Бюро экономической безопасности опять перезагружают, и это новый провал

ZN.UA Инфографика
Поделиться
Бюро экономической безопасности опять перезагружают, и это новый провал © Коллаж, ZN.UA

Посчитать количество написанных нами статей о Бюро экономической безопасности не так уж и просто. Мы начинали с того, каким именно должен быть этот орган правосудия, — точно не копией налоговой милиции, а органом досудебного расследования с аналитической составляющей, который, наконец-то, положит конец финансовым преступлениям. Позже, после запуска БЭБ, описывали, как его надо перезагрузить. Казалось бы, миссия (не)выполнима, но проблески надежды еще были.

Так что разберем последние события, касающиеся попыток властных «элит» по-своему перезагрузить орган, и посмотрим, какие альтернативы до сих пор существуют.

В пятницу, 23 февраля, парламент провалил голосование за очередную версию законопроекта о перезагрузке БЭБ. Юридически субъектом законодательной инициативы этого проекта №10439 был Кабмин, но, по данным источников ZN.UA, фактическими авторами изменений в профильный закон были «важные люди» из офиса президента, которые сейчас и контролируют «независимый» орган. Так что грустить по поводу того, что необходимые 226 голосов в сессионном зале не набрались, мы не будем. Впрочем, то, что парламентарии не хотят усиливать и без того прочную «татаровскую» вертикаль, не означает, что они все там сознательные антикоррупционеры, но может помочь в продвижении действительно полезных преобразований в БЭБ.

Параллельно в Верховной Раде был зарегистрирован альтернативный правительственному законопроект №10439-2. Он действительно отвечает требованиям международных партнеров, антикорзапросам и здравому смыслу. По крайней мере теоретически, потому что практика у нас часто далека от теории, этот проект дает и реформе, и самому БЭБ шанс.

Начиная с момента запуска БЭБ постоянно попадало в разные скандалы. Хотя в бюро были и очень успешные расследования, скандалы преобладали, и под конец прошлого года перезагрузка БЭБ оказалась среди структурных маяков МВФ. Пути назад нет, теперь выделение средств Украине, кроме всего прочего, зависит от принятия нового закона о БЭБ, который «будет направлен на создание правовой основы для функционирования БЭБ с целью развития открытого, прозрачного и до конца конкурентного процесса отбора руководства и персонала, усиления требований к конкурсной комиссии, внедрения контрактной системы для работников и разработки механизма аттестации персонала». Дедлайн — июнь этого года. Сразу отметим, что требование внедрить контрактную систему для работников БЭБ представители МВФ скопировали из истории о перезагрузке таможни. Почему? Потому что не понимают, что БЭБ — это орган досудебного расследования, а не «налоговая». Что-то похожее на требования к перезагрузке БЭБ указано и в перечне приоритетных реформ для Координационной платформы доноров для Украины, только дедлайн сдвинули аж на 2025 год.

Таким образом, мир видел уже несколько разных вариантов этой реформы, но пока актуальны два законопроекта — правительственный №10439 и депутатский №10439-2.

 

Как уже отмечалось, законопроект, поданный Кабмином, готовили в офисе президента. Не думаю, что его лично делал Олег Татаров, но руководил процессом точно он, потому что это сфера его ответственности на Банковой — уголовная юстиция. И чтобы оценить качество, достаточно будет пройтись по ключевым нормам проекта.

Основное отличие — преимущество (как количественное, так и при голосовании) международных экспертов в конкурсной комиссии по избранию директора бюро и в комиссиях по аттестации персонала бюро. Депутатский проект включает такие нормы, а правительственный нет. Но это база, без которой вообще не имеет смысла начинать любую перезагрузку. Вспомните всю эту «санта-барбару» о «налоговом милиционере» Мельнике и его контролере Андрее Гмырине, которого разыскивает НАБУ. Мельника еле убрали с должности, но и в дальнейшем орган не очень отличается независимостью и аполитичностью. Так что отбор является ключевым. Это понимают и государственные «реформаторы», например, закладывая в реформу возможность назначать кадры в бюро без конкурса путем перевода между должностями. Депутатский проект запрещает подобные трюки, правительственный нет.

В целом что-то похожее было при аттестации прокуроров начиная с 2019 года. Всех как будто заморозили на должностях, а дальше проводят аттестацию.

При этом базовые условия аттестации предусматривают, что соответствующие процедуры проходят все, кроме нового директора и сотрудников, назначенных конкурсными комиссиями при участии международников. Но правительственный законопроект предусматривает аттестацию только через год после завершения военного положения, а назначенные после принятия закона освобождаются от аттестации вообще.

Кроме этого, если депутатский законопроект предусматривает ограничение срока проведения аттестации (18 месяцев), то в правительственном ограничений нет. Для понимания, аттестация органов прокуратуры продолжается до сих пор с 2019 года. Безусловно, прокуроров больше, чем сотрудников БЭБ, но все же… Учитывая этот опыт, ограничение в полтора года более логично, чем бессрочность процесса, кроме отдельного исключения «бегства» сотрудников в отпуск по уходу за ребенком. Но и против этого есть предохранители.

Также интересно, что депутатский законопроект запрещает повторную аттестацию, а вот проект правительства — нет. То есть, по мнению правительства, после первой аттестации вполне можно начать следующую, и еще одну, и еще... С одной стороны, сложно утверждать, что это стопроцентно ошибочный подход, с другой — в целом складывается впечатление, что авторы перезагрузки от правительства хотят не результата, а бесконечной реформы.

Что интересно, 22 февраля на парламентский комитет по вопросам финансов, налоговой, таможенной политики пришел министр юстиции Денис Малюська. По словам нардепа Ярослава Железняка, министр признал, что законопроект №10439 не отвечает требованиям международников. Однако его необходимо поддержать, а власть «дает слово, что во время второго чтения все поправят». На следующий день министр решил документально зафиксировать договоренности и… опубликовал пост в Facebook, в котором уверял, что они выполнят «джентльменское» соглашение и поправят законопроект. На мой вопрос, а что мешало им сразу подать документ с необходимыми нормами, ответил, что все учтено. Что же тогда править? И с каких это пор пост в соцсетях является у нас гарантией чего-либо, как и слова министра юстиции?

К счастью, пока желающих пойти на эти странные «компромиссы» не нашлось, но все еще впереди — борьба за полноценную перезагрузку БЭБ продолжается.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме