ДЕМАРШ «ТРОЙСТВЕННОГО СОЮЗА»

Поделиться
Американцы на Иран обижены очень сильно. Обида эта уходит корнями в далекий 1979 год, когда они после исламской революции были взашей изгнаны из этой страны вместе с симпатизирующим им шахом...

Американцы на Иран обижены очень сильно. Обида эта уходит корнями в далекий 1979 год, когда они после исламской революции были взашей изгнаны из этой страны вместе с симпатизирующим им шахом. После этого был захват заложников в американском посольстве, неудачная попытка их освобождения, зародившая сомнения относительно компетентности спецслужб одной из влиятельнейших стран мира, а также ряд терактов на территории США и за ее пределами, которые, естественно, были приписаны Тегерану. Иранцы в долгу не остаются, всеми силами стараясь подорвать в своем регионе влияние страны, официально называемой ими «Великим сатаной».

На протяжении последних полутора десятка лет политическое руководство США пытается ввести международные санкции против Ирана. К большому сожалению Вашингтона, эти попытки не находят понимания у других ведущих государств мира, в частности у тех, которые входят в Совет Безопасности ООН, ответственный за введение этих самых санкций. Долгое время помехой на пути воплощения в жизнь американских намерений был Советский Союз, подпитывавший Иран вооружениями и политически поддерживавший его в противостоянии с США. Смягчившуюся позицию России, заменившей в СБ бывшую советскую империю, Вашингтон как-то не сумел вовремя использовать - тогда на повестке дня был Ирак. Теперь же Россия несколько по-другому смотрит на свою роль в современном мире, а кроме того, у нее появились и влиятельные сторонники из числа бывших безоговорочных союзников США.

Наиболее ярким выражением этого нового союза в борьбе против глобального влияния заморской супердержавы на дела всего остального мира стал контракт, подписанный в Париже 28 сентября крупной французской нефтегазовой компанией «Тоталь», российским «Газпромом» и малайзийской фирмой «Петронас» с иранской компанией «Нэшнл Тегеран ойл компани». Документ предусматривает финансирование разработки крупного газового месторождения на морском шельфе у южного побережья Ирана. При этом в своеобразном «тройственном союзе» «Тоталь» будет контролировать 40 процентов акций консорциума, а российская и малайзийская фирмы - по 30 процентов каждая. Французская, российская и малайзийская фирмы будут временными участниками реализации проекта разработки месторождения до его вступления в действие к 2002 году. Затем разработка месторождения будет передана иранской стороне, а участники консорциума компенсируют свои капиталовложения за счет поставок его продукции.

Дело, очевидно, обещает быть выгодным - мощность газового пласта, залегающего на глубине в 70 метров, оценивается экспертами в 8 триллионов кубометров. Ожидается, что сотрудничество трех компаний будет эффективным - по заверениям представителей «Тоталь», все решения будут приниматься с одобрения всех сторон.

В Вашингтоне новому контракту, разумеется, не обрадовались. Соединенные Штаты уже неоднократно выражали недовольство в связи с его подготовкой и предупреждали о возможных неприятностях для «Тоталь». Дело в том, что в прошлом году Конгрессом США принят так называемый закон Д'Амато-Кеннеди, который, в частности, предусматривает санкции в отношении предприятий, инвестирующих в нефтегазовую промышленность Ирана и Ливии суммы, большие чем 40 миллионов долларов. Американские конгрессмены считают, что прибыль, получаемая Тегераном от разработки нефтегазовых месторождений, идет в том числе и на поддержку террористических исламских организаций, действующих в других странах, и, в частности, в США. В законе определены несколько различных видов санкций - запрет на предоставление кредитов Эксимбанка США, отказ в выдаче экспортных лицензий, запрет на операции с американскими ценными бумагами, отказ от приобретения товаров и услуг у фирм, нарушающих условия закона и т.д...

Однако руководство «Тоталь» не считает себя нарушителем американского законодательства, полагая, что контракт отвечает нормам и критериям, которые используются в других странах, а закон Д'Амато-Кеннеди не имеет экстерриториального действия. Да и бояться французской фирме особенно нечего - объем ее экономической деятельности в США невелик, а кроме того, Франция вместе с другими членами ЕС приняла меры для защиты своих фирм от возможных санкций в соответствии с американскими законами.

С американской же стороны пока особых демаршей нет. Однако администрация Билла Клинтона внимательно изучает вопрос о соответствии американскому законодательству подписанных документов о создании международного газового консорциума. На следующий же день после заключения сделки пресс-секретарь Белого дома Майкл Маккэрри заявил: «Я не готов сделать заявление, но могу сказать, что те, кто отвечает за претворение этого закона, внимательно следят за этой сделкой. Мы в полной мере проведем этот закон в жизнь». Пресс-секретарь напомнил, что возражения США связаны с неослабевающей поддержкой Ираном терроризма и что эта американская позиция хорошо известна как компании, так и правительству Франции. Более категоричной и резкой была реакция госсекретаря США Мэделин Олбрайт, которая выразила откровенное сожаление тем, что ее страна не осуществляет программ помощи Франции, которые можно было бы «отключить» в связи с действиями Парижа, противоречащими политике Вашингтона в отношении Ирана. Между США и Францией уже начался обмен мнениями по этой проблеме, в том числе и на высоком уровне.

Очевидно, что Соединенные Штаты будут наращивать давление на Францию, однако позиция последней пока остается твердой. Так, глава французского правительства Лионель Жюспен в связи с возможностью применения американцами санкций в отношении французской фирмы заявил: «Американские законы действуют в Соединенных Штатах, но не во Франции. Если американские законодатели принимают законы для американцев, это не означает, что их нормы адресованы французам и французским предприятиям». Премьер отметил, что частные французские предприятия сами принимают решения об инвестициях, и даже положительно отозвался об инициативе «Тоталь» инвестировать свои средства именно в Иран, «где, похоже, происходит эволюция, которой мы все хотим». Имелся в виду, очевидно, прагматический подход к проведению внешней политики новым иранским президентом, призвавшим свою страну не отворачиваться от Запада, а искать путей сотрудничества с ним.

По мнению Жюспена, все европейское сообщество солидарно с позицией Франции, поскольку никто не согласен с идеей о том, что США могут возвести американские законы в ранг мировых. Здесь он оказался прав. Не успели американцы даже высказать свою официальную позицию относительно происходящего, как последовало грозное предостережение со стороны исполнительных структур ЕС, призвавших Вашингтон не делать опрометчивых шагов.

Администрации Клинтона сейчас не позавидуешь. Уже совершенно ясно, что даже если против «Тоталь» будут применены санкции, то ничего, кроме возобновления торговой войны между США и ЕС, они не вызовут. О Франции, где правительство строго дозирует проникновение в страну всего американского, начиная от ширпотреба и кончая кинопродукцией, и говорить нечего. Эта страна давно уже была готова бросить вызов (пока только экономический) заморской супердержаве. Но дело в том, что франко-российско-малайзийский контракт - это только начало неприятностей для США. За развитием событий с «Тоталь» уже внимательно наблюдает другой европейский гигант нефтегазовой промышленности - англо-голландская компания «Шелл», положившая глаз на остальные участки гигантского газового месторождения иранского шельфа, общие запасы которого оцениваются экспертами в 300 трлн. кубических метров.

Симптоматичным в этом можно считать появление на стороне европейских государств в их противостоянии США и России. Вот уж кому американцы точно ничего сделать не смогут - присутствия «Газпрома» на рынке США пока не наблюдается. (Кстати, то же касается и малайзийской компании «Петронас»). Москва же между тем решает попутно несколько задач - от чисто внутренних (выгодный контракт и дополнительные рабочие места) до внешних, как стратегических (претензия на занятие достойного места среди государств ЕС), так и тактических (развитие отношений со своим давним партнером - Ираном).

К сожалению, Украине, имеющей в Иране свои экономические интересы, использовать в своих целях российский урок сейчас не под силу. И дело не только в отсутствии политической воли руководства страны, а скорее в неопределенности наших приоритетов на международной арене. Украина до этих пор не имеет своего «адвоката» не только среди стран ЕС, но и в Европе вообще (разве что таким можно считать нашего «стратегического» восточного партнера). А отношения с США сегодня безоблачными тоже не назовешь. Сделай неосторожный шаг - и эти повернутся спиной. Так что разработку персидских нефтяных месторождений нам придется уступить россиянам, как мы уже уступили им место на иранских рынках вооружений и ядерной энергетики.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме