Полная проверка деклараций НАПК: все, что вы хотели знать, но боялись спросить

ZN.UA Опрос читателей
Поделиться
Полная проверка деклараций НАПК: все, что вы хотели знать, но боялись спросить © depositphotos/Pikovit

Сейчас в Украине насчитывается около 700 тысяч субъектов е-декларирования. Всех их объединяет одно — они боятся полных проверок НАПК. Вместе с тем, как свидетельствует практика, эти страхи часто обусловлены не столько опасением обвинений в коррупции, сколько непониманием процедуры проверки декларации и ее возможных последствий.

В этой короткой статье мы разберем семь самых распространенных вопросов о полной проверке деклараций НАПК — все то, о чем вы хотели бы знать, но боялись спросить.

  1. Как выбирают декларации на полную проверку?

Раньше в Законе Украины «О предотвращении коррупции» была норма, согласно которой обязательной полной проверке подлежали лишь декларации топ-чиновников, то есть лиц с ответственным или особо ответственным положением либо с высоким уровнем коррупционных рисков. Как следствие, НАПК преимущественно проверяло декларации именно топ-чиновников и не имело времени на служащих низшего уровня.

В октябре 2023 года ситуация изменилась. После обновления законодательства НАПК начало отбирать декларации на полную проверку не по уровню должностей чиновников, а по риск-рейтингу их деклараций. Сегодня процедура отбора упрощенно выглядит так.

  1. Все поданные декларации автоматически прогоняют через специальную компьютерную программу. Во время машинного анализа данные в декларации сравнивают с информацией в публичных реестрах, а также обнаруживают внутренние разногласия и ошибки в декларации с помощью формул логического и арифметического контроля. Эти формулы НАПК держит в секрете и публично не обнародует.
  2. Компьютерная программа рассчитывает показатель риск-рейтинга для каждой декларации и ранжирует все декларации по этому показателю. При этом должность декларанта на показатель риска не влияет.
  3. Декларации с наиболее низким риск-рейтингом (до 30% от представленных деклараций) направляют на упрощенную автоматизированную проверку. Она проводится автоматически без участия людей, справку о ее результатах генерирует компьютер и загружает ее в персональный кабинет декларанта. Освещенные в этой справке замечания просто могут быть учтены во время подготовки следующей декларации.
  4. Тем временем декларации с наивысшим риск-рейтингом в порядке очередности отбирают на полную проверку. Полную проверку проводят сотрудники НАПК, она намного глубже, чем автоматизированная проверка.

Кроме риск-рейтинга, есть еще один способ попасть на полную проверку: если кто-то написал в НАПК обращение о недостоверных сведениях в декларации, либо же НАПК самостоятельно узнало о возможных нарушениях из публичных источников (например, из журналистского расследования).  

  1. Как узнать, что ваша декларация попала на полную проверку?

Не позже следующего рабочего дня после начала полной проверки декларанту должно поступить сообщение об этом в персональном электронном кабинете. Сообщение также дублируется на e-mail, который декларант указал во время регистрации в электронном кабинете.

Вдобавок к этому с перечнем полных проверок можно ознакомиться на сайте НАПК.

  1. Что именно анализирует НАПК во время полной проверки?

Во время полной проверки декларации уполномоченное лицо НАПК проверяет следующее:

1) достоверность задекларированных сведений — на этом этапе устанавливается, отвечают ли действительности задекларированные сведения. Для этого данные в каждом разделе декларации сравнивают с реестрами и базами данных, в частности иностранными. После этого НАПК направляет разные письменные запросы в государственные органы, банки, другим юридическим лицам или гражданам, в частности самому субъекту декларирования. НАПК также может анализировать данные из Интернета, социальных сетей и т.п.;

2) точность оценки задекларированных активов — НАПК сравнивает задекларированную стоимость активов (например автомобиля) с рыночной стоимостью таких же или аналогичных активов на дату их приобретения. Если НАПК сомневается насчет точности оценки, оно может привлечь специалиста или эксперта;

3) наличие конфликта интересов — НАПК определяет, не нарушал ли субъект декларирования антикоррупционных ограничений касательно конфликта интересов, получения подарков, совместительства и совмещения;

4) признаки незаконного обогащения или необоснованности активов — НАПК определяет стоимость активов декларанта, приобретенных после 29 ноября 2019 года, и сравнивает их с данными о его законных доходах и подтвержденные сбережения. В зависимости от суммы выявленных расхождений, НАПК может передать материалы в правоохранительные органы для подачи иска о гражданской конфискации необоснованных активов (статья 290 Гражданского процессуального кодекса) или начала досудебного расследования в связи с незаконным обогащением (статья 368-5 Уголовного кодекса).

  1. Сколько времени продолжается полная проверка?

Полная проверка НАПК должна продолжаться не более 120 календарных дней со дня ее начала. При наличии оснований срок проверки может быть продлен, но не больше, чем еще на 60 дней. Типичным основанием для продления срока является неполучение уполномоченным лицом НАПК ответа на важные для него запросы.

  1. Какое участие в полной проверке принимает сам субъект декларирования?

С точки зрения законодательства, полная проверка теоретически может проводиться без участия декларанта. Впрочем, на практике НАПК всегда направляет субъектам декларирования письменные запросы с просьбой предоставить подробные объяснения и подтверждающие документы по ряду вопросов. Запросов может быть несколько, и они могут быть весьма объемными. Такие запросы обычно направляют в персональный кабинет декларанта, а также на прикрепленный к нему e-mail. На протяжении десяти рабочих дней со дня получения запроса декларант имеет право предоставить объяснение и обязан предоставить копии подтверждающих документов.

Практика свидетельствует, что конечный результат полной проверки напрямую зависит от корректности объяснений и добавленных к ним документов. Именно поэтому на данном этапе декларанты часто пользуются помощью юристов и адвокатов.

  1. Как узнать о результатах полной проверки?

По результатам полной проверки уполномоченное лицо НАПК выдает справку. Это официальный документ, в котором указана вся информация о проверке: дата начала и окончания проверки, ее основания, использованные источники информации, перечень направленных запросов, выявленные нарушения и конечный вывод о результатах проверки.

НАПК направляет декларанту справку по почте, а также дублирует ее скан в персональном электронном кабинете. Также справку с удаленными персональными данными выкладывают в публичный доступ на сайте НАПК в течение десяти рабочих дней со дня ее согласования.

  1. Какие юридические последствия может иметь полная проверка?

По результатам полной проверки НАПК может прийти к таким выводам.

  1. «Нарушения не установлены» — согласно данным на сайте НАПК, ни одна из 263 полных проверок, проведенных в 2024 году, не закончилась справкой об отсутствии нарушений. К сожалению, такая статистика является, скорее, свидетельством несовершенства законодательства и разъяснения о е-декларировании, чем подтверждением эффективности работы НАПК.
  2. «Установлены неточные сведения» — это означает, что сведения в декларации отличаются от достоверных на сумму менее 100 ПМ (302 800 грн 2024 года). Впрочем, даже за такое мелкое нарушение декларанта теоретически могут привлечь к дисциплинарной ответственности, например, он может получить выговор от работодателя.
  3. «Установлены недостоверные сведения» — если сумма недостоверных сведений в декларации составляет 100–500 ПМ от 302 800 до 1 514 000 грн в 2024 году), декларанта могут привлечь к административной ответственности и внести в Реестр коррупционеров. Если же сумма недостоверных сведений превышает 500 ПМ (1 514 000 грн в 2024 году), возможно привлечение к уголовной ответственности по статье 366-2 Уголовного кодекса. Санкция статьи предусматривает до двух лет лишения свободы.
  4. «Установлены признаки конфликта интересов, нарушения ограничений относительно подарков или совместительства» — это отдельные административные правонарушения, связанные с коррупцией. За них декларанта могут привлечь к административной ответственности и внести в Реестр коррупционеров.
  5. «Установлены признаки необоснованности активов» — НАПК передает материалы проверки в САП для подачи гражданского иска о признании активов необоснованными и их взыскании в доход государства.
  6. «Установлены признаки незаконного обогащения» — НАПК передает материалы проверки в правоохранительные органы для начала досудебного расследования по статье 368-5 Уголовного кодекса «Незаконное обогащение». Это является тяжким преступлением, за которое предусмотрено основное наказание от пяти до десяти лет лишения свободы.

Кроме того, в случае выявления в декларации неточных или недостоверных сведений НАПК открывает субъекту декларирования доступ на десять дней для представления исправленной декларации.

* * *

Единственный способ защитить свои права — это знать о них и активно их отстаивать. Как свидетельствует практика, понимание своих прав и обязанностей во время полной проверки может существенно повлиять на ее конечный результат. Надеемся, что эта статья поможет каждому декларанту сориентироваться в процедуре полной проверки и хотя бы немножко уменьшит уровень стресса во время ее прохождения.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме