Наверное, нет смысла доказывать то, какое значение Иран имеет для США. Страна, бывшая американской опорой в Центральноазиатском регионе во времена шахского правления, стала одним из главных оппонентов Соединенных Штатов сегодня, их вечной головной болью и предметом постоянного беспокойства. Беспокойства, вызванного не только враждебным отношением к себе как к символу западных идеологии и ценностей, но и потенциальным источником распространения оружия массового уничтожения (включая ядерное и химическое), а также связанных с ним передовых технологий. Отсюда и бесконечные претензии американцев к России и опосредованно к Украине по поводу строительства ядерных реакторов в Иране, и ревностное отношение к контактам с Тегераном своих европейских союзников.
Однако события конца нынешнего мая могут серьезно повлиять на существующее положение вещей и коренным образом изменить расстановку сил в регионе. Речь, конечно, идет о президентских выборах в Иране. Нужно отметить, что этих выборов на Западе ждали. Ждали, с одной стороны, с опасением - ведь на смену прагматику Рафсанджани мог прийти представитель клерикальных кругов, и тогда появлению у Ирана ядерной бомбы могли бы помешать только налеты американской авиации. С другой же стороны, в случае победы умеренного лидера, сохранялась надежда на установление диалога с новым правительством как минимум в сфере нераспространения ОМП.
Американцам повезло. На выборах победил Мохаммад Хатами - соратник аятоллы Хомейни и бывший министр культуры и исламской ориентации. В свое время он был вынужден подать в отставку с этого поста из-за того, что, по мнению духовного руководства страны, имел слишком либеральные взгляды в отношении западных ценностей, и от репрессий его спасла только близость к покойному Хомейни. Хатами свободно владеет тремя иностранными языками: арабским, английским и немецким, является автором ряда научных трудов по проблемам теологии. До исламской революции в стране Хатами некоторое время возглавлял Иранский исламский центр в Гамбурге - в это время, возможно, и сформировалось его нынешнее терпимое отношение к Западу. Во всяком случае, доказательством этому может служить статья Хатами, опубликованная сразу после его победы на выборах арабской газетой «Аль-Хаят», издающейся в Лондоне.
«Западная цивилизация - выдающееся явление современности... Нам следует смотреть на Запад без предубеждения...» - вот основной лейтмотив этой статьи. Новый президент Ирана согласен, что мир сегодня - это мир Запада. В представлении Хатами, западная цивилизация - выдающееся явление современности, хотя с политической точки зрения он уверен, что ее противостояние с мусульманским миром неизбежно, поскольку редко можно встретить незападный народ, который бы не страдал от политического или экономического гнета Запада. По мнению Хатами, его страна должна смотреть на Запад нейтрально - без враждебности или любви. С одной стороны, она должна быть бдительной перед лицом таящихся в нем опасностей, а с другой - использовать себе во благо его достижения и гуманитарные ценности.
Наблюдатели немедленно назвали статью первым признаком того, что при новом президенте в Иране может несколько разрядиться атмосфера ненависти к Западу, нагнетавшаяся в течение всех лет существования Исламской Республики.
Не заставила себя ждать и реакция американского президента. Билл Клинтон назвал победу на президентских выборах Мохаммада Хатами «вселяющим надежду» событием. Президент США подчеркнул, что никогда не испытывал удовлетворения от отчужденности в отношениях между США и Ираном. «Это великий народ, и я надеюсь, что в этой отчужденности может быть пробита брешь», - сказал Клинтон, указав, что для этого необходимо устранить три основных препятствия. Соединенные Штаты, заявил глава американской администрации, хотят примирения с Ираном при условии, что эта страна «не будет рассматривать терроризм как законное продолжение политики, не будет использовать насилие для срыва мирного процесса на Ближнем Востоке и не будет пытаться создавать оружие массового уничтожения».
Свои условия для возобновления диалога с США выдвинул и иранский лидер. Мохаммад Хатами заявил, что отношение Ирана к США, именуемым иранской пропагандой «Большим сатаной», не изменится, пока Америка не откажется от враждебного подхода к Исламской Республике.
Ввиду такого подхода сегодня трудно сказать, станет ли Хатами новым Горбачевым для Ирана.
Дело в том, что президентство в Иране существенно отличается от президентства в других государствах. Форма правления здесь хоть и республиканская, но в то же время и исламская. Президент в Иране является главой исполнительной власти, однако не более, чем вторым человеком в государстве, после руководителя ИРИ, являющегося духовным лидером страны.
Правом бороться за пост президента обладают авторитетные религиозные и политические деятели из числа убежденных сторонников ислама и обязательно шиитского толка. Кандидат в президенты должен быть коренным иранцем, компетентным в вопросах внешней и внутренней политики страны. Но самое главное то, что обязательным для него является признание закрепленного в конституции ИРИ принципа «велаяте факих» (безусловная и ничем не ограниченная власть духовного лидера страны). Поэтому все зарегистрированные в министерстве внутренних дел кандидаты на пост президента рассматриваются и одобряются наблюдательным советом в составе шести священнослужителей высшего ранга и шести юристов, призванных следить за соблюдением норм ислама и Конституции.
Захочет ли изменить свое отношение к США, а в их лице и к всему Западу нынешний духовный лидер страны Хоменеи - вот в чем вопрос. Однако компромисс возможен. Времена радикальных выступлений «стражей исламской революции» уже давно позади. За время, прошедшее после свержения шаха, руководство Ирана осознало, что его страна - шиитский одиночка в суннитском окружении, и любые попытки стать лидером региона беспощадно блокируются не западными странами, а их братьями-исламистами, принадлежащими к суннитскому лагерю. И неизвестно, кто на сегодня является большим врагом Ирана - далекие США или сосед Ирак. Именно это и может вынудить иранскую теократию пойти на смягчение политического и идеологического режима с целью прорыва многолетней международной изоляции.