УДАРИМ АВТОЗАКОНОМ

12 декабря, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 50, 12 декабря-19 декабря 1997г.
Отправить
Отправить

по… да по всему! 24 октября 1996 года (что символично - ко Дню автомобилиста) вышло известное постановление Кабинета министров Украины №1282...

по… да по всему!

24 октября 1996 года (что символично - ко Дню автомобилиста) вышло известное постановление Кабинета министров Украины №1282. Называлось оно «О минимальной таможенной стоимости импортных автомобилей и шин к ним». Любое новое решение властей всегда вызывает задержку дыхания у потребителя. Увы, но эта реакция вырабатывалась годами и изменилось мало что. Мы слишком привыкли, что законы у нас пишут хорошо только запрещающие. Хотя, по сути, закон как таковой должен давать помимо обязанностей права и конкретизировать возможности. Но к этому не привыкли ни те, кто его сочиняют, ни те, для кого он пишется.

Прошел год, и можно сделать уже не теоретические, а практические выводы из известного постановления. Деньги в карманах потенциальных покупателей машин как и цыплят у нас по осени считают.

Я специально не пишу «импортных» машин, потому что за редким исключением у нас все машины импортные. Подобные законы приняты во многих, в том числе и высокоразвитых, странах мира. Действие аналогичного закона направлено на защиту своих производителей. У нас, за исключением того же ЗАЗа, еще не делающего погоды на авторынке, своих крупных производителей нет, поэтому и защищать-то пока нечего. Так что заклинания о защите своих фабрикантов шиты белыми нитками. Что касается шин, то, возможно, скоро мы и пересядем на белоцерковскую резину, если более низкая ее цена будет сопоставима с мировым качеством. Но вот машины в большинстве своем еще десятки лет будут доминировать импортные хотя бы потому, что свои не представлены во всех классах.

В том, что в ближайшем будущем корейцы завалят нас запорожскими малолитражками, никто уже не сомневается. Но ни один, даже самый мощный, автоконцерн не способен заполнить все классы автотехники на все случаи жизни и во всех потребностях экономики. Да и в конце концов, почему мы должны выбирать только из одной марки? «Волынь» пока по-прежнему никак не вылезет из перестроечной ямы. IVECO-КрАЗ заполняет одну и весьма узкую полочку рынка. Крымские «Волги» и «Газели», в силу все той же большой дальновидности налоговой политики, стоят не намного меньше, чем российские. Поэтому под белыми нитками закона и спустя год видна, к сожалению, все та же до боли знакомая «обдираловка».

А теперь - о самом постановлении, а точнее, о двух дополнениях к нему.

Дополнение №1 - это таблица, состоящая из длинного списка марок машин по странам-производителям и их определенным, минимальным ценам в зависимости от объема двигателя в сантиметрах кубических. Дополнение №2 - это коэффициент минимальной таможенной стоимости в зависимости от возраста машины. Конечно, такая градация, в принципе, вполне справедлива. Покупающий новую дорогую машину платит за нее большие деньги и больший налог государству. Покупающий менее престижную марку, соответственно, - меньший. То есть от каждого - по престижу, каждому - по налогу. Вот она - смесь надстройки капитализма с базисом социализма, то, о чем так долго и не мечтали большевики. Вот она - вроде как справедливость, но в реализации самих документов есть, как минимум, четыре странности.

Странность №1 в дополнении №1. Если уж составлять подобный список, то, пожалуй, стоило бы более подробно к нему подойти. Возьмем российскую «Ладу». В графе от 1000 до 1500 см 3 указана одна стоимость. Хотя мало-мальски разбирающемуся человеку в ценах на ВАЗы понятно, что в эту графу попадают почти все вазовские модели. Но на самом-то деле цены на новую «четверку» или «пятерку», до сих пор выпускаемые, в 1,5-2 раза будут отличаться от 099 или «десятки». А графа для них общая.

Второй момент. Кто разбирается (а готовить подобные документы, по идее, должны люди сверхкомпетентные), тот должен знать, что объемы двигателей, бензиновых и дизельных, сильно отличаются. Специфика дизеля такова, что при гораздо большем объеме мощность двигателя в лошадиных силах и квт меньше, чем то же соотношение у бензиновых. Например, дизельный Merce-des-240 с объемом двигателя 2350 см 3 будет иметь не такую уж и большую мощность - 70 л.с. Mercedes-180 при намного меньшем объеме имеет большую мощность. По цене они вряд ли будут отличаться. Это зависит скорее от класса и комплектации машины. Возможно, бензиновый будет стоить дороже дизельного, а по нашему горемычному постановлению 240-й попадает по объему в более дорогую графу минимальной стоимости, а 180-й - однозначно в более низкую. Одним словом, в длинном и вроде как умном дополнении №1, в котором есть даже такая редкая для нас машина, как «ЮГО», не обозначена, а соответственно, не учтена специфика дизельных двигателей как таковых.

Третий момент. Тот же «Mercedes» и другие концерны имеют, кроме легковых, огромную гамму грузовиков и автобусов - начиная от самых маленьких, сравнимых с легковыми, и заканчивая гигантами для международных линий. Естественно что для каждого класса машин должна быть своя градация и не только по объему двигателя.

И четвертое. Если существует понятие «новый русский», то пора вводить термин «новый бюрократ». С его точки зрения, человек, способный купить себе Rolls-Royce или Aston-Martin, которому этот «новый бюрократ» определил минимальную стоимость в $250000, должен и способен выложить государству еще более порядка половины этой суммы. Может, он и прав. Но я думаю, что потенциальному миллионеру не хватит не денег, нет, а просто он не захочет одаривать государство такими суммами. Гораздо проще ему за такие деньги обойти этот закон, либо купить жене пару десятков новых «девяток», чтобы она их подбирала на каждый день под цвет своего платья. Так это будет или нет, однако вряд ли мы увидим автомобильные шедевры на улицах столицы в ближайшее время. А жаль…

Единственное и где-то героическое событие в этом навороченном законами мире было в августе этого года в Киеве. На Печерске открылся автосалон очень дорогих и редких машин «Гран-при». Но один этот автосалон, в силу эксклюзивности и определенности слоя покупателей и навернутым, не без помощи злополучного закона, ценам, не способен резко изменить соотношение сил на дорогах.

То ли дело в Лондоне. По улице ездишь, как по выставке. Каждая десятая машина - праздник на колесах.

Лицо государства - улицы его столицы. Больше хороших, дорогих машин - государство уверено в себе и в своих людях, и в своих делах. Меньше - соответственно наоборот. Может, это и субъективно, но факт.

А для большинства простых граждан новый со стажем законодательный шедевр - очередной удар по карманам и по вечной мечте человека двигаться красиво и быстро. Не лучше ли было для нашей специфики перенять более дальновидный опыт стран, близких нам по проблемам. Например, в Китае или в Турции свой велосипед не изобретают, а покупают лицензии на производство известных марок. Вот тогда и оправдан подобный закон. Человек может купить Mercedes немецкий и заплатить за него гигантский налог, если захочет. А не пожелает, так купит Mercedes местного производства в 2-3 раза дешевле и тоже будет с трехлучевой звездой пленительного автосчастья.

Не считая «Таврии», у нас все машины импортные, что весьма привлекательно для чиновников, но совершенно неудобно для потребителя в плане растамаживания. Результат очередного государственного рэкета один - цены на рынке поднимаются ровно на столько же, на сколько увеличиваются поборы.

А в ближайшее время, ходят упорные слухи, на головы потенциальных поклонников буржуазных, загнивающих иномарок, возможно, опустят новые кандалы. Кто сказал, что иномарка старше 10 лет недостойна пересечь границу? Быть удочеренными независимой страной способны только юные железные дарования не старше 5 лет. И цена на самую дешевую из них - не меньше 4 000 у.е. Подобные мысли навязчиво бьются сейчас в светлых умах законодателей.

Наша страна всего шесть лет как развивается независимо. Соответственно, большинство аппарата начинало учиться еще на советском обществоведении. Поэтому странно, что творцы законодательного жанра не помнят любимого классика коммунизма. Карл Маркс, заметьте, толковый прежде всего экономист, а не коммунист, писал в своем «Капитале»: «Чем больше государство увеличивает налоги - тем меньше поступает в казну». Все гениальное - просто, но не все простое - гениально.

Странно, толковых, грамотных экономистов в стране хватает. Вот только где они?.. Ау!

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК