Бороться с коррупцией должны не только НАБУ, САП и ВАКС. Но подход других органов к этому желает лучшего

ZN.UA Эксклюзив Инфографика
Поделиться
Бороться с коррупцией должны не только НАБУ, САП и ВАКС. Но подход других органов к этому желает лучшего © unsplash/karthikhimself
По закону уполномоченными на борьбу с коррупцией являются также Нацполиция, ГБР и не только.

Ответственность за борьбу с коррупцией лежит не только в Национальном антикорбюро, Специализированной антикорпрокуратуре и Высшем антикоррупционном суде, но и на Нацполиции, Государственном бюро расследований и других судах и прокуратурах. Однако из-за сосредоточенности НАБУ, САП и ВАКС на делах топкоррупционеров, вне внимания общества, государства и международных партнеров остаются другие правоохранительные органы, пишет эксперт Центра политико-правовых реформ и Реанимационного Пакета Реформ Николай Хавронюк в статье для ZN.UA «Цифры (НЕ) лгут, или борьба с коррупцией по данным статистики».

Так, по данным Офиса генерального прокурора, в прошлом году следственные подразделения Национальной полиции под процессуальным руководством прокуроров расследовали и направили в суд с обвинительным актом подавляющее большинство уголовных производств о коррупционных и связанных с коррупцией уголовных правонарушениях. В частности, это более трех тысяч дел.

Еще три сотни соответствующих уголовных производств 2022 года в суд направили следователи ГБР. При этом, как отметил Хавронюк, большинство протоколов об админнарушениях, связанных с коррупцией составляет именно Нацполиция, а не Национальное агентство по предотвращению коррупции.

Соответственно, суды 2022 года вынесли приговоры в отношении 1 344 человек и постановления об освобождении от уголовной ответственности в отношении 381 человека по статьям Уголовного кодекса Украины о коррупционных и связанных с коррупцией уголовных правонарушениях. Из них вынесенных ВАКС — 48, то есть менее 3%.

Согласно закону «О предотвращении коррупции», Нацполиция и органы прокуратуры прямо отнесены к специально уполномоченным субъектам в сфере противодействия коррупции. Однако, как подчеркнул автор, ни в Национальной полиции, ни в ГБР нет следственных отделов с соответствующей специализацией. Кроме того, следователи и оперативники этих органов не проходят надлежащего отбора и обучения, им не предоставляют необходимое финансирование, методическое, криминалистическое и иное обеспечение, а также соответствующие социальные гарантии. То же касается и прокуратур (кроме САП) и прокуроров.

«Такой подход, очевидно, является одной из причин до сих пор высокого уровня коррупции, которая, хоть и не относится к так называемой топкоррупции, однако является не слишком «низовой», - пояснил Хавронюк.

В частности, согласно Уголовному процессуальному кодексу, следователи Нацполиции уполномочены расследовать коррупционные и связанные с коррупцией уголовные правонарушения, совершенные, в частности, должностными лицами, занимающими ответственное и особо ответственное положение, руководителями субъектов крупного предпринимательства, в уставном капитале которых доля государственной или коммунальной собственности превышает 50%. В НАБУ коррупционные дела передают только тогда, когда суммы, которые в них фигурируют в 500 и более раз превышают размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц, а предмет или размер причиненного ущерба - в 2 тысячи и более раз превышает указанный размер.

Кроме того, следователи Национальной полиции расследуют коррупционные и связанные с коррупцией уголовные правонарушения, совершенные любыми должностными лицами других субъектов предпринимательства — и среднего и крупного. В частности, получение «Львовским арсеналом» от Минобороны 1,4 млрд грн в виде предоплаты по контракту о поставках крупной партии минометных выстрелов 120 мм и 82 мм расследуют именно полицейские. Ведь «Львовский арсенал» не является государственной организацией.

Со своей стороны, следователи ГБР расследуют все коррупционные и связанные с коррупцией уголовные правонарушения, совершенные генпрокурором, его первым заместителем и заместителями, судьями ВАКС, директором НАБУ и его заместителями, прокурорами САП. Также Госбюро расследует дела, в которых фигурируют другие прокуроры, следователи, дознаватели, должностные лица налоговой и таможни, органов Нацполиции, другие работники правоохранительных органов. Речь идет о делах, не относящихся к подследственности НАБУ согласно указанному выше исключению.

«В конце концов, именно следователи Национальной полиции и ГБР расследуют все уголовные правонарушения, которые только по невнимательности законодателя не отнесены к коррупционным», - пояснил автор.

В частности, речь идет о преступлениях, если их совершили должностные лица с использованием своего служебного положения и по корыстным мотивам, а именно:

  • нарушении порядка финансирования политической партии, предвыборной агитации или агитации референдума;
  • подкупе избирателя или участника референдума, члена избирательной комиссии или комиссии по референдуму;
  • контрабанде;
  • нарушении прав интеллектуальной собственности;
  • продаже гуманитарной помощи;
  • противоправном завладении имуществом предприятия;
  • незаконной добыче полезных ископаемых;
  • незаконной охоте;
  • торговле людьми;
  • сутенерстве;
  • незаконном действии по усыновлению;
  • незаконной переправке лиц через государственную границу и десятки других.

«Как видно из перечислений, роль следователей Национальной полиции и ГБР в борьбе с коррупцией, в частности топкоррупцией, не стоит преуменьшать. Все соответствующие уголовные производства рассматривают обычные суды, не ВАКС», - подытожил Хавронюк.

Исходными для анализа стали данные из Единого отчета об уголовных правонарушениях за январь—декабрь 2022 года, Отчет о лицах, привлеченных к уголовной ответственности и видах уголовного наказания (Форма 6) за 2022 год, а также отчеты о работе НАБУ и ГБР за 2022 год, общедоступные на вебсайтах Офиса генерального прокурора, судебной власти, НАБУ и ГБР.

Вообще в 2022 году, согласно статистическим данным Офиса генерального прокурора, в суд с обвинительным актом направлены 3430 уголовные производства о коррупционных и связанных с коррупцией уголовных правонарушениях, предусмотренных статьями 191, 210, 354, 364, 364-1, 365-2, 366-2, 366-3, 368, 368-3, 368-4, 368-5, 369-2 Уголовного кодекса Украины (УК).

Анализ статистической отчетности позволил несколько иначе посмотреть на сферу противодействия коррупции. И одно из того, что он показал, это значительные статистические погрешности в официальной отчетности за 2022 год.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме