ИРАН ВОЗВРАЩАЕТСЯ

Поделиться
Наверное, нет смысла доказывать то, какое значение Иран имеет для США. Страна, бывшая американской ...

Наверное, нет смысла доказывать то, какое значение Иран имеет для США. Страна, бывшая американской опорой в Центральноазиатском регионе во времена шахского правления, стала одним из главных оппонентов Соединенных Штатов сегодня, их вечной головной болью и предметом постоянного беспокойства. Беспокойства, вызванного не только враждебным отношением к себе как к символу западных идеологии и ценностей, но и потенциальным источником распространения оружия массового уничтожения (включая ядерное и химическое), а также связанных с ним передовых технологий. Отсюда и бесконечные претензии американцев к России и опосредованно к Украине по поводу строительства ядерных реакторов в Иране, и ревностное отношение к контактам с Тегераном своих европейских союзников.

Однако события конца нынешнего мая могут серьезно повлиять на существующее положение вещей и коренным образом изменить расстановку сил в регионе. Речь, конечно, идет о президентских выборах в Иране. Нужно отметить, что этих выборов на Западе ждали. Ждали, с одной стороны, с опасением - ведь на смену прагматику Рафсанджани мог прийти представитель клерикальных кругов, и тогда появлению у Ирана ядерной бомбы могли бы помешать только налеты американской авиации. С другой же стороны, в случае победы умеренного лидера, сохранялась надежда на установление диалога с новым правительством как минимум в сфере нераспространения ОМП.

Американцам повезло. На выборах победил Мохаммад Хатами - соратник аятоллы Хомейни и бывший министр культуры и исламской ориентации. В свое время он был вынужден подать в отставку с этого поста из-за того, что, по мнению духовного руководства страны, имел слишком либеральные взгляды в отношении западных ценностей, и от репрессий его спасла только близость к покойному Хомейни. Хатами свободно владеет тремя иностранными языками: арабским, английским и немецким, является автором ряда научных трудов по проблемам теологии. До исламской революции в стране Хатами некоторое время возглавлял Иранский исламский центр в Гамбурге - в это время, возможно, и сформировалось его нынешнее терпимое отношение к Западу. Во всяком случае, доказательством этому может служить статья Хатами, опубликованная сразу после его победы на выборах арабской газетой «Аль-Хаят», издающейся в Лондоне.

«Западная цивилизация - выдающееся явление современности... Нам следует смотреть на Запад без предубеждения...» - вот основной лейтмотив этой статьи. Новый президент Ирана согласен, что мир сегодня - это мир Запада. В представлении Хатами, западная цивилизация - выдающееся явление современности, хотя с политической точки зрения он уверен, что ее противостояние с мусульманским миром неизбежно, поскольку редко можно встретить незападный народ, который бы не страдал от политического или экономического гнета Запада. По мнению Хатами, его страна должна смотреть на Запад нейтрально - без враждебности или любви. С одной стороны, она должна быть бдительной перед лицом таящихся в нем опасностей, а с другой - использовать себе во благо его достижения и гуманитарные ценности.

Наблюдатели немедленно назвали статью первым признаком того, что при новом президенте в Иране может несколько разрядиться атмосфера ненависти к Западу, нагнетавшаяся в течение всех лет существования Исламской Республики.

Не заставила себя ждать и реакция американского президента. Билл Клинтон назвал победу на президентских выборах Мохаммада Хатами «вселяющим надежду» событием. Президент США подчеркнул, что никогда не испытывал удовлетворения от отчужденности в отношениях между США и Ираном. «Это великий народ, и я надеюсь, что в этой отчужденности может быть пробита брешь», - сказал Клинтон, указав, что для этого необходимо устранить три основных препятствия. Соединенные Штаты, заявил глава американской администрации, хотят примирения с Ираном при условии, что эта страна «не будет рассматривать терроризм как законное продолжение политики, не будет использовать насилие для срыва мирного процесса на Ближнем Востоке и не будет пытаться создавать оружие массового уничтожения».

Свои условия для возобновления диалога с США выдвинул и иранский лидер. Мохаммад Хатами заявил, что отношение Ирана к США, именуемым иранской пропагандой «Большим сатаной», не изменится, пока Америка не откажется от враждебного подхода к Исламской Республике.

Ввиду такого подхода сегодня трудно сказать, станет ли Хатами новым Горбачевым для Ирана.

Дело в том, что президентство в Иране существенно отличается от президентства в других государствах. Форма правления здесь хоть и республиканская, но в то же время и исламская. Президент в Иране является главой исполнительной власти, однако не более, чем вторым человеком в государстве, после руководителя ИРИ, являющегося духовным лидером страны.

Правом бороться за пост президента обладают авторитетные религиозные и политические деятели из числа убежденных сторонников ислама и обязательно шиитского толка. Кандидат в президенты должен быть коренным иранцем, компетентным в вопросах внешней и внутренней политики страны. Но самое главное то, что обязательным для него является признание закрепленного в конституции ИРИ принципа «велаяте факих» (безусловная и ничем не ограниченная власть духовного лидера страны). Поэтому все зарегистрированные в министерстве внутренних дел кандидаты на пост президента рассматриваются и одобряются наблюдательным советом в составе шести священнослужителей высшего ранга и шести юристов, призванных следить за соблюдением норм ислама и Конституции.

Захочет ли изменить свое отношение к США, а в их лице и к всему Западу нынешний духовный лидер страны Хоменеи - вот в чем вопрос. Однако компромисс возможен. Времена радикальных выступлений «стражей исламской революции» уже давно позади. За время, прошедшее после свержения шаха, руководство Ирана осознало, что его страна - шиитский одиночка в суннитском окружении, и любые попытки стать лидером региона беспощадно блокируются не западными странами, а их братьями-исламистами, принадлежащими к суннитскому лагерю. И неизвестно, кто на сегодня является большим врагом Ирана - далекие США или сосед Ирак. Именно это и может вынудить иранскую теократию пойти на смягчение политического и идеологического режима с целью прорыва многолетней международной изоляции.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме