на похоронах украинского цветоводства?
Выставки цветов одна за другой украшали прошлогоднюю довольно унылую осень. Организованы они были по-разному - от традиционной бесплатной 41-й городской выставки цветов, разместившейся на склонах Днепра, до помпезной, начавшейся на площади Независимости и закончившейся во дворце «Украина» и получившей рекламно-зазывное название «Вальс цветов». Здесь уже все было по-иному: и «крутые» билеты, и дотошная аккредитация, и шампанское рекой.
У пристрастия бизнесменов к устройству выставок есть хорошо продуманная будничная сторона - люди, занимающиеся цветочным бизнесом, здесь заводят нужные связи, оценивают рынок, присматриваются к соперникам. Штабы оргкомитетов в эти дни работают на пределе - каждый шаг взвешен, каждому потенциальному спонсору звонок, личное приглашение и напоминание по электронной почте, чтобы, не дай Бог, не забыл...
Между тем, само производство резко сократилось. И за лоском парадов и цветочных фейерверков ощущается леденящая, все более возрастающая конкуренция на этом рынке. Впрочем, вот что говорят о цветах те, кто обладает достаточно весомым голосом в этом бизнесе.
Директор питомника «Декоративные культуры» Владимир Мандебура был достаточно откровенен:
- Цветоводство в Украине переживает не лучшие времена. Оно сократилось на 80 процентов. Наше немалое хозяйство не один год занимается выращиванием цветов: гвоздик, фрезии, тюльпанов, роз. Кроме открытого грунта, оно имеет 2,5 гектара теплиц. Однако с тех пор, как пошли цветы из-за рубежа, наша продукция начала плохо реализовываться. Пришлось вместо цветов перейти на овощи. Может, когда у людей будет больше денег, тогда снова возьмемся за цветы...
На мой вопрос о том, как же частник на приусадебных и садовых участках в крохотных теплицах ухитряется выращивать цветы и конкурировать с голландской продукцией, Владимир Иванович объяснил:
- При нынешних ценах на газ, электроэнергию для них выращивание нередко также убыточно, как и для нас. Но частник более оперативен. У него маленькая тепличка. Он отключает обогрев, когда ему не нужно тепло. Мы же, запустив гигантскую теплицу, должны работать непрерывно. При таких условиях в холодную зиму рентабельность обеспечить трудно.
Многие руководители, особенно в колхозах, совхозах, вообще отключили теплицы. Пошел даже слух, что у нас теплицы совершенно устарели и их надо перестраивать. Это не так. Я не так давно побывал в Шотландии, где имел возможность ознакомиться, как дело поставлено там. Так вот теплицы у них такие же, как и у нас, но они гораздо лучше оборудованы. В них компьютер регулирует режим: температуру, влажность. Вот где резервы улучшения наших теплиц. Но для этого нужны средства, а нашим цветочным делом сегодня таких денег не заработаешь. Сами видите - это песня без конца...
Ту же «мелодию» поддержал и главный агроном совхоза декоративного садоводства Александр Иовса:
- Энергоносители сейчас очень дорогие, а наша продукция дешевая. Средний класс еще беден, а кто «покруче», норовит купить привозное, из Голландии. Поэтому и мы перешли на выращивание овощей. Пытаемся где-то кредиты взять или пойти на сотрудничество с инофирмами. Но те не спешат к нам в объятия. Так что пока мы в свободном полете...
Все было бы совсем мрачно, но на одной из выставок мне по секрету рассказали, что, как и во времена Остапа Бендера, колониальные товары делают рядом, «на Малой Арнаутской». Оказывается, в стольном Киеве «голландские цветы» нередко выращивают в неказистых тепличках, приговаривая «покажи мне того человека, который скажет, что это не из Голландии!»
Кроме таких исторически накатанных нашим бизнесом методов, интенсивно проверяются и другие. Валерия Дяченко - ведущий агроном цветочных культур открытого грунта фирмы «Квіти України» на вопрос о том, почему фирма начала выращивать полевые культуры вместо цветов, ответила, что подсолнухи на стенде - декоративные. Кстати, крик моды! Как декоративны и перцы фиолетового цвета. Кабачки с изящными «фигурами» также не для еды, а для украшения.
- Наша фирма не меняла профиль - она занимается исключительно выращиванием цветов. Трудно, но удается выжить. Главная концепция выживания - многоплановость хозяйства. Выращиваем цветочные культуры открытого грунта: однолетники, многолетники, вазонные культуры, декоративные деревья и кустарники. Основную же свою задачу агрофирма видит в выращивании посевного и посадочного материала. С зарубежными конкурентами удается соревноваться только благодаря тому, что продукция по качеству не хуже заграничной, но дешевле. Занимаемся маркетингом, чтобы держать руку на пульсе рынка и мгновенно перестраиваться. Ситуация, мода, вкусы меняются просто стремительно...
На выставках я познакомился и с предприятием, которое никак не выглядело потерявшимся в рыночной стихии. Более того, оно протянуло руку помощи тонущей «Роксолане». Оставим за рамками нашего обсуждения условия, на которых была протянута рука. Это украинско-польско-американское предприятие «Украфлора». Именно оно обратило на себя внимание широкими акциями, к примеру проведением «Вальса цветов», в котором «вальсировали» многие банки, «крутые» фирмы и акционерные общества. У стендов этого предприятия на выставках отбоя нет от покупателей. Вы, наверное, видели крохотные вазончики с миниатюрными розами - это от «Украфлоры».
Генеральный директор предприятия «Украфлора» Ежи Коник утверждал:
- Фирма организует на выставках торговлю столь понравившимся товаром не ради прибыли. Ее коммерческие интересы лежат совсем в иной плоскости - оптовой продаже. Здесь уже сложился определенный устойчивый имидж. Вместе с фирмой «Роксолана» предприятие «Украфлора» собирается открыть салоны по продаже семян. Если до сих пор «Роксолана» была фирмой для элиты, теперь она должна резко расширить круг своих покупателей. В поле ее зрения должны попасть дачники и огородники. И, в первую очередь, именно их фирма должна обеспечить надежными семенами высшего качества класса «А».
Следующий шаг - обеспечить садоводов высокопродуктивными сортами деревьев и кустарников. В мире есть немало таких, которые пришлись бы по вкусу украинским садоводам. Остановка «за малым» - санитарная служба не дает разрешения на поставку деревьев в почве. А без такого разрешения их нельзя перевозить через границу. Впрочем, первый шаг сделан - получено разрешение на доставку деревьев в торфе. Это позволит поставлять на украинский рынок декоративные кустарники и деревья.
По поводу завоза с почвой единого мнения нет. Профессор Николай Городний, заведующий кафедрой агрохимии и качественной сельскохозяйственной продукции Национального аграрного университета, считает, что при ввозе зарубежного посевного материала следует быть очень осторожным:
- Сегодня, когда животных стали кормить заморскими концентратами, это неожиданно ударило по... растениеводству. Дело в том, что вместе с концентратами со всего мира поступают не только семена сорняков, но и грибковые возбудители из стран-экспортеров. Шквал новых болезней вынуждает применять новые химические средства борьбы. Мы попадаем в заколдованный круг...
- Мир полон чудес, и в нем производится множество красивейших вещей, - подтвердил мысль профессора-эколога генеральный директор АО «Троянда» Анатолий Смирнов. - Нужно не вести себя подобно вороне и все блестящее тащить к себе в гнездо. нужно осмотреться. И кроме того, следует знать, что купить и продать не стоит большого труда. Другое дело - произвести самим и продать. Скажу более - наша продукция может успешно конкурировать с любой заграничной, например орхидеи. И берут ее с большим энтузиазмом, потому что у нас она свежая, только что срезанная...
Но когда берешь курс на высококачественную продукцию, далеко не все партнеры подходят. Как-то раз по наводке рекламы из журнала «Пропозиція» приобрели гербициды. Оказалось, что заплачены бешеные деньги, а препараты совершенно непригодны. Мы написали рекламацию, но киевская фирма, торгующая этими заморскими препаратами, требует, чтобы мы предоставили анализы и заключения институтов. А вы знаете, каких это денег стоит?.. От тяжбы отказались. Себе же дороже.
А по поводу того, что погибает сейчас цветоводство, что не выгодно содержать сейчас теплицы, скажу вот что - да, на сегодня это требует больших затрат. В связи с этим некоторые хозяйства в городе пошли на то, чтобы выращивать зимой не цветочную продукцию, а овощи, цветы же у них в ходу только с марта по сентябрь. Это не выход. И мы не можем на это пойти, потому что это путь в никуда. для этого нужно переучивать людей, изучать новые технологии, а потеря темпа в нашем деле гибели подобна.
Генеральный директор «Троянды» уверен, что несмотря ни на что цветоводство может быть рентабельным. Но для этого надо держать не только площадь, но и повышать урожаи, расширять ассортимент не только цветов, а и горшечных декоративно-лиственных культур для оформления квартир, офисов. А на свободных площадях пытаться организовывать более прибыльные производства. Например, «Троянда» производит горшки для цветов, этот цех дает 80% чистой прибыли.
Сейчас в акционерном обществе все шире разворачивают производство лимонов, спируллины. Это, конечно, экзотика, требующая большого терпения и риска, но он уже оправдался. Опыт «банановых» стран показывает, что монокультура - не лучший способ спастись в бурное время. И нам на одних гвоздиках к праздникам не выжить.