ДЛЯ НОВОГО ПЛАНА МАРШАЛЛА НЕ ХВАТАЕТ ЛИШЬ САМОГО МАРШАЛЛА

Поделиться
50 лет тому назад, 5 июня 1947 года государственный секретарь США Джордж Маршалл с трибуны Гарвардского университета провозгласил речь, которая вошла в историю как «план Маршалла»...

50 лет тому назад, 5 июня 1947 года государственный секретарь США Джордж Маршалл с трибуны Гарвардского университета провозгласил речь, которая вошла в историю как «план Маршалла». Этот план предусматривал программу восстановления и развития Европы после второй мировой войны путем предоставления ей экономической помощи со стороны США. Казалось бы, цель благородная и недвусмысленная. Тем не менее данная речь вызвала более чем неоднозначную реакцию тогда, 50 лет тому назад, и продолжает служить предметом ожесточенной дискуссии сейчас, в дни торжественных церемоний, посвященных юбилею как бы то ни было судьбоносного исторического события.

План Маршалла вызвал серьезные опасения в Европе, причем как в Восточной, - Советский Союз расценил эту программу как попытку создать объединенный фронт империализма, направленный против формирующейся мировой системы социализма, - так и Западной, где многие восприняли новую американскую инициативу не иначе, как выражение циничного стремления США открыть европейский рынок для американского экспорта и, таким образом, получить контроль над европейскими делами. Не вызвала восторга эта идея и в самом американском Конгрессе: там поднялся большой шум по поводу того, что этот очередной благотворительный проект несомненно приведет Америку к полному банкротству.

И все же план Маршалла был принят американским Конгрессом, Западной Европой и категорически отвергнут Советским Союзом и его восточноевропейскими саттелитами. Именно в этом, как подчеркивалось потом, и проявилась гениальность этого плана: разделив, объединяй.

Предложение было сформулировано таким образом, что социалистические страны вынуждены были отказаться от «бескорыстной» помощи по развитию свободного предпринимательства, поощрения частных американских инвестиций и прочих благих начинаний в стиле империализма. Иначе обстояло дело с Западной Европой, перед которой тоже было выдвинуто требование «представить совместное предложение», которое заставило, наконец, 16 капиталистических европейских государств преодолеть взаимные разногласия и определить свои приоритеты. В результате эти страны получили от США за четыре последующих года 17 миллиардов долларов, что позволило промышленному и сельскохозяйственному производству подняться значительно выше довоенного уровня, а валовому национальному продукту достичь показателей, которые в несколько раз превышали стоимость самого плана.

Вот тут-то и начинаются расхождения в оценках. Английский историк Арнольд Тойнби назвал план Маршалла «определяющим достижением нашего времени», более важным, чем открытие атомной энергии. А нынешний госсекретарь США Мэдлин Олбрайт гораздо более критична в своей оценке. Она подчеркивает, что план Маршалла был нацелен не просто на возмещение физического ущерба, нанесенного Европе в ходе второй мировой войны, а на построение совершенно новой Европы. Раскол Европы, создание «железного занавеса», возникновение двух противостоящих военных блоков - НАТО и Варшавского Договора - 50 лет тому назад считались вполне оправданной платой за возрождение Западной Европы, так как Советский Союз нес в себе грозную опасность западным демократиям. «Сегодня же Россия является нашим другом, по крайне мере нечто подобное мы сейчас заявляем», - замечает Рональд Стил, профессор Университета имени Дж. Вашингтона, эксперт по международным делам. Да и вся Европа, если на то пошло, уже не выглядит ни разделенной, ни объединенной. Так что, по словам г-жи Олбрайт, «лучшим способом отметить это событие (50-летие плана Маршалла. - О.П.) будет окончание этой работы - для всей Европы». История редко когда дает возможность второй попытки, и если она уж дана, то надо использовать ее с толком.

Отмечая беспрецедентность предложений, выдвинутых госсекретарем США 50 лет тому назад, политилоги и журналисты не особо надеялись услышать нечто принципиально новое от лидеров Америки сейчас. Тем не менее главы европейских государств и правительств, собравшиеся 28 мая в Гааге на торжественную церемонию, посвященную 50-летию плана Маршалла, были разочарованы речью президента США Билла Клинтона. Выступая очень много и витиевато - с речью, тостом, на пресс-конференции, экспромтом для журналистов - г-н Клинтон умудрился сказать очень мало конкретного по поводу новых условий коммерции или помощи Восточной Европе, которые в достаточной мере гармонировали бы с недавними соглашениями между НАТО и Россией, открывающими путь плану Маршалла по всей Европе. А в ответ на вопросы по поводу нового плана Маршалла в отношении Восточной Европы, выдвинутого премьер-министром Голландии Уимом Коком и включающим обширные трансатлантические общественные и частные инициативы, американский президент хотя и упомянул о 88 миллиардах долларов инвестиций в Европу, все же ссылался на необходимость активизации частного инвестирования, искуссно обходя стороной вопрос о программе государственной помощи. С другой стороны, г-н Клинтон выразил удовлетворение по поводу заключения соглашения с руководством ЕС по таким важным вопросам, как международная проституция, таможенная кооперация и законодательство в области борьбы с наркомафией.

Восточная Европа сейчас, пожалуй, нуждается в экономической помощи не меньше, чем нуждалась в ней Западная 50 лет тому назад. А политическая нестабильность, в условиях массового обнищания, вряд ли может служить надежной гарантией сохранения мира и демократии во всем мире. Соединенным Штатам не дадут забыть о том, что у истоков плана Маршалла лежала доктрина Трумэна, согласно которой «любая угрожающая миру агрессия, прямая или косвенная, рассматривалась как угроза безопасности Америки», так что, возможно, все еще впереди, и «решения, которые мы примем в ближайшие месяцы и которые зададут курс Америки в мире на ближайшие 50 лет», и о которых г-н Клинтон говорил 11 апреля этого года на встрече с членами Американского общества газетных редакторов, избавят Европу от чувства разочарования. Что ж, подождем - увидим, а пока постараемся, с учетом специфики момента и слушая Дмитрия Кимельфельда, не вспоминать о том, что «НАШ картофель жрет ИХ колорадский жук!»

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме