НЕОТЛОЖНОЕ УСКОРЕНИЕ

Поделиться
Чем реформы оптом отличаются от реформ в розницу «В стране наблюдается непоследовательность проведения экономических реформ»...

Чем реформы оптом отличаются от реформ в розницу

«В стране наблюдается непоследовательность проведения экономических реформ».

С.Тигипко, вице-премьер по вопросам экономической реформы

Ба! Как стремительно тасуется колода! Не успел глава УСПП Анатолий Кинах выразить традиционную радость по поводу явления нового премьера, как уже можно выражать аналогичные чувства по поводу местами нового правительства.

Итак, с местами у нас следующее: Сергей Тигипко продолжает заниматься реформами, а Виктор Суслов - теперь в ранге министра - начинает заниматься экономикой. Экс-министр экономики Юрий Ехануров переходит на другую работу, а вице-премьер по вопросам АПК и министр сельского хозяйства Михаил Зубец выходит на пенсию. Министерство сельского хозяйства и продовольствия ликвидируется, на его месте стремительно возникает министерство АПКУ (агропромышленного комплекса Украины). Новое создание административной мысли возглавил Юрий Карасик, своевременно освобожденный Президентом от главенства в Херсонской гособладминистрации. Покинули свои посты министр энергетики, министр промышленности, в очередной раз осиротел Минуглепром. И вообще - теперь у нас будет одно большое министерство промышленной политики, проводить которую призван Василий Гуреев. Оборона и финансы на сегодня без изменений. Рыбное хозяйство - в стадии превращения в госкомитет с тем же названием. Нет, честное слово, административная реформа двинулась - и это еще не конец перестановок и переименований. Уж что-что, а пиво и правительство в нашей стране всегда свежие.

Мы наш, мы новый…

«Уважаемые товарищи», - говорит новый премьер нашей страны. Дальше он скажет о рыночных реформах, которые должны быть ускорены. И о мерах, которые должны быть приняты. Во всяком случае, такова, товарищи, повестка дня: «Неотложные меры по ускорению реформ и выводу экономики из кризиса». Постановка задачи, надо заметить, весьма интригующая - поскольку именно в пору летнего отдыха становится до отвращения ясно: «снаружи» никто толком не знает, что с нами делать, а внутри страны происходит отработка тех самых «интересных локальных решений», о возможности которых мы упоминали в предыдущем материале.

Точечно-кусочечно-реформаторские меры дают оперативный простор для отчаянного (и более чем прозрачного в смысле преследуемой выгоды) лоббизма. Именно поэтому «мерам» так трудно состояться - все считают своим долгом прибавить кое-что от себя (или о себе). Сезон открыли в Верховной Раде пришедшие туда напрямую «АвтоЗАЗ» и «ЛиНОС»: освобождаться от долгов, делать пакеты акций и прочие деньги. «АвтоЗАЗу», правда, не слишком помогло очередное (третье за три года) списание десятков миллионов проеденных средств - во всяком случае, судя по стремительному отъезду на родину предполагавшихся партнеров из Daewoo. Зато меры приняты. Причем это еще хороший, т. е. прозрачный, пример. Все остальное - менее доступно. Что за стратегические тайны скрывает упомянутый документ об ускорении и перестройке? Попробуем догадаться сами.

Кто останется

в Кабмине?

Раз уж мы начали с того, что сказал премьер, то доведем его высказывание до логического конца, хотя по всем канонам (и по хронологии) право первенства принадлежит Президенту. На заседании президиума УСПП Валерий Пустовойтенко сформулировал немало интересных мыслей. Наконец-то премьером дан четкий критерий отбора министров. Он сказал: «Мы больше не будем в правительстве рассматривать уменьшение затрат на социальные нужды. Рассматриваться будут только меры по увеличению доходов бюджета. Министры, способные разработать такие меры, и будут продолжать работать». Так что, уважаемые господа, подавая заявку на министерский пост, тренируйтесь красиво рисовать цифры. И забудьте об арифметике, поскольку она производит отталкивающее впечатление.

Соцпрограммы сокращать нельзя? Прикинем на пальцах: 17, а то и 18 млрд. грн. в год - стоимость разнообразных льгот. Плюс 1,7 млрд. грн. стоит задолженность по всем предполагающимся социальным выплатам. И этого уже достаточно, поскольку выходит затрат миллиарда на 22-23. Не считая текущих выплат бюджетных зарплат и пенсий. Теперь взглянем, что с доходами. В первом полугодии госбюджет, по данным экс-министра Ю.Еханурова, пополнился на 28,2% от запланированных годовых доходов. Пока что нет никаких оснований считать, что вторая половина года принесет нам недостающие 71,8%. Скорее всего, центральному бюджету придется оперировать суммой 24-26 млрд. грн. за год. На то, что местные бюджеты возьмут на себя обеспечение львиной доли затрат на соцльготы, надежда плоха. Хотя надо признать, что доходы консолидированного бюджета выглядят солиднее, чем центрального.

Но (может быть) плохо информированный автор ошибается и доходы для расходов круто возрастут? Благодаря «Неотложным мерам по…»? Сейчас мы к ним подберемся, а пока - закончим с цитированием Валерия Пустовойтенко. Так уж исторически сложилось, что увеличение собираемых доходов бюджета (имеется в виду - реальных) совпадает с увеличением общей стоимости (объема) произведенных в стране товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Называется - рост валового внутреннего продукта (ВВП). А растет он, родимый, когда происходит общее оживление в экономике.

Общее оживление можно назвать «экономическим ростом». Что-то знакомое, где-то мы уже слышали подобное словосочетание. Правильно, так назывался проваленный общими усилиями пакет налогово-платежных законов.

Нынче официальная точка зрения на провал системной реформы, предполагавшейся по пакету, такова: не подкреплен был пакет тщательными экономическими расчетами - потому и не принят мудрыми властями. Премьер (в бытность свою министром Кабинета министров) так вообще никакого пакета в глаза не видел - разработали и подали его в парламент «отдельные должностные лица в правительстве». И вот теперь мы уже не повторим ошибок прошлого: «без экономических расчетов я ничего в ВР не подам», - утверждает Валерий Павлович. С примером самого примитивного расчета мы познакомились несколько выше…

Справедливости ради следует признать: прав новый премьер - не было тщательных расчетов. В том смысле, что подобный пакет в принципе нельзя рассчитать столь же точно, как рассчитал Кабинет министров госбюджет-97.

Как бы то ни было, власть отказалась от системных реформ в пользу точечных преобразований как более посильных, привычных и выгодных. Подобные реформы в Украине не прекращались никогда: «целевым» образом решались все насущные вопросы. результат хорошо и печально известен. От обычной нынешняя ситуация отличается только нюансами: будем бороться с тяжелым наследием старого правительства с помощью правительства нового. Переделим газовый рынок, навыдаем новых правительственных гарантий трейдерам, селу дадим технику в кредит, который будем потом долго и нудно списывать, увеличим добычу собственных энергоносителей (ну на очень большой глубине), составим свежий график погашения долгов по зарплате. Что еще? Ах да - усовершенствуем налоговое законодательство до полного блеска в глазах, для некоторых найдем государственные инвестиции, банки обяжем потерять деньги на долгосрочном кредитовании. Примем, то есть, меры.

Мероприятия крупным планом

Инвестиционный климат в Украине напоминает то Сахару, то Антарктиду - по желанию заказчика. Причем климат этот - предмет постоянной тревоги и заботы властей. Между прочим, есть тут загадка. А именно: как наши власти планируют одновременно привлекать внешнего инвестора и протежировать собственного производителя? В исполнении УСПП это выглядит так.

Сначала - деньги. «Перед НБУ стоит серьезная задача, - формулирует Анатолий Кинах, - использовать ресурсы государства и коммерческих банков на долгосрочные инвестиции».

Потом - совершенствование налоговой системы. Чтобы не мешала. Дифференцировать налоговую ставку (очевидно, речь о налоге на прибыль) и вывести из налогообложения инвестиции в приоритетные сферы.

Необходимо также поискать новые методы приватизации крупных стратегических предприятий. Провести «точечную, конкретную и целевую работу по предприватизационной подготовке» (А.Кинах). В переводе на общедоступный это означает: убрать все, что мешает производителю и смущает потенциального инвестора. Мешают и смущают: финансовая задолженность, социально-культурная «нагрузка», огромное количество сопутствующих фирм, скрытая безработица.

Строго между нами - перечислены тут звенья одной производственной цепи: если прочесть список в обратном порядке, то «на выходе» получится как раз финансовая задолженность. Лечить предполагается именно ее, причем самым простым способом: списать и реструктурировать по методу Виктора Суслова. Метод мы уже описывали. Он приятен тем, что это - хобби на всю жизнь. Пока реструктурируются и прощаются старые долги, предприятие производит новые. Ясно, что такая благодать светит далеко не всем: до 1 сентября новый Кабмин должен представить Президенту список удостоенных особого внимания предприятий.

Промышленникам в целом такая реструктуризация нравится, но и ее маловато будет. Что за дела, когда в рассрочку идет только бюджетная задолженность? Это же всего 7% от общего объема долгов. Нет уж - пусть государство вмешается и реструктурирует взаимные долги наших хозяйствующих субъектов. (Список - кому, за чей счет и что прощать - наверняка уже готов.) УСПП говорит, что кредиторская задолженность предприятий потянет миллиардов на 90. По-моему, это больше, чем годовой ВВП. И трудно не согласиться с г-ном Кинахом, который считает, что платежный кризис перерос в стадию проблемы национальной безопасности. Но именно поэтому извлекать персональную точечную выгоду из такой ситуации - грех страшный и для властей непростительный.

Не все у них получится

На то есть, как минимум, две причины. Первая - структурная. Несколько смущает уверенность Сергея Тигипко в том, что утвержденная КМ «программа неотложных мероприятий носит комплексный и сквозной характер и будет введена до конца года с тем, чтобы дать эффект стабилизации производства уже в начале 1998 года». Дело в том, что набор предлагаемых мер даже в самых смелых рекламных пассажах трудно назвать общими правилами игры. Это - персональное правило. Именно поэтому «Меры» столь эклектичны и действие их столь избирательно. на таком фоне особенно хорошо смотрятся воскресшие идеи государственного вмешательства в экономику - на предмет «восстановления управляемости».

Представляется, что к общей стабилизации такие правила вряд ли приведут. А вот стремление во что бы то ни стало (в прямом смысле этого выражения) добыть из финансовой системы «длинные» кредиты для традиционно убыточных и неэффективных приоритетников - вот это желание как раз может дать общие для всей страны результаты. А именно: можно будет заново достигать финансовой стабилизации и продолжать бескомпромиссную борьбу с теневой экономикой, утечкой капитала и платежным кризисом. Это - вторая причина, по которой может получиться не все.

Мы непременно (и очень внимательно) будем отслеживать неореформаторские усилия властей. Будет очень хорошо, если мы ошиблись в оценке эффективности «Мер». И самым большим счастьем для нас будет их успех: заработает внезапно производство, и всем дадут зарплату и повысят пенсию, и никакой дестабилизации не будет, а будет сплошной экономический рост…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме