В Раде зарегистрировали законопроект об усилении самостоятельности САП, но в нем «забыли» учесть важные моменты

Документ
Поделиться
В Раде зарегистрировали законопроект об усилении самостоятельности САП, но в нем «забыли» учесть важные моменты © Слово і діло
Согласно документу, САП так и не получит полномочия инициировать уголовные производства в отношении народных депутатов.

В Верховной Раде по инициативе правительства зарегистрировали законопроект № 10060 «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины и другие законодательные акты Украины об усилении самостоятельности Специализированной антикоррупционной прокуратуры».

Согласно пояснительной записке к документу, законопроект должен усилить самостоятельность САП, усовершенствовать процедуру конкурсного отбора на административные должности в САП и должности прокуроров.

В частности, законопроектом предусматривается:

  • предоставление руководителю САП доступа к государственной тайне всех степеней секретности;
  • предоставление САП статуса юридического лица публичного права;
  • предоставление полномочий руководителю САП самостоятельно определять структуру, штат и организацию деятельности САП;
  • изменение процедуры конкурсного отбора для назначения на административную должность в САП и должность прокуроров;
  • изменение требований к членам конкурсной комиссии;
  • определение механизма подотчетности руководства САП и проведение периодического аудита деятельности САП с привлечением международных экспертов;
  • создание аппарата САП и предусмотрение отдельного финансирования САП.

В то же время, руководитель Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин отметил, что законопроект не решает всех потребностей для усиления независимости САП.

Так, хотя САП должен получить статус отдельного от Офиса Генпрокурора юридического лица, однако правительственный проект не решает вопрос процессуальной независимости Специализированной антикоррупционной прокуратуры.

В частности, руководитель САП фактически не получает права подписывать запросы об экстрадиции (выдаче) лиц, которые скрываются за границей – хотя такие изменения предусмотрены законом о прокуратуре, но практическая реализация их невозможна без изменений в статью 575 УПК.

«Последние, как вы догадались, правительство и ОП вписать в законопроект "забыли". Поэтому правительство предлагает предоставить САП право на экстрадицию исключительно на бумаге и исключить его практику. А потом спикеры ОП будут рассказывать о неэффективности Клименко и ко», - отметил Шабунин.

Также не вписаны возможности САП инициировать уголовные производства относительно народных депутатов и предоставлять разрешения на негласные следственные действия и обыски в отношении депутатов. Такие следственные действия могут быть совершены только по решению Генпрокурора.

Также законопроект Кабмина не предусматривает создания в САП подразделения внутреннего контроля, которое должно проводить внутренние расследования.

Среди положительных изменений, предлагаемых правительственным законопроектом, Шабунин отмечает:

  • статус отдельного юридического лица для САП;
  • полномочия руководителю САП самостоятельно определять структуру и штат САП
  • обновление правил отбора на должности заместителей руководителя САП, другие руководящие должности в САП и должности прокуроров;
  • внедрение аудита деятельности САП с привлечением международных экспертов, который может повлечь увольнение с должности руководителя в случае признания работы неэффективной;
  • образование Специализированной дисциплинарной комиссии, которая должна заниматься рассмотрением жалоб на прокуроров САП, включая руководство. В состав комиссии должны войти 6 человек – эксперты рекомендованы международными партнерами.

«В целом, поданный правительством законопроект не является злом и делает САП более независимым. Однако и близко не так, как это должно быть», - добавил эксперт.

Отметим, ранее руководитель САП Александр Клименко интервью Инне Ведерниковой для ZN.UA отметил, что Специализированная антикоррупционная прокуратура должна пройти реальную реформу и стать независимым юридическим лицом, чтобы уменьшить влияние человеческого и политического факторов на работу органа. В частности, подотчетность Офису генерального прокурора он считает одним из факторов, способствующих утечке информации о следственных действиях прокуроров – сейчас такие случаи происходят в шести из десяти производств. Клименко добавил, что де-факто генеральный прокурор — политический пост, поэтому оставляли САП под шефством ОГП для эффективной борьбы с коррупцией недопустимо.

Также Клименко отметил, что парламенту неинтересно решение проблемы с затягиванием рассмотрения дел о топ-коррупции, поскольку он уже два года не может дойти до рассмотрения законопроекта №5661, который позволит адвокатам подозреваемых в коррупции годами затягивать рассмотрение дела в ВАКС.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме