18 июня 1997 года в Анкаре был подписан межправительственный договор между Украиной и Турцией о строительстве нефтепроводной системы Джейхан-Самсун. Работа над этим «проектом века» длилась более четырех лет. Трубопровод кратчайшим путем должен соединить средиземноморское и черноморское побережья Турции, и это даст возможность ускорить поступление в Европу ежегодно почти 70 млн. тонн нефти из стран Ближнего Востока и Африки. От порта Самсун этот поток будет направляться к Одесскому терминалу, откуда через украинские транспортные системы пойдет в страны Европы.
Выгоды Турции очевидны: маршрут Самсун-Одесса может в будущем рассматриваться для транспортировки нефти из стран Персидского залива. Таким образом, Турция может стать энергомостом и терминалом (особенно после отмены эмбарго ООН в отношении Ирака). Во-вторых, значительно уменьшится интенсивность движения нефтеналивных танкеров в проливах Босфор и Дарданеллы. Несмотря на радарную систему контроля за прохождением судов в проливах, этот путь представляет немалую экологическую угрозу, и решение этого вопроса для Турции не менее важно, чем проблема Кипра. К слову, по оценкам российских экспертов, на ограничении прохода большегрузных танкеров через проливы Россия уже потеряла 700 млн. долларов. В-третьих, безусловно, важен финансовый аспект: чем больше нефти «перегонит» Турция по своей территории, тем больше заработает, что даст возможность экономить на отказе от импорта той же нефти ежегодно миллиарды долларов.
Для Украины же важность решения энергетических вопросов очевидна. Все годы нашей независимости идет поиск альтернативных каналов, предусмотренный утвержденной правительством Концепцией диверсификации источников поставок нефти и газа в Украину.
Итак, договор подписан. Но это еще не значит, что вслед за этим мгновенно будет реализован проект, о котором мы слышим уже много лет. реализовать проект правительство Украины уполномочило украинскую государственную корпорацию «Укрзаграннефтегазстрой». Кстати, и об этой компании мы не впервые слышим - в связи с тем же «проектом века». Так что генерального директора «Укрзаграннефтегазстроя» Ивана Дадиверина корреспонденту «ЗН» было о чем расспросить.
- Иван Георгиевич, в последнее время упорно ходили слухи о расформировании «Укрзаграннефтегазстроя». Помнится, даже в указе Президента речь шла о ликвидации возглавляемой вами акционерной компании. Так в какой организационно-правовой форме существует она сегодня?
- 4 марта 1997 года по указу Президента на базе государственной акционерной компании «Укрзаграннефтегазстрой» была создана украинская государственная корпорация «Укрзаграннефтегазстрой», учредителем которой является Кабинет министров. Эта реорганизация прошла для нас очень болезненно.
Почему это было сделано? В Турции все энергетические системы принадлежат государству. Мне кажется, и мы не готовы к тому, чтобы передавать эти системы в частные руки, особенно сегодня. Ведь частные структуры в погоне за наживой не рассматривают вопросы реанимации и правильного обслуживания энергетических систем. Если же нефтяные и газовые системы не будут в должной мере обеспечены капиталовложениями и контролем со стороны государства, это может привести к катаклизмам чернобыльских масштабов. Трубопроводы должны обслуживаться систематически. В Турции этими вопросами занимается Министерство энергетики и государственная корпорация «Боташ», уполномоченная турецким правительством реализовать и проект строительства новых нефтепроводов.
- Имеет ли эта корпорация отношение к газовой компании «Боташ», вместе с которой вы собирались строить в 1993-1995 гг. нефтепровод Джейхан-Кириккале-Зонгулдак или Джейхан-Кириккале-Самсун? Кстати, чем закончились те проекты?
- Корпорация «Боташ» и газовая компания «Боташ» - это одно и то же. «Боташ» занимается нефтяными и газовыми системами под контролем государства.
Что касается вышеперечисленных проектов, то в 1995 году мы уже были готовы к подписанию межправительственного соглашения. Обе стороны предоставили все необходимые документы для парафирования проекта. Но впоследствии «ход» этих документов затормозился. Слишком многих заинтересовало то, что будет строиться в Турции, и кому это будет принадлежать. Более хваткие увидели в этом большие личные перспективы. Поэтому указом Президента «Укрзаграннефтегазстрой» был ликвидирован, несмотря на все имевшиеся наработки к подписанию межправительственного договора, начиная от самой идеи, разработки и заканчивая финансовыми решениями.
- Отсутствие межправительственного соглашения и финансов всегда были тормозом вашей работы?
- На то время мы уже уладили финансовую сторону. Многие западные банки считали проект очень перспективным. Ведь нефть пойдет не только на обеспечение Украины, но и в Европу. причем доставка должна быть значительно дешевле, так как сокращается расстояние транспортировки. Сегодня танкеры, везущие нефть в Европу, идут с Ближнего Востока вокруг Африки (около 25 тыс. км.).
В общем, все было готово для подписания межправительственного соглашения. Однако, по непонятным для нас причинам, ход дела был приостановлен.
- Как вы думаете, почему?
- Общеизвестно, что Украина как молодое государство находится в зависимости от одного определенного энергетического источника. И установка цены происходит односторонне. Любому государству, желающему быть независимым, необходимо иметь как минимум два или три источника поступления того продукта, в котором оно нуждается. Поэтому в свое время президент Кравчук особое внимание уделил Одесскому терминалу...
- ...генеральным подрядчиком строительства которого как раз и был «Укрзаграннефтегазстрой»?
- Мы были генеральными подрядчиками строительства нефтепровода Одесса-Кременчуг. В бытность Л.Кучмы премьером и была организована эта работа. Впоследствии из-за перемен в Кабмине и вмешательства большой политики строительство Одесского терминала также было приостановлено.
- С этими вопросами было связано множество скандалов, в свое время широко освещавшихся в прессе. Прокуратурой было рассмотрено несколько дел по обвинению вашей организации в финансовых злоупотреблениях. Чем это закончилось?
- Наша компания в злоупотреблениях не обвинялась. Все средства, которыми мы располагали, ушли на расчеты с субподрядчиками и рабочими. Скандалы же были связаны непосредственно с Одессой, так как были опасения загрязнения окружающей среды, попадания масел в гавань и прочее. Мы выполнили свою работу. Строительство терминала было приостановлено в августе 1994 года. «Укрзаграннефтегазстрой» вел работы до 1 июля 1995 г. несмотря ни на что. Мы знали, что депутатский корпус, Верховная Рада все-таки разрешат строительство, что и произошло, как вы помните, в январе 1995 года. Однако разрешение не сопровождалось финансовой поддержкой, поэтому мы свернули работы.
к сожалению, за это время наша компания была экономически подорвана. Во-первых, нам необходимо было продолжать изыскательские работы в Турции, а пребывание одного работника за границей в день обходится очень дорого. Не получив ни копейки из бюджета, «Укрзаграннефтегазстрой» вел все работы за свой счет с ноября 1993-го по сентябрь 1995 года. Со временем наших специалистов пришлось отозвать. Но мы все-таки сделали технико-экономическое обоснование проекта, определились с выбором трассы, получили одобрение президента Турции.
- В подписанном договоре говорится о правительственной поддержке этого проекта. В чем конкретно вы надеетесь на помощь государства?
- Мне бы меньше всего хотелось говорить на эту тему.
- Государственный министр А.Минченко, подписавший договор с украинской стороны, также почему-то не захотел поделиться с читателями «ЗН» своими соображениями по этому вопросу.
- К сожалению, нашему государству сложно воплощать подобные проекты, особенно это касается финансовой стороны. Все-таки строительство этой системы, пусть и рассчитанной в перспективе на получение больших прибылей, требует значительных инвестиций.
- Вам известно, где брать деньги?
- Да, конечно. Предполагалось, что обеспечение проекта средствами украинским правительством будет оговорено в договоре. Но известно, что у правительства денег нет. Напрягать же всю украинскую экономику для этих целей мне представляется, по крайней мере, проблематичным. Думаю, впоследствии будут подписаны дополнительные протоколы, которые позволят продвигаться вперед. Ведь это наша корпорация взяла на себя обязательства в поиске денег. Что касается гарантий, то в присутствии А.Минченко корпорация «Боташ» заявила, что дает гарантии под взятие кредитов. То есть украинская сторона нашла деньги, а турецкая сторона документально гарантирует их возврат. Все-таки строительство будет происходить на турецкой территории.
- В договоре речь идет об образовании совместного предприятия для ведения строительных работ. Каковы условия создания этого СП, процентное соотношение размещения средств и долей учредителей?
- У нас уже есть совместное предприятие «P&P», которое выполняло все подготовительные работы, вело разработку проекта. В течение двух с половиной лет эта компания финансировала все работы. А создали ее в свое время «Укрзаграннефтегазстрой» и турецкая компания «Бирчан».
- Почему же не «Боташ»?
- Будучи государственной компанией «Боташ» не имел права организовывать совместное предприятие. Мы же были акционерной компанией и могли это сделать. Сейчас необходимо создавать новое СП, учредителями которого станут «Укрзаграннефтегазстрой» и «Боташ» с равными долями участия. Если «Укрзаграннефтегазстрой» выдержит все обещанные нормативы, нетрудно представить, какую собственность будет иметь Украина за рубежом, ведь общая стоимость системы составляет порядка миллиарда долларов.
Кроме того, украинские специалисты будут работать по обслуживанию этой системы. Есть подтверждение корпорации «Боташ» об использовании наших технологий и оборудования, то есть трубы будут Харцизского завода, насосы и насосные станции украинские, монтаж будут вести украинские рабочие. В трудовых ресурсах получается солидная цифра - около 5 тыс. человек, которые за 18-20 месяцев должны возвести это сооружение. Ожидается привлечение наших компаний, таких, как «Укргазстрой», бывший «Главукрнефтегазстрой»…
Однако у всех выживших после известных изменений и реорганизаций компаний есть один очень серьезный недостаток - они технически не перевооружены. Ни одна наша компания сегодня не может работать за границей, ведь, согласно международным нормам, техника, используемая при строительстве, должна быть выпущена максимум год назад. И начинать нужно с технического перевооружения. Обычно такие системы строятся на базе импортной техники, так было, например, в 80-е годы при строительстве трубопровода Уренгой-Помары-Ужгород.
Мы уже провели два раунда переговоров с американской фирмой «Катерпиллер», которая полностью сможет обеспечить техникой украинских специалистов. Служит это оборудование обычно 15 лет. обладая подобными технологиями, мы и в дальнейшем сможем иметь заказы в Турции.
- А как рассчитываться с американцами?
- Можно оформлять лизинговые системы, они достаточно проверены за границей.
- Будущая система будет самостоятельной или подключенной к ныне действующим трубопроводам?
- Это будет совершенно новое сооружение, имеющее мощность прокачки 100 млн. тонн, что позволит нам полностью обеспечить работой украинские нефтеперерабатывающие заводы. Если система будет обеспечена нефтью, представьте, сколько трудовых ресурсов будет занято.
Далее с Одесского терминала нефть поступит в нефтепровод «Дружба», а оттуда - в европейские системы. Украина взяла на себя основную нагрузку, титанический труд, ведь работать придется на турецкой территории. Проблем много, но, думаю, они решаемы. Надеюсь, что Президент Л.Кучма поверил в серьезность намерений нашей компании, поэтому мы и получили его одобрение.
- этот «турецкий марш» длится уже пятый год. Каковы будут ваши действия в том случае, если договор не будет ратифицирован в течение обусловленных шести месяцев со дня его подписания?
- Кто может себе позволить отменять указания президента? Л.Кучма нацелил нас на осуществление этого проекта. К концу года мы уже должны приступить к работе на турецкой территории. Сегодня совместно с корпорацией «Боташ» разрабатывается устав СП, создаются различные комиссии, решаются финансовые вопросы. Как только договор ратифицируют, приедут инвесторы, и мы сядем за стол переговоров. Не хочу заранее говорить, кто это, но условия кредитов будут нормальными. Этот проект находится под личным контролем президентов двух стран.
Обратного хода быть не должно. судите сами: 4 марта была создана корпорация «Укрзаграннефтегазстрой», 11 апреля договор был парафирован, а 18 июня - подписан.
Нефтепроводная система Джейхан-Самсун создается для всех стран Причерноморья. Турки, независимо от нашего участия, все равно построят ее, чтобы закрыть опаснейший путь через Босфор и Дарданеллы. Все терминалы, находящиеся на Черном море, - и Бургас, и Констанца, и Одесса, и Новороссийск - смогут брать нефть в Самсуне.
По данным японской газеты «Никкэй» (Токио), «легкодоступные запасы мировой нефти начнут иссякать, а напряжение в поставках жидкого горючего будет ощущаться уже с 2005 года». Российский еженедельник «Аргументы и факты» утверждает, что нефти в мире осталось на 43 года. Создается впечатление, что Украина, пытаясь догнать уходящий поезд, спешит впрыгнуть в последний вагон... Разумеется, что к подобным прогнозам следует относиться по крайней мере сдержанно. И пока раздел и раздача «праздничного нефтяного пирога» продолжается, грех не принять в этом участие. Однако, чтобы воплотить проекты в реальность, требуется не так-то мало, начиная от технического перевооружения украинских подрядчиков и заканчивая строительством самого Одесского терминала, чье будущее до сих пор туманно.
«ЗН» будет информировать своих читателей о дальнейшем развитии событий.