ПО ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕ ОЧЕРЕДИ
Очередь, которая выстроилась сегодня в Украине, к рынку имеет отношение весьма отдаленное: отрасли, регионы, предприятия, население стоят в очереди за господдержкой. Когда экономика в целом неэффективна и тратит больше, чем зарабатывает, когда свыше половины заработанного скрывается, за каждой легально циркулирующей гривней, за каждым долларом заграничной помощи, покрывающей дефицит баланса между заработанным и потребленным, бдительно следят сотни и тысячи юридических и физических лиц. Как тут обойтись без поддержки первых лиц? Их-то мы и увидели в полном составе на VI внеочередном съезде Украинского союза промышленников и предпринимателей.
О критической экономической
и социальной ситуации в Украине и защите отечественного товаропроизводителя
Именно так назывался доклад и.о. президента УСПП Анатолия Кинаха (в конце съезда приставка «и.о.» была снята). Его традиционный статраздел включал хорошо известные всем цифры бурного роста кредиторской задолженности, всеохватывающего бартера, убыточности предприятий, неконкурентноспособного - из-за чрезмерной энерго- и металлоемкости - экспорта наивысших темпов падения производства в машиностроении и легкой промышленности, мизерности долгосрочных кредитов и т.д. и т.п. После чего ответ на первый традиционный вопрос «Кто виноват?» звучал так: во-первых - государство, во-вторых - государство, в-третьх, четвертых, пятых - государство. Оно не организовало поддержку развития предпринимательства. Оно не создало эффективные налоговую и бюджетную системы. Оно не совершенствовало денежно-кредитную, инвестиционную и социальную политику. Оно не проводило последовательную приватизацию. Оно, наконец, сорвало работу по ликвидации платежного кризиса на базе предложений УСПП.
Что делать? Без этого второго вечного вопроса, съезд был бы не съезд, а тусовка людей, у которых в связи с обвалом производства появилась масса свободного времени. Причем, судя по присутствию в конференц-зале Дома профсоюзов львиной части политического и экономического бомонда, не только у них одних.
Перво-наперво, съезд потребовал от треугольника Президент-Верховная Рада-Кабмин принять в первом квартале бюджет на основе новой налоговой системы с учетом выводов и предложений УСПП. Вот в них-то и заключена квинтэссенция внеочередного мероприятия.
Перво-наперво съезд потребовал от треугольника Президент - Верховная Рада - Кабмин принять в первом квартале бюджет на основе новой налоговой системы с учетом выводов и предложений УСПП. Вот в них-то и заключена квинтэссенция внеочередного мероприятия.
В денежно-кредитной сфере Союз желает формировать направления деятельности НБУ и, очевидно, войти в состав его совета для а) формирования денежной массы в соответствии с потребностями расширенного воспроизводства оборотных средств предприятий; б) введения плавающего обменного курса гривни и отказа от искусственной ее поддержки во имя усиления позиций отечественного производителя; в) прекращения отвлечения внутренних инвестиционных ресурсов и оборотных средств на покрытие бюджетного дефицита и госдолгов, в том числе с помощью гособлигаций внутреннего и внешнего займов.
В сфере дебиторско-кредиторской задолженности и имущественной ответственности Союз желает: а) реструктуризации долгов предприятий за 1994-96 гг.; б) выпуска долговых гособязательств и формирования единого рынка этих обязательств и векселей, в сочетании его с процессами приватизации и банкротства; в) принятия в первом квартале программы приватизации на 1997 год и снятия запрета на приватизацию крупных предприятий с участием стратегических инвесторов.
Был и еще ряд требований в сферах малого бизнеса, инвестиционной политики, социального партнерства, конкуренции на энергетическом рынке. Венчало их серьезное предупреждение о возможности созыва второго этапа съезда при невыполнении основных его решений власть предержащими. И уж тогда будут определены более жесткие позиции и конкретные действия промышленников и предпринимателей по выводу страны из кризиса.
Думаю, подобных проектов решений, к примеру, на шестом съезде Ассоциации украинских банков мы не увидим. И не только потому, что УСПП - признанная кузница высших руководящих кадров страны. Данное обстоятельство просто лишний раз подтверждает, что сегодня в Украине производственный капитал полностью оккупировал командные высоты в экономике - в отличие от развитых стран и даже России. И это - тоже одна из наших бед, существенно тормозящих переход к нормальной рыночной экономике.
К тому же, приведенный выше веер требований, порой противоречащих друг другу, свидетельствует об отсутствии в стране четко выраженной промышленной стратегии. С чего, собственно, и начал свое выступление председатель Верховной Рады, одновременно обвинив правительство в зацикливании на вопросах денежно-кредитной политики.
Словно отвечая на выпад спикера, Президент практически всю свою речь посвятил оправданию последней. В связи с этим позволю себе остановиться на данном вопросе несколько подробнее.
Денежно-кредитный фетиш
«Снижение инфляции - безальтернативный процесс», - заявил на съезде Л.Кучма. Очевидно, это было реакцией на то место в выступлении А.Кинаха, где говорилось о необходимости оптимизации объема денежной массы и отсутствии согласованности между жесткой монетарной и промышленно-структурной политикой государства.
Такая подмена многообразия экономических проблем сугубо инфляционной тематикой придает денежно-кредитной политике банальную трактовку - в частности в виде безальтернативной корреляции между излишней денежной массой и высокой инфляцией. Считается, что при годовом значении последней выше 20-25 % масштабная инвестиционная деятельность становится невозможной из-за высоких банковских ставок. При этом за рамками публичной дискуссии остаются такие вопросы, как размеры реальной (материальной) основы размера денежной эмиссии, соотношение между различными ее формами, эффективность функционирования каналов платежной системы, роль бюджета в поддержании нормального процесса воспроизводства, степень открытости и подконтрольности бюджетных трат (именно последнее обстоятельство было, на мой взгляд, решающей причиной возникновения гиперинфляции 1992-93 гг.).
На самом деле, излишняя денежная масса, возникшая в итоге эмиссионных упражнений последних советских правительств, была обесценена ценовой либерализацией уже во второй половине 1992 года. Денежное обеспечение ВВП тогда достигло вполне приемлемого уровня. Трагедия состояла совсем в ином: была усугублена такая болезнь советской плановой системы, как цены, предусматривавшие дотационность отраслей ТЭК, сельского хозяйства и жилищно-коммунальной сферы. Не создав условий для нормального самофинансирования этих ключевых секторов экономики, т.е. обкорнав доходную часть бюджета и сохранив за последним все «советские обязанности», руководство страны подписало смертный приговор бюджетной системе.
Другим следствием безоглядной «всеобщей либерализации» стало формирование уникальной бюджетной системы, где в финансовой сфере на организационном и технологическом уровне образовался механизм перераспределения госсредств в частные руки, тогда как конечные получатели бюджетных средств в реальном секторе недополучают десятки процентов выделяемых сумм. Этот процесс носит всеохватывающий характер и включает многомесячные задержки похудевших из-за инфляции зарплат.
Поставив в этих условиях во главу угла финансовой политики ограничение денежной массы, правительство развязало эдакую спортивную гонку между темпами роста последней и падением производства под аккомпанемент роста неплатежей и долларизации экономики. В результате кризис платежной системы прошел три стадии: развал платежных взаимоотношений между предприятиями, между предприятиями и бюджетом и, наконец, в банковском секторе.
Вне сомнения, Президент и его команда испытывают известное беспокойство от объявленной «безальтернативности». Отсюда пассажи в его выступлении на съезде о том, что экономика приспособилась к инфляции и испытала шок от ее снижения, что действия исполнительных и законодательных органов власти были неадекватны новой экономической ситуации и потому экономический блок правительства требует кадровой корректировки. Кадры, разумеется, решают многое, если не все. Но помогут ли новые, коль Верховный Главнокомандующий вслед за тем же «блоком» послушно повторяет, что главные стратегические задачи украинской экономики - снижение инфляции, сокращение на 10 млрд. грн. налогового пресса и ускоренная амортизация?
Реформы
в контексте трансформации человеческого капитала
Раз уж мы коснулись кадровых проблем, в самый раз объяснить читателю, почему автор полагает, что УСПП пытается пройти в рынок без очереди. Принадлежит объяснение главному экономисту Евроцентра макроэкономического анализа Украины Жерару Дюшену и опубликовано в прошлогоднем октябрьском выпуске бюллетеня «Тенденции украинской экономики».
По мнению экспертов, решающим фактором трансформации экономики в рыночную есть замена старого капитала новым. При этом определение «старый» связано не с техническими инновациями, а с уровнем менеджмента, т.е. способностью управленческого аппарата провести внутреннюю модернизацию на предприятии вне зависимости от формы собственности. По оценкам Евроцентра, к началу 1995 года две трети украинского человеческого капитала было старым, около 10 % - новым, остальная часть - бездеятельным.
Разница между «старым» и «бездеятельным» видами капитала заключается в следующем. В первом случае директора предприятий продолжают выпускать находящую сбыт продукцию, но на основе нерыночных методов руководства. При этом они стараются защитить свое положение путем сохранения прежнего уровня занятости, ибо тандем старого управленческого корпуса и старой рабочей силы есть главное условие выживания старого капитала. Бездеятельный же капитал либо выпускает никому не нужную продукцию, которая оседает на складе, либо не выпускает ничего, опять-таки сохраняя в неприкосновенности бездеятельную рабочую силу, фактически играющую роль крепостных.
Новый пакет законопроектов, по мнению Ж.Дюшена, в части сокращения отчислений на социальную защиту, роста амортизационных отчислений, введения налога на имущество и мер по дерегуляции экономики должен стимулировать ликвидацию бездеятельного капитала и трансформацию старого активного капитала в новый, рыночно-ориентированный. Насколько далек автор от наших реалий, видно уже по тому, что одной из рекомендаций УСПП является «ввести временный (на период выхода отечественной экономики из кризисного состояния) мораторий на введение налогов на имущество предприятий и граждан».
В ряду многих других «выводов и предложений» данное вполне адекватно свидетельствует о том, что УСПП как объединению преимущественно старого и бездеятельного менеджерского корпуса Украины вряд ли суждено стать локомотивом «радикальных экономических реформ». Поэтому, когда Президент заявляет, что он прекрасно знает многих из сидящих в зале представителей управленческого микроуровня, хочется ему задать вопрос: к чему тогда черпать кадры на макроуровень преимущественно из этого коллектива?
Впрочем, в кадровом вопросе от Леонида Даниловича решил не отставать и Александр Александрович, но уже, естественно, в парламентской интерпретации. «Где ваша партия? - обратился он к присутствующим промышленникам. - Крестьяне создали уже две своих партии - понятный, мудрый шаг, имеющий целью отстаивание своих интересов в парламенте, подготовку к новым выборам».
«Крестьяне» - это, конечно, звучит мудро. Я бы даже сказал, гордо! Но если так названы председатели колхозов и директора совхозов, отчего УСПП не переименовать в Украинский союз рабочих? Ах, уже есть? Ну и что - ведь аграрных партий тоже две. Тем более, что в каждом из нас, по утверждению специалистов, непременно скрыт некий общественный дар. Просто одни об этом знают и всю жизнь его ищут, другие же о том не ведают. А поскольку жизнь человеку дается только один раз, то прожить ее надобно так, чтобы второй раз жить уже не хотелось.