем году уже ввезли 41 тыс. тонн, и работа продолжается.
«У нас есть свой Оронт!»
Александр Шай, седовласый приземистый мужчина — очень интересный собеседник. Его рабочее место — на втором этаже по-европейски отделанного зеркалами офиса «Агроэкспорта», должность — завсельхозотделом. Казалось бы, с его почти полувековым трудовым стажем нынешняя работа — чистой воды синекура. Ан нет: кипит и в беседе, и в деле, мотается на своей «Таврии» по всем закоулкам области. Услышав об ольвиополите Оронте, почитаемом в I в. до н.э. в Византии за развитие торговли и благосклонное отношение к иноземным торговцам, вскинулся: «А вы думаете, наши ребята хуже? Да я Жильцову только за завод не пожалел бы самого высокого ордена!»
Александр Иванович долгое время был одним из руководителей управления хлебопродуктов и хорошо знает, что значит для области не иметь своего завода по переработке подсолнечника. Действительно, в Черновцах, где подсолнухи преимущественно только в кино видят, мощный завод есть, а в Прибужье — увы. Приходится вагоны с семечками отправлять на Буковину, а затем везти масло сюда. Да к тому же рабочие места — там, жмых — в их животноводство, налоги — в буковинскую казну.
Десятилетиями до строительства маслобойного завода на Николаевщине, собирающей не менее 200 тыс. тонн подсолнечника в год, у государства не доходили руки, в последние годы — тем более. Плоды сельского труда экспортировались как сырье, без какой-либо переработки. Жильцов же, прочно став на ноги в зерноэкспорте, нашел себе новую заботу: начал строить завод.
Коммерция есть коммерция, поэтому я не расспрашивал о взятых кредитах, но несложно догадаться, болит ли днями и ночами у Жильцова голова, ведь стоимость строительства маслоэкстракционного завода — 25 млн. долларов. Расположенный практически на территории речного порта, соединенный с причалами трубопроводом, он, выйдя на проектную мощность, сможет перекачивать в танкеры по тысяче тонн масла в день. Оборудование — немецкое, лучших мировых образцов, автоматика, в цехах — по два-три человека. Котельная (мощность одного котла — 10—12 тонн пара в час) даст бесплатную энергию, поскольку сжигать будут не уголь или газ, а шелуху от семечек. Поэтому и проблемы с утилизацией отходов не будет.
Первую очередь завода запустили 4 декабря с.г., вторую и третью запустят в следующем году. Основное направление, естественно, — внешний рынок, а для внутреннего предусмотрено рафинирование до 400 тонн масла в сутки. В недалеких планах — фасовка.
Александр Шай убежден, что при всей значимости восстановления элеваторов, развития речного порта, формирования собственного флота самое большое достижение «Агроэкспорта» за пятилетие — реализация идеи маслобойного завода на Николаевщине. После посещения нового предприятия у меня не осталось ни одного аргумента против.
Оберег — на все четыре стороны
Офис «Агроэкспорта» — у одесского въезда в Николаев. Красивое современное здание, дворик с камнями и деревцами, при входе — шесть флагштоков, на которых, кроме нашего, развеваются флаги стран, где активно работает «Агроэкспорт». А через дорогу — немалый участок земли, зажатый двумя параллельными путепроводами. Почти пустырь, на котором высится малоэстетичная металлическая конструкция с надписью «Вас приветствует Николаев — город корабелов».
— Снесем ее, — говорит Жильцов. — Снесем и поставим часовенку. Мэр уже дал добро. Тут, при въезде в город, часовня будет защищать горожан, не пустит в Николаев ничего плохого, злого. Говорят, есть такая сила у часовни, а люди будут знать об этом, будут верить и увереннее держаться в жизни.
Эту идею Жильцов подхватил у своего давнего товарища и партнера Александра Чебана, председателя Семеновского сельскохозяйственного ЗАО «Добре життя» Арбузинского района. Тот со всех четырех сторон села поставил кресты-обереги. Не знаю, насколько это помогло, но люди в «Доброму житті» живут хорошо.
— Вот так бы и нам в Николаеве, а? — прищурился Жильцов. — Здесь, с одесской стороны, построим часовню мы, с вознесенской, скажем, — «Трансаммиак», с херсонской — турбинный завод, а в Корабельном районе постарались бы глиноземный и «Океан». Нам обереги не помешают...