3 сентября в Украине начнется новый «законодательный год» - возобновит свою работу сессия парламента. В первую очередь депутаты, безусловно, займутся приведением правового поля страны в соответствие с недавно принятой Конституцией. Не исключено, что нас ожидает ряд новаций в политической сфере - новый избирательный закон, например. Однако не менее важными являются планы парламентариев по реформированию экономической системы Украины. Что же конкретно намереваются предпринять в этой связи законодатели? Несколько вопросов на эту тему я адресовала председателю комиссии Верховного Совета по вопросам финансов и банковской деятельности Виктору СУСЛОВУ.
- Одной из важнейших задач, которые предстоит решить шестой сессии парламента, как неоднократно сообщалось, является принятие налогового кодекса. Поясните, пожалуйста, что скрывается под этим загадочным обобщающим названием?
- Идея налогового кодекса - свести все налоговое законодательство в кодекс, т.е. его кодифицировать. План просто блестящий, и когда-нибудь он обязательно будет реализован.
-?
- Я не верю, что нам удастся быстро сформировать такой кодекс. Так как сначала мы должны ввести в действие и апробировать основные налоговые законы. Многие законы, которые только-только начинают действовать, являются принципиально новыми. Например, Закон о патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности, аналога которому у нас никогда раньше не существовало. Безусловно, данный закон является «налоговым», так как плата за патент является, по сути, новым видом налога.
Вообще, из-за незавершенности налоговой системы мы не можем четко и однозначно ответить на вопрос, сколько и каких налогов должно быть в Украине. Так, у нас действует Закон о системе налогообложения, согласно которому подлежат обязательной уплате только те виды налогов и платежей, которые указаны в данном документе. Но платы за патент, «патентного» налога, нет в Законе о системе налогообложения и строго юридически он пока не подлежит оплате. Таким образом, в самом начале работы шестой сессии мы должны будем внести изменения и дополнения в Закон о системе налогообложения. Это, кстати, явится шагом к созданию налогового кодекса.
В связи с этим хотелось бы заметить, что надо не вводить «в эйфории» все новые и новые виды налогов, а первым делом определить и утвердить законодательно суммарный объем перераспределения через налоги валового внутреннего продукта или суммарную величину налогов по отношению к прибыли. Сейчас последняя величина иногда имеет значение едва ли не 100%.
- Видимо, здесь стоит вспомнить о необходимости воплотить в жизнь некогда популярный у руководства исполнительной власти тезис о необходимости протекционистских мер про отношению к отечественным товаропроизводителям. Не забыт ли он?
- Законодательная власть, парламент предпринимает реальные шаги в данном направлении. Возьмем наше т.н. «акцизное» законодательство. Например, один из принятых парламентом законов из этой серии - о ставках акцизного сбора и ввозной пошлины на алкогольные изделия. «Акцизы» на вина, коньяки отечественного производства установлены на некоторое время пониженные, льготные. Тем самым инициирован процесс вытеснения импортных алкогольных напитков из нашей торговой сети.
Еще один подобный документ - Закон о ставках акцизного сбора и ввозной пошлины на автомобили и шины к ним. До 2007 года отечественное производство легковых автомобилей освобождено от акцизного сбора. Причем данное положение распространяется и на случай сборки на украинских предприятиях иностранных автомобилей (не менее 1000 штук в год), что позволяет стимулировать привлечение в данную сферу инвестиций.
«Акцизным» законом, принятым в последние дни пятой сессии ВС, большая группа товаров отечественного производства освобождена от акцизного сбора. Это, в частности, ряд изделий пищевой промышленности, цветные телевизоры.
Таким образом мы постепенно создаем благоприятные условия для отечественного товаропроизводителя, для отвоевания им утерянных позиций на внутреннем рынке.
- И в завершение нашей беседы хотелось бы услышать основные принципы, которыми будут руководствоваться законодатели в своей работе по реформированию налоговой, финансовой системы страны. Думаю, этот вопрос интересует подавляющее большинство наших сограждан.
- Важно понять логику наши действий. Первое, чего мы хотим, - реализации принципа «никакие новые налоги не должны вводиться». Второе - акцент необходимо сделать на полноте сбора налогов. Какой смысл вводить новые налоги или повышать ставки, если Министерство финансов все время говорит о том, что удается собрать процентов 50 налогов? Для увеличения «собираемости» налогов надо сокращать и ограничивать льготы.
Следующее важнейшее направление - «расчистка» себестоимости продукции предприятий. Необходимо снять начисления на зарплату, в частности, в Чернобыльский, инновационный фонды, Фонд конверсии, охраны труда, защиты инвалидов, занятости... У нас расплодилось колоссальное количество всяческих фондов, отчисления в которые в итоге ложатся на себестоимость, искусственно дорожает продукция. Это, безусловно, является мощнейшим фактором инфляции. А есть еще отчисления на дорожное строительство, коммунальный налог... Все это необходимо упорядочить и вывести из себестоимости продукции предприятий, сделав ряд подобных платежей необязательными. При этом, естественно, некоторые из внебюджетных фондов умрут.
* * *
Как видим, планов в комиссии, вернее, теперь уже в комитете Верховного Совета по вопросам финансов и банковской деятельности, «громадьё».
Но при этом будем помнить, что и налоговая политика - это искусство возможного.