ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

21 марта, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 12, 21 марта-28 марта 1997г.
Отправить
Отправить

Недавно автор этих строк побывал в Германии. Впечатлений - на добрую книгу. В предлагаемых заметках, однако, речь пойдет лишь об одном явлении...

Недавно автор этих строк побывал в Германии. Впечатлений - на добрую книгу. В предлагаемых заметках, однако, речь пойдет лишь об одном явлении. Я бы обозначил его так: целесообразность.

«Вохенэндэкарте»

Любая поездка в другую страну связана с передвижением. В вагонах 2-го класса - весьма, к слову, комфортабельных - мы дважды пересекли почти всю Германию: с севера на юг (Гамбург - Саарбрюккен) и с юга на северо-восток (Саарбрюккен - Берлин).

Как это нам удалось? Когда в самый канун поездки я поделился в Киеве своими «проездными» планами, то услышал от своего знакомого, исколесившего пол-Европы и хорошо знающего наши скромные возможности, определенно скептическое: «А на какие, извольте, шиши? Транспорт в Германии кусается». Скептик оказался прав. Две поездки двух человек в вагонах 2-го класса по самым скромным подсчетам (по обычным расценкам в обычные дни) должны были обойтись в 700-800 марок. Мы же уложились... в 70. Выручила «вохенэндэкарте», билет «конца недели», использованный нами, кстати говоря, меньше чем наполовину.

Стоимость одного такого билета на пять человек - 35 марок. Он действителен в течение двух с лишним суток, включая субботу и воскресенье, в течение не 48, а 52 часов. Дает право на проезд региональными, местными поездами в вагонах 2-го класса. Словом, как мы смогли убедиться, билет-выручалочка для школьников, студенческой братии, пенсионеров, вообще для людей с тощими кошельками, дающий возможность за чисто символическую плату компании из пяти человек в выходные дни добраться, правда, с пересадками, почти в любую точку Германии, познакомиться с достопримечательностями города и к началу трудовой недели (до 2 часов ночи в понедельник) возвратиться домой.

Для нас две поездки обернулись еще и увлекательным путешествием. Бремен, Оснабрюк, Мюнхен, Эссен, Кельн, величественная панорама Рейна, мегаполис Рурского района (один населенный пункт кончается, другой начинается), как бы сливающийся в один гигантский город; овеянный легендами Трир, Кассель, Геттинген, Десау. Десятки городов. И фермерская Германия, ухоженная, густо-зеленая (в ноябре!), бурты свеклы, коровы, овцы, лошади на пастбищах, изрезанных каналами, аккуратные домики под красной черепицей...

Ты сидишь в удобном кресле, и перед тобой проплывает Германия - узнаваемая и неузнаваемая. Очень разная.

В поездке по «вохенэндэкарте» есть и свои минусы. Наиболее ощутимые - пересадки с одного регионального поезда на другой. Но вместе с билетом ты, назвав конечный пункт, получаешь от германской железной дороги мгновенно рассчитанное компьютером расписание поездки с указанием остановок, интервалов.

Мы путешествовали с чемоданом (все свое - при себе). Обычно же в подобные поездки отправляются налегке - с рюкзаком или дорожной сумкой.

Удобно? Доступно? Безусловно. Это - для пассажира. А для германской железной дороги? И для нее, оказывается, куда выгоднее, а значит, и целесообразно возить людей, нежели воздух.

«Митфарен»

Из Берлина в Гамбург нам пришлось ехать посреди недели. Нет худа без добра. Благодаря этой поездке мы познакомились с еще одним сравнительно доступным видом транспорта.

«Митфарен» - попутной машиной в любой, если тебе повезет, населенный пункт Германии в любой день. Владельцев машин здесь миллионы. Автомобиль в Германии - давно уже не роскошь, а средство передвижения. Многие немцы работают в одном городке, а живут за 50-100 км. Сотни тысяч, миллионы частных машин ежедневно в дороге. Едут на работу, по служебным и личным делам.

Вряд ли кто вам скажет, кому и когда пришла счастливая идея, еще раз свидетельствующая о торжестве здравого смысла, целесообразности.

Как бы то ни было, теперь в Берлине, во всех городах Германии увидишь рекламные плакаты, приглашающие «попутчиков» в пункты-офисы «Митфарен». Ты называешь город, дату, желаемое время выезда - и тебе выдают что-то вроде билета, на котором указаны марка, номер машины, фамилия владельца-водителя, место выезда (как правило, у заправочной станции), а также сумма, которую тебе надлежит выплатить за проезд. Вот расчеты: офису - 22 марки комиссионных, владельцу-водителю - по 17 марок за место.

Без десяти восемь мы уже были у стоянки. Водителем нашего «Вольво» оказался рабочий одного из гамбургских заводов. Работает по скользящему графику. Семья живет в Потсдаме, вот и приходится 2-3 раза в неделю совершать такие путешествия. Мы оказались в машине не единственными попутчиками - вместе с нами в дорогу отправились две студентки.

Ехали быстро. На автобане (дороги в Германии преотличные) машина шла со скоростью 180-200 км. Высадил нас Петер, хозяин автомобиля, как мы и договорились, в самом центре Гамбурга, у остановки метро. А в дороге он охотно отвечал на мои вопросы.

- Часто ли попадаются попутчики?

- Почти всегда. Умная голова придумала эти «митфарены».

Вот он везет четверых. Доставит к месту назначения быстро, за умеренную плату. Но и ему, водителю, выгодно: с четырех пассажиров - 68 марок. Полностью окупаются расходы на бензин, да еще 10-15 марок остается. Взаимовыгодно. Целесообразно.

Я мог бы привести и другие примеры такой целесообразности.

Городской транспорт в Германии дорогой - от трех до четырех марок за билет, дающий право на проезд любым транспортом (метро, электричка, автобус) в течение двух часов. Но если у тебя годовой билет, то в выходные дни он становится семейным: дает право бесплатного проезда для пяти человек. Как не использовать такую возможность для посещения родных, знакомых, друзей, для экскурсий! В Германии, в Штатах практикуются также льготные рейсы на внутренних авиалиниях. Билеты на субботу - воскресенье продаются на 30-40% дешевле.

Це-ле-со-об-раз-но.

Я выбил бы это слово в кабинетах железнодорожных и прочих начальников.

...В Берлин и обратно в Киев мы ехали в полупустых вагонах. Тот же «воздух» нередко перевозят вагоны на наших внутренних линиях. Об авиалиниях в несезонное время и говорить нечего. Возить воздух или людей? Что выгоднее?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК